Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:48, реферат
Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало еще философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно-технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.
Наука и техника — главные движущие силы социально-экономических изменений в обществе, с их помощью человечество с поразительной скоростью изменяет окружающую среду. Только вот изменения не всегда носят созидательный характер. Во многих странах люди больше не воспринимают науку как благо и не склонны так легко ассоциировать ее с классическим поиском путей к более просвещенной цивилизации. Вера в честность и ответственность ученых падает, уступая отчасти подозрениям и опасениям перед возможностью всякого рода злоупотреблений. Одна из причин этого — очевидная нечувствительность многих ученых к тем этическим проблемам, которые порождаются их же исследованиями.
Но, несмотря на очевидность того, что связь науки с моралью неизбежна и необходима, многие исследователи говорят об их независимости. Необходимо рассмотреть все точки зрения для понимания сложных отношений науки и морали.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ…………………………………………………………………………4
1.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И МОРАЛИ…….4
1.2 ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ.. 7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ……..12
2.1 НЕЗАВИСИМОСТЬ НАУКИ И МОРАЛИ…………………………......12
2.2 ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА МОРАЛЬ………………………………………15
2.3 ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ НА НАУКУ………………………………………18
2.3.1 Свобода и ответственность ученого………………………………………………………………………... 19
2.3.2 Возможности этического измерения науки………………………………………………………………… …………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..28
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ………………………………………………………………
1.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И МОРАЛИ…….4
1.2 ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ……..12
2.1 НЕЗАВИСИМОСТЬ НАУКИ И МОРАЛИ…………………………......12
2.2 ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА МОРАЛЬ………………………………………15
2.3 ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ НА НАУКУ………………………………………18
2.3.1 Свобода и ответственность
ученого……………………………………………………………
2.3.2 Возможности этического
измерения науки………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало еще философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно-технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.
Наука и техника — главные
движущие силы социально-экономических
изменений в обществе, с их помощью
человечество с поразительной скоростью
изменяет окружающую среду. Только вот
изменения не всегда носят созидательный
характер. Во многих странах люди больше
не воспринимают науку как благо
и не склонны так легко
Но, несмотря на очевидность того, что связь науки с моралью неизбежна и необходима, многие исследователи говорят об их независимости. Необходимо рассмотреть все точки зрения для понимания сложных отношений науки и морали.
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ
Проблему соотношения
науки и морали часто связывают
с научно-техническим
1.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И МОРАЛИ
Научно-технический прогресс
изменил мир и человека. На современном
этапе прогресса науки и
Глубинное и поразительное
по своим следствиям развертывание
потенциала науки и техники оказывает
воздействие на все стороны социальной
жизни. Меняется не только содержание
труда, существенные преобразования происходят
и во всем строе культуры и современной
цивилизации. Технологические новшества
оказывают влияние на социальную
структуру общества. Прогресс современного
общества нельзя представить без
развития науки и техники, без
внедрения технологических
Как отмечают многие исследователи, характерной чертой нынешнего этапа научно-технического прогресса является то, что, создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам, и что бы ни говорили о новых технологиях, единых рынках и системных кризисах, главной приметой нового времени нужно считать следующее положение: современный человек создал слишком сложный для себя, для своих интеллектуальных возможностей мир и потому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития [3, с. 42].
В условиях современного прогресса
науки и техники “научная деятельность
явно обретает новые стороны, связанные
с морально-этической
Одной из причин обострения проблемы исследователи называют неуклонное приближение науки и техники к человеку, к его потребностям, устремлениям, чаяниям. При этом, наука и техника приближаются к человеку не только извне, но и как бы изнутри, в известном смысле делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и его самого. Это в самом буквальном смысле и делается в некоторых современных генетических, эмбриологических и т.п. исследованиях, например, связанных с клонированием. Б. Г. Юдин истоками этих сдвигов называет события конца 60-х годов, когда молодежь многих западных стран развернула мощные движения протеста, которые породили серьезные социальные волнения, связанные с критикой социальных институтов буржуазного общества, его культуры и науки [11, с. 7].
В результате резкой критики науки, которая, по словам участников движения, являлась безмерно далекой от интересов простых людей и порождала тоталитарные тенденции, произошла мучительная и основательная переоценка многих ценностей. Критика повлекла за собой сокращение финансирования научных программ и к появлению безработицы среди ученых, но вскоре ситуация уравнялась с первоначальной.
Сегодня от научных исследований
все больше начинают требовать, чтобы
их результаты удовлетворяли запросы
общества и потребности человека.
Приоритетными становятся исследования
в области охраны окружающей среды
и особенно наук о жизни, прежде всего
биомедицины. Выдвигаются такие
цели, как победа к заданному сроку
над онкологическими или
Параллельно с такими изменениями приоритетов научной политики сходная переориентация происходит и в сфере бизнеса. Люди все больше становятся потребителями знаний, технологий и продуктов, создаваемых в биомедицинских исследованиях и на соответствующих промышленных предприятиях. Интересно сопоставить упомянутые процессы с тем, что происходило в те же годы в области информатики и компьютерных технологий. Здесь ключевым моментом стало создание персонального компьютера, который стремительно вытеснил громоздкие и плохо управляемые ЭВМ прошлого. И опять-таки мы видим — современные технологии подходят все ближе к человеку, радикально меняя стиль его жизни и то, как и что он видит в мире и как взаимодействует с миром.
Такое приближение науки
к нуждам человека, впрочем, не дается
само собой — как известно, за
все приходится платить. Одно из неизбежных
следствий — необходимость
Научное исследование, таким
образом, все более направляется
на познание, с одной стороны, самых
разных способов воздействия на человека
и, с другой стороны, возможностей самого
человека. За прошедшие десятилетия
индустрия научных
Таким образом, проблема соотношения науки и морали сегодня как никогда стоит очень остро. Но научно-технический прогресс не явился “первооткрывателем” данной проблемы.
1.2 ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
Практика общественной жизни
человечества подтверждает, что связь
между научно-техническим
Первое четкое отделение морали (нравственности), добродетели от науки (мудрости) произвел Сократ, но вместе с тем он предпринял попытку объединения их, выявления между ними общего. В стремлении к этому он заходил иногда так далеко, что даже отождествлял их. Известная формула Сократа, что разум ведет к добродетели, а от нее — к счастью, наглядно показывает, что он старался объединить мудрость и нравственность, знание и счастье. Другой мудрец античности — Аристотель, напротив, считал, что знания отнюдь не дают гарантии нравственных поступков, а наука и мораль настолько специфичны, что необходимо их не объединять, а разделять.
Эти два пути решения проблемы
“наука и мораль”, намеченные в
древнегреческой философии, развиваются
и даже доводятся до крайности
в последующих философских
Оптимистическое отношение
к проблеме науки и морали философов
Просвещения получило критику со
стороны многих ученых и философов
[2, с. 274]. Одним из них стал И. Кант,
который наиболее остро осознал
кризисное состояние
На современном этапе
философской мысли и научно-
Для современного сциентизма
характерна вера во всемогущество науки
и техники, в их способность и
даже “предназначенность” решить
все “вечные” моральные проблемы
человечества. В подтверждение приводятся
следующие рассуждения: мораль показала
свое бессилие, поскольку так и
не смогла на протяжении тысячелетий
человеческой истории решить проблемы
добра и зла, свободы и ответственности,
долга и совести, смысла человеческой
жизни. Поэтому их может и должна
попытаться решить наука. Именно сейчас
настал момент, когда можно и нужно
это сделать, ибо мир стоит
перед угрозой физического
Антисциентистские тенденции, возникшие как реакция на увлечение сциентизмом и рационализмом, имеют не менее широкое распространение. Антисциентисты также исходят из понимания огромной роли науки и техники в современном мире, из признания их выдающихся достижений. Однако достижения науки вызывают у них не восхищение, а страх и глубокую тревогу — выдающиеся достижения науки и техники объявляются злом, породившим в наше время сложные и трудноразрешимые общественные проблемы. Будучи свидетелями антигуманного применения научных открытий, антисциентисты утверждают, что наука равнодушна к человеку, к его надеждам и чаяниям, поэтому человеку остается уповать только на мораль — верную хранительницу непреходящих общечеловеческих ценностей и идеалов. Именно в ней следует видеть единственное средство, которое может обуздать, ограничить безудержный и стремительный рост науки и техники.