Наука и Мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:48, реферат

Краткое описание

Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало еще философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно-технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.
Наука и техника — главные движущие силы социально-экономических изменений в обществе, с их помощью человечество с поразительной скоростью изменяет окружающую среду. Только вот изменения не всегда носят созидательный характер. Во многих странах люди больше не воспринимают науку как благо и не склонны так легко ассоциировать ее с классическим поиском путей к более просвещенной цивилизации. Вера в честность и ответственность ученых падает, уступая отчасти подозрениям и опасениям перед возможностью всякого рода злоупотреблений. Одна из причин этого — очевидная нечувствительность многих ученых к тем этическим проблемам, которые порождаются их же исследованиями.
Но, несмотря на очевидность того, что связь науки с моралью неизбежна и необходима, многие исследователи говорят об их независимости. Необходимо рассмотреть все точки зрения для понимания сложных отношений науки и морали.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ…………………………………………………………………………4
1.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И МОРАЛИ…….4
1.2 ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ.. 7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ……..12
2.1 НЕЗАВИСИМОСТЬ НАУКИ И МОРАЛИ…………………………......12
2.2 ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА МОРАЛЬ………………………………………15
2.3 ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ НА НАУКУ………………………………………18
2.3.1 Свобода и ответственность ученого………………………………………………………………………... 19
2.3.2 Возможности этического измерения науки………………………………………………………………… …………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..28

Файлы: 1 файл

Наука и Мораль.docx

— 45.94 Кб (Скачать)

2.3 ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ НА  НАУКУ

Многие философы выход  из сложившейся ситуации научно-технического кризиса видят в корректировании  научно-технической деятельности на основе глубокого синтеза знаний о природе и обществе. Так, Р. О. Курбанов и Н. М. Мамедов  пишут, что  “синтез естествознания не только раскрывает объективную определенность в картине взаимосвязей природы, но и является, на наш взгляд, прелюдией  союза ценностных факторов эпохи  и научного познания” [4, c. 320].

И действительно, для улучшения  современной ситуации в науке  необходимо, чтобы ученые руководствовались  не только истиной, но и нравственными  мотивами. Нравственные мотивы играют существенную, иногда решающую роль в  научном творчестве, корректируя  направление научного поиска. Именно по этому поводу А. Эйнштейн в статье “Памяти Марии Кюри” писал  следующее: “Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего  хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно  большей степени, чем это обычно принято считать” [3, с. 54].

 

2.3.1 Свобода и ответственность  ученого

Одним из необходимых условий  и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах  - в психологическом (свобода воли), гносеологическом (свобода как познанная необходимость), социально-политическом (свобода действий), связанных между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом.

Свобода должна проявляться  не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли (постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т.п.), свободы выбора объектов исследований и методов  научной работы, свободы действий (эксперимент, практическое использование научных достижений и т.п.), социальной свободы ученого как личности и др. [6, с.102].

Одним из проявлений свободы  научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества.

Одной из особенностей современной  науки является ее все большее  сближение с производством, уменьшается  дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение  лабораторных результатов и научных  выводов в производство в широком  масштабе. Таким образом, вопрос о  практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости  той смелости, которая выступает  одной из конкретных форм проявления ответственности.

Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой  моральной ответственности ученого.

В осознании ученым возможности  или необходимости определенного  научного риска  проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности - с другой.

Ответственность ученого  является оборотной стороной свободы  его научного творчества. С одной  стороны, ответственность немыслима  без свободы, с другой - свобода  без ответственности становится произволом.

Когда четкие нравственные критерии утрачивает современный ученый, вооруженный всей мощью современной  техники и поддержаный всеми “активами” современных государств, когда он “в интересах науки”, а не из нравственности, а часто и из чисто “эстетического” интереса к “делу”, к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное и т.д. оружие, это смертельно для человечества, не говоря о том, что это смертельно и для науки [9, с.279].

Современная наука разработала  жесткую многоступенчатую систему  профессиональных “фильтров”, что  случайно “проскочить” ее практически  невозможно [12, с. 80]. Многие считают, что преобладающей базисной ценностной ориентацией каждого идущего в науку является устремленность на поиск истины, так как наука не является прибыльной сферой деятельности, слава самого знаменитого ученого на уровне обыденного сознания ничто по сравнению со славой какой-нибудь кино- или поп-звезды и  власть в науке держится, прежде всего, на научном авторитете.

В истории науки есть много  примеров самоотверженности ученых, вплоть до самопожертвования ради научной  истины. В крайних формах такое  самопожертвование ведет к так  называемому научному фанатизму,  хотя в науке нетерпимость к своим  оппонентам никогда не принимала  таких острых форм, как в политике или религии, все же нередко ценностная ориентация на истину перевешивала ценности терпимости к мнению оппонента, уважительности, самокритичности. Отсюда, как показывает история науки, случаи неоправданного изгнания из сообщества, остракизма и  даже самоубийства среди ученых.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и  напряженно обсуждаются вопросы  социальной ответственности ученого  и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедецинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой.

2.3.2 Возможности этического  измерения науки

Было бы неправильно полагаться лишь на совесть и ответственность  ученых, поэтому в обществе существуют определенные нравственные механизмы  регулирования научной деятельности.

Во-первых, предпринято немало усилий, чтобы расширить обсуждение этических проблем научной деятельности. Уппсальский кодекс этики для ученых 1984 года, который был инициирован Пагуошской конференцией по науке и международным проблемам, гласит: “Научные исследования являются необходимой сферой деятельности, имеющей огромное значение для человечества — для описания и понимания мира, для нашего материального существования, для жизни общества и его благополучия. Исследования могут способствовать решению величайших проблем, стоящих перед человечеством, таких как угроза ядерной войны, разрушение окружающей среды и несправедливое распределение природных ресурсов... Вместе с тем исследования прямо или косвенно могут и усугубить проблемы человечества. Данный этический кодекс был сформулирован в ответ на озабоченность по поводу применения и последствий научных исследований. Особенно это касается угрозы, связанной с современной военной техникой. Она столь велика, что возникает сомнение, можно ли вообще этически оправдать какую-либо разработку вооружений”.

Во-вторых, существуют меры, предпринятые крупными международными организациями. 25-я Генеральная ассамблея ICSU, одобрив организацию Постоянного  комитета по ответственности и этике  в науке, предложила, чтобы “Комитет подготовил заявление ICSU по ответственности  и этике в науке для широкого распространения” (1996). Позже ЮНЕСКО с подобными же целями организовала Всемирную комиссию по этике научного познания и техники (СОМЕSТ).

В-третьих, создаются форумы и комитеты, призванные заниматься этическими проблемами научной деятельности. Специальные структуры этического контроля, первоначально осуществлявшегося  лишь коллегами, впервые возникли в 50-х годах в США, а в 1966 году официальные власти сделали этическую  экспертизу обязательной для всех биомедицинских исследований, которые финансировались  из федерального бюджета. Позже экспертиза была распространена также и на исследования, финансируемые из других источников. Характерно, что в США обязательной этической экспертизе подлежат не только биомедицинские исследования, но и  психологические, антропологические  и т.д., коль скоро они проводятся на человеке, а также исследования на животных. В 1967 году этические комитеты начали создаваться при больницах  и исследовательских учреждениях  Великобритании, причем инициатива исходила снизу, от самих медиков.

По мере того, как расширялась  практика биомедицинеких исследований, совершенствовалась и деятельность этических комитетов. Ныне вопросы их структуры, функций, статуса, состава, полномочий и т.п. разработаны до мельчайших деталей. В разных странах действуют различные схемы взаимодействия комитетов разных уровней — местных, функционирующих на уровне лечебного или исследовательского учреждения, региональных и, наконец, национальных. В последние годы значительное внимание уделяется вопросам организации экспертизы исследований, проводимых одновременно в разных странах; особые сложности при этом возникают тогда, когда дело касается развивающихся стран.

Таким образом, тесное, непосредственное воздействие этических норм на научное  познание стало реальностью, в которую  вовлечено множество людей. Но эта  ситуация не идеальная. Непрерывная  эволюция практики этического регулирования  обусловлена тем, что сама практика порождает множество проблем, например таких, как противоречие между независимостью и компетентностью членов этического комитета, формализм в проведении экспертизы и т.п. Порой утверждается, что все эти детальнейшие процедуры  и регламенты этического контроля защищают не столько испытуемых, сколько самого исследователя [11, с. 14].

И, тем не менее, сама обязательность этической экспертизы влечет за собой  принципиально важное для научно-познавательной деятельности следствие. Общепризнано, что квинтэссенцией научного познания и научной деятельности является именно исследование. При проведении биомедицинского исследования, точнее, при его планировании, даже еще  при замысле, при разработке общей  идеи исследователю необходимо иметь  в виду, что возможность реализации получит не всякий замысел, будь он даже безупречен в теоретическом, техническом  и методологическом отношении, а  только такой, который получит одобрение  этического комитета. Но это как  раз и означает, что этические  требования действительно становятся предпосылкой научного познания. Иными  словами, связь между этикой и  наукой не только возможна, но и вполне реальна.

Механизмы этического контроля действуют даже тогда, когда исследования проводятся без непосредственного  воздействия на испытуемого (так  что, строго говоря, его нельзя называть испытуемым). Например, если для так  называемого эпидемиологического  исследования необходимы данные о состоянии  здоровья, генетических, биохимических  и других показателях тех или  иных групп населения, то перед проведением  исследования необходимы и процедура  информированного согласия, и независимая  этическая экспертиза. Они необходимы и в случаях, когда исследуется  тот или иной биологический материал (скажем, кусочек ткани), извлеченный  у человека.

Но не всегда этическая  экспертиза оказывается действенной. Сегодня говорят о недостаточной  разработанности законодательной  базы и системы этического тренинга исследователей. Что оборачивается  не только тем, что граждане недостаточно защищены от недобросовестности и небрежности  исследователей, но и ослаблением  позиций (в частности, биомедицины) на международном уровне.

Некоторые исследователи  предлагают возможные меры, которые  заслуживают дальнейшего обсуждения. Это, в частности: усиление этической  составляющей в научном образовании; формирование национальных органов  по этике науки; создание новых форумов  для диалога с общественностью [11, с. 19].

Во-первых, рекомендуется  создание независимых национальных органов по этике науки. Членами  подобных организаций должны стать  широко образованные люди, компетентные как в науке, так и в этике. Тогда национальные этические комитеты смогут давать необходимые советы по поводу концептуально запутанных и  эмоционально сложных этических  проблем науки. Такие органы смогут заполнить вакуум, который возникает, если ни одна из сторон не считает этику  своей сферой компетенции. При необходимости  они могут также оказать помощь в формулировании кодексов и руководств. Обычно такие органы действуют на основе консенсуса.

Во-вторых, рекомендуется  принятие международных руководств, которые направляли бы все области  научных исследований. Основой для  подготовки подобных руководств должны стать такие общие документы, как, скажем, Уппсальский кодекс этики ученых, инспирированный Пагуошской конференцией по науке и международным вопросам. 

В-третьих, рекомендуется  проводить долгосрочную научную  политику.  В ее рамках должна серьезно рассматриваться возможность замедления исследований в некоторых проблематичных областях. В ходе развития науки  открываются новые области, ранее  считавшиеся недосягаемыми для  человеческого вмешательства и  познания. Часто новое знание дает повод для беспокойства, и разумнее подождать, не распространять или не предлагать его для практического  использования: эта стратегия основана на предусмотрительности.

В-четвертых, рекомендуется  поддерживать открытый диалог с общественностью. Это может повысить общий уровень  понимания научных проблем, улучшить восприятие науки обществом и  укрепить веру в честность ученых. Когда дело касается ценностей, ученые не являются привилегированной стороной в общественном диалоге. Перенос  авторитета науки на этику незаконен. Ученые — это часть гражданского общества, и, предлагая важные идеи, они должны уважать и признавать права, альтернативные ценности и мировоззренческие  позиции  других членов общества.

Информация о работе Наука и Мораль