Методы изучения имиджа политических лидеров и их электорального статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:47, реферат

Краткое описание

Одной из неотъемлемых составляющих политической рекламы,
которая впоследствии будет определять эффективность воздействия на аудиторию, является имидж политика, его установление, продвижение и поддержание.
В свою очередь, формирование успешного имиджа политического лидера определяется следующими факторами: знанием и пониманием настроение, требованиями и установками своих будущих или настоящих последователей и способностью продемонстрировать, что политик - именно тот, кто полностью удовлетворяет потребности и интересы общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические сведения об имидже…………………………………. 4
1.1Понятие имиджа политического лидера……………………………………..4
1.2Типология имиджа…………………………………………………………….5
Глава 2. Психологические свойства и главные факторы создания политического имиджа…………………………………………………………...8
Глава 3.Электоральное поведение……………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

3.«Обаятельный лидер». Театральный аналог – первый любовник. Улыбчив и раскован, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько просто понравиться.

4. «Свойский мужик». Театральный аналог – простак. Незаметный человек, не отличающийся особо какими-то заслугами и победами, но волею судьбы оказавшийся среди жителей политического Олимпа.

История политической жизни нашей страны  и современная ситуация демонстрируют нам образцы почти всех, перечисленных выше типов имиджей.

Но нужно признать, что то, что характерно для Запада, не совсем соответствует России и её обычаям.  Ситуация, в которой почти половина населения чувствует себя обездоленными сиротами, чужими «на этом празднике жизни», является причиной появления жгучей потребности в заботливом «отце», который обо всех позаботится, никого не обделив лаской и щедростью. Активнее всего патерналистский имидж разрабатывался Б. Ельциным, начинавшим в свое время прямым и бесхитростным правдолюбцем. Трудно приживается на российской почве тип «обаятельного политика». Попытавшийся стать таковым М. Горбачев вряд ли имеет серьезные шансы для возвращения на президентский пост.

Внедрение рыночных отношений в сферу политики способствовало использованию манипуляторских технологий продвижения специфического "товара" - политического деятеля.

Под манипулированием, как правило, понимают совокупность способов идеологического и социально-психологического воздействия, направленного на изменение мышления и поведение людей вопреки их интересам. Главная цель манипулирования - добиться выгодного манипуляторам поведения от индивидуума и социальных групп, не отбирая у них иллюзию свободного выбора. Реализуется оно в основном через массированное информационное воздействие.

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 2. Свойства и факторы формирования политического имиджа.

 

Особенности, составляющие и факторы, влияющие на формирование имиджа политического лидера.

 

При  создании политического имиджа следует учитывать его отличительные особенности.

1. Политический имидж должен обязательно утверждаться с целью решения конкретной задачи.

2. Имидж должен удовлетворять социальные ожидания и требования народных масс — это важнейшее  условие формирования эффективного политического имиджа. Социальные ожидания  — это совокупность ожиданий и требований относительно норм исполнения лидером социальных ролей и соответствующей им деятельности. Это разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений.

Поэтому в случае,  если деятельность политического лидера оценивается отрицательно, то обнаруживается потребность в выдвижении иной кандидатуры, обладающей качествами, способными обеспечивать исполнение деятельности, удовлетворяющей ожиданиям (обычно это качества, прямо противоположные качествам прежнего лидера). Поэтому имидж должен быть механизмом между социальными ожиданиями и личностью нового лидера. Социальные ожидания масс -  ИМИДЖ-личность политического лидер.

Другими словами, в имидже надо так отражать черты личности, чтобы они соответствовали социальным ожиданиям. Но, важно  не забывать, что сдвиг имиджа в ту или иную сторону определяется  силой проявления личности или социальных ожиданий.

3. Еще одна важнейшая характеристика имиджа его стереотипный характер. Стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — относительно устойчивый и упрощенный образ, формирующийся в условиях дефицита информации как итог обобщения личного опыта и зачастую нереальных представлений, установленных в обществе. Стереотипы характеризуются высокой степенью проявления в обществе, что связано с формированием оценки человеком окружающего мира. Стереотип позволяет упростить реакцию на изменяющуюся реальность, увеличить темпы процесса понимания и познания.[6]

Стереотипы оказывают огромное влияние  на общественное настроение и поведение людей, и это важно учитывать. Наша страна за всю свою историю развития отличалсь особым  «богатством» разнообразных стереотипов — от этнических до политических.

4. Важной особенностью стереотипа является его упрощенность, а,  следовательно, имиджу не свойственно содержание множества характеристик или параметров. Он должен быть простым, доступным, соответствующим установленным у большинства населения позитивным представлениям о лидере. «Сильный», «волевой», «умный» — вот стереотипные и ценные черты имиджа политика. Стереотип активен, с ним связано понятие стереотипизации — процесса приписывания некоторых,  часто сходных черт людям, группам или общности ввиду существующих на то оснований, что, надо заметить, зачастую встречается в процессе политической деятельности.

5. Привлекательный имидж политика должен обязательно  формироваться последовательно, так как стихийный процесс возникновения способен сделать его не только неэффективным, но даже совсем иным, не тем, какой необходим.

6.  Важно отлично знать социальную структуру общества (или избирательного округа), интересы, потребности, социальные ожидания людей и слоев населения, причины их тревоги, преобладающие настроения, социальные установки и стереотипы. Это обеспечит возможность для вычисления  важнейших черт имиджа, которые станут достаточными для восприятия политика как настоящего лидера, способного справиться с нерешёнными вопросами.

Данные черты и должны стать основой для стереотипизации имиджа, то есть, по сути дела, его своеобразной достройкой в сознании людей.

Психологические исследования политических имиджей определили возможность для выявления ряда других его важных особенностей. В частности, имидж обязательно должен быть прагматичным, то есть создаваться с определенными целями. Он должен быть реалистичным, то есть содержать черты, воспринимаемые однозначно как принадлежащие к миру реальному. Как психический образ имидж — явление нестойкое, таким образом, его постоянно необходимо подкреплять.

7. Имидж — вариабелен, он не должен быть «жестким», его характеристики должны подстраиваться под конкретные социальные  слои общества.  Неотъемлемым требованием-характеристикой является его целостность, иначе говоря, внутренняя непротиворечивость.[7]

Создание и поддержание политического имиджа- процесс длительный и весьма сложный, подчиняющийся ряду факторов, или требований. К числу которых относятся:

1. Политический имидж должен содержать черты победителя.

2. Присутствие в политическом имидже "черт отца".

3. Стереотипная многоплановость имиджа.

4.  Открытость (видимая доступность). Она воспринимается как эффективная обратная связь избирателей с лидером. Многие склонны считать, что только это помогает политику верно ориентироваться в ситуации.

5. Эффективные коммуникации. Имидж транслируется в процессе многочисленных политических коммуникаций.

6. Окружение. Существует крылатое высказывание «короля делает его свита». Оно полностью справедливо и в случае формирования эффективного имиджа во время избирательных кампаний.

7. Рациональная инновация, неординарное решение.

 

Главными факторами, оказывающими влияние на  формирование привлекательного имиджа политика, являются:

-личность политика;

-эффективность деятельности средств массовой информации;

-особенности исторической эпохи, в которой действует политический деятель, сталкиваясь с её трудностями.

Составляющие имиджа политического лидера.

1.Внешность (рост, вес, тип, телосложение, обаяние, красота и т.д.)

2.Биография

3.Манера поведения и общения, умение говорить

4.Моральные и деловые качества (честность, порядочность, профессионализм)

5.Политическая принадлежность (партия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Электоральное поведение

 

 

Электоральное поведение (англ. voting behaviour или electoral behavior)- процесс принятия решений гражданами относительно своего участия в выборах и голосования за те или иные политические силы и кандидатов.

Электоральное поведение представляет собой одни из видов политического поведения, процесс определения политических предпочтений и решения об участии в выборах и голосовании за определенных политических сил или кандидатов. Чаще всего в политической науке этот термин используется для обозначения формирования решения граждан о том, за кого голосовать. Для исследования активности избирателей на выборах используются понятия электоральное участие, электоральная активность и электоральный абсентеизм. Электоральное поведение – сложный процесс, предполагающий воздействие целой группы краткосрочных и долгосрочных факторов.

 

                                                 

                              Исследования электорального поведения

Изучение электорального поведения – относительно молодое явление. Связано оно было с выходом на политическую арену больших групп избирателей. Первыми исследователями, вплотную занявшимися исследованием этого феномена были А.Зигфрид и Г.Тингстен.

В политической науке сложилась традиция, согласно которой под электоральным поведением чаще всего понимается выбор избирателей при голосовании. Электоральное участие рассматривается отдельно и обозначается самостоятельным термином.

В политической науке и политической социологии сформировались три основных подхода, по-разному трактующих факторы, определяющие электоральное поведение.

Первый подход, социологический, основан на признании преобладающего воздействия социальных факторов: социального статуса и социальной среды. Основателями этого подхода считаются А.Зигфрид, С.М.Липсет, С.Роккан, П.Лазерсфельд, Б.Берельсон.

С.М.Липсет и С.Роккан[1] сформулировали концепцию о влиянии на политические предпочтения, электоральное поведение и структуру партийных систем западных стран социально-политических размежеваний четырех типов: между центром и периферией, между государством и церковью, между городом и селом, между собственниками и рабочими. Каждое из этих размежеваний обуславливает наличие поддержки и голосования за соответствующие партии: региональные, этнические, религиозные, аграрные, социал-демократические или коммунистические. Причем в первой половине – середине 20 века эта поддержка была достаточно устойчивой.

Социально-психологический подход основан на предположении о том, что основной фактор, влияющий на голосование – это партийная или идеологическая идентификация. Основателями этого подхода считаются исследователи Мичиганского университета: А.Кэмбелл, У.Миллер, Ф.Конверс[2] и другие. В их работах была использована «воронка причинности» – модель, позволяющая учитывать совокупное влияние на голосование различных факторов при доминировании партийной идентификации. Благодаря развитию этого направления в сфере изучения электорального поведения стали широко применяться панельные опросы, позволившие выявить временную динамику политических предпочтений.

Эти два подхода продемонстрировали свою адекватность применительно к реалиям Западной Европы и США первой половины – середины 20 века. В 1970-1980-х гг. наблюдалось значительное ослабление социальных факторов электорального поведения и ослабление партийной идентификации. Ни социологический, ни социально-психологический подходы не смогли дать убедительного объяснения этому феномену.

В этот период широкое распространение получили концепции рационального поведения избирателей, основанные на теории рационального выбора. Их основная идея заключалась в том, что избиратели голосуют за ту политическую силу, которая, по их мнению, способна предоставить им выгод больше, чем любая другая.

В рамках этого подхода выделяются следующие концепции, получившие наибольшее распространение. Концепция ретроспективного голосования[3] предполагает, что избиратель делает свой выбор на основе позитивных или негативных оценок прошлой деятельности политической силы. Концепция экономического голосования[4] основана на допущении, что в основе электорального выбора лежит оценка избирателями успехов в экономической сфере. При этом голосование может быть эготропным (когда избирателя интересует преимущественно собственный карман) или социотропным (когда гражданин проявляет озабоченность положением дел в стране в целом).

Ни один из трех подходов не дает комплексного представления об электоральном поведении, поэтому в последние десятилетия исследователи предпринимают попытки создать интегративные модели этого процесса, которые включали бы разнообразные факторы[5].

Применение данных теорий в России и других посткоммунистических странах вызывает дискуссию. Большинство исследователей, если и не отрицают возможность их использования, то настаивают на критическом переосмыслении (А.С.Ахременко, Г.В.Голосов, Е.Ю.Мелешкина и .др.).

 

Факторы электорального поведения

В политической науке и политической социологии принято выделять долгосрочные факторы электорального поведения и краткосрочные. К долгосрочным относятся социальные факторы и политическая идентификация. Среди социальных факторов особое значение имеют следующие: пол, возраст, тип поседения, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным – экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.

Информация о работе Методы изучения имиджа политических лидеров и их электорального статуса