Лоббизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:35, реферат

Краткое описание

В современном, демократичном обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и виды лоббизма.
2. Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской деятельности.
3. Типология лоббизма. Его достоинства и недостатки.
4. Функции лоббизма.
5. Сущность лоббирования в политической деятельности.
6. Общественное значение и особенности лоббизма в РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

Недостатки  лоббизма:

     1) лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как “непатриотическое” средство;

     2) он выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают” фундамент власти;

     3) может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения “специальных интересов”;

     4) лоббизм таит в себе немалую опасность “размывания” народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

     5) лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);

     6) лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

     7) лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета (“перетягивание одеяла на себя”), на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.;

     8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

      Функции лоббизма.

     «Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что  может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему  обществу. Совсем необязательно, что  лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует  учесть, что группы давления - это  по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от  большинства населения.   Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском  обществе. Вот основные функции лоббизма:

    • посредничество между обществом и государством

     Лоббисты  представляют интересы общества перед  органами государственной власти. Добиваясь  своих, чаще всего экономических  целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной  промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия  зарплатой. 

    • замещение представительства

     Лоббисты  в некоторых случаях представляют  интересы части общества, замещая  при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных  органов власти) народа.

    • упорядочивание плюрализма общественного мнения

     Многие  партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной  России это Яблоко и СПС, Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают  резкость мнений, реализуя интересы, а  не отстаивая позиции  партий. 

    • информационная  функция 

     Такой канал лоббирования как СМИ выполняет  функцию информирования широкой  публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

    • постановка актуальных вопросов

     Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью  и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты   подняли вопрос перед законодательной властью  о проблеме незаконного копирования  кассет.

Сущность  лоббирования в политической деятельности.

     Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом - lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое  к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов  конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.

     Современный энциклопедический социологический  словарь характеризует лоббизм  как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, - это влиятельные  дельцы и политики, стремящиеся оказать  нажим на законодателей с целью  отстоять выгодный определенным группам  законопроект. Зачастую они не гнушаются  никакими средствами: "ты мне, я тебе", "благодарности в конверте",и  подобные методы. В США, напр., почти  по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, которые  действуют в кулуарах конгресса. В то же время лоббизм - это и  постоянная деятельность хорошо финансируемых  профессиональных "толкачей". Они  имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов  и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в  механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они  внимательно следят за тем, чтобы  в законодательных органах не проходили законопроекты, которые  повредили бы интересам их патронов - промышленным корпорациям, военным  концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т.п.

Общественное  значение  и  особенности  лоббизма в РФ.

     Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советский  период истории. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической  базы процесса лоббирования интересов  экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая  идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.

     Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес - конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

     Надо  всегда помнить - государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами … если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т. д.  Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.

     Вместе  с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое - необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

     На  современном этапе - никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико-административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.

     Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично. Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

     На  федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%, то она должна стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов "обиженных против фаворита". Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.

     Главная задача заключается не столько в  достижении победы, сколько в сохранении постоянного стратегического прогресса. Любая поправка, лоббирующая интересы одной группы людей, ударяет по интересам другой. Попробуйте в первую очередь объединить "недовольных", выяснить их совместные возможности в области СМИ и "личного влияния". Исходя из этого, можно строить кампанию.

     Ещё один аспект федерального лоббизма - глобальность устремлений лиц, принимающих решения. Спекулируя на комплексах величия "сильных мира сего", лоббисты своей риторикой могут получать реальные ресурсы в обмен на лояльность и потакание имперским устремлениям правящей элиты. В качестве примера можно привести ЛУКОЙЛ, который ( в т.ч. при помощи государства) успешно проводит экспансию на рынки Восточной Европы.

     На  уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу голосования), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. Если же говорить о работе с центристскими фракциями в Парламенте (Государственная Дума и Совет Федерации), следует учитывать, что на современном этапе партийные съезды являются бюрократическими парадами, и бюрократическая логика применима в работе с членами подобных партий и блоков.

     При взаимодействии с Правительством важно помнить, что прохождению даже самых выгодных предложений всегда мешает среднее исполнительное звено. Среднее звено не хочет за те же деньги брать на себя больше ответственности, и помимо прочего может быть не заинтересовано в вашем проекте в силу договорённостей с конкурирующими организациями, от которых оно (среднее звено), в тайне от своего руководства, получают ежемесячные откаты. Таким образом, даже если проект понравится руководству, его всегда может запороть среднее звено, когда оно будет давать отзыв на ваше предложение.

     Резюмируя анализ лоббизма на федеральном уровне важно помнить, что классическая форма взяток в реальности наличествует лишь на нижнем уровне государственной власти. На уровне министерств используется принцип "дружбы" чиновника с отдельным бизнесменом или бизнес-группой. Никаких взяток, только "дружба", состоящая из "услуг". Таким образом, поймать чиновника за руку становится практически невозможным.

     Специфика лоббизма на региональном уровне.

     Реформа местного самоуправления ещё не дала видимых результатов и поэтому  сложно предвидеть её влияние на региональный лоббизм в будущем. Предлагаю рассмотреть лишь современную специфику регионального лоббизма. Если выстроить своеобразный рейтинг - то среди региональных групп интересов наибольшим влиянием пользуются Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Тюменская группы. Свое влияние они оказывают в основном через 4 канала – Администрацию Президента, Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ.

     С учётом новой системы организации Администрации  Президента РФ - существенное место в региональном лоббистском процессе заняли аппараты Полпредов и Федеральных инспекторов. Именно от этих людей на стол Президента поступает информация из регионов. Региональным лоббистам следует больше сосредоточить своё внимание именно на них, а не на приёмных главы Администрации или членов Совета Федерации.

     Если  анализировать существующую практику, группы давления наиболее сильны в регионе в двух случаях: когда на его территории доминирует одна крупная корпорация либо когда регион малонаселен и промышленно неразвит. Если лоббист имеет обширные связи в федеральной исполнительной власти, он может повлиять на то, что в конкретном округе или регионе увидит свое начало федеральная программа строительства дорог или жилья, а может пригрозить, что этот округ окажется последним. Отсюда возникает мощнейший ресурс воздействия на региональную власть.

Информация о работе Лоббизм