Лоббизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:35, реферат

Краткое описание

В современном, демократичном обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и виды лоббизма.
2. Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской деятельности.
3. Типология лоббизма. Его достоинства и недостатки.
4. Функции лоббизма.
5. Сущность лоббирования в политической деятельности.
6. Общественное значение и особенности лоббизма в РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

     Наиболее  действенные рычаги при этом - деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России - эмигранты  и их потомки - составляют по численности  одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США.

     Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства  интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе  доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который  зачастую воспринимается как синоним  коррупции. В лекции раскрывается понятие  лоббизма как разновидности функционального  представительства интересов, анализируются  как негативные, так и позитивные стороны данного явления. Кроме  того, значительное внимание уделяется  истории и месту лоббизма в  современной политической системе  различных зарубежных стран, обобщается зарубежный опыт регулирования лоббистской  деятельности. На основе проведенного анализа лучшей практики лоббизма и  обзора современного состояния лоббизма в России делаются выводы относительно необходимости и возможных форм регулирования лоббизма.

Методы  и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской  деятельности.

     Методы  лоббистской деятельности в политической сфере жизни общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование несколькими организациями; воздействие  на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных  злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся: жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований     к     профессиональной    этике    государственных    служащих, совершенствование механизма лоббирования.

     Выделяют  три основных формы лоббизма: "прямой", "косвенный" и "внутренний". Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью  добиться принятия решения, отвечающего  конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью  оказания давления, которые  проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.  Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

     Всем  хорошо известны классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:

     1. Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывание повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.

     2. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективные) объектов лоббистского воздействия. Тем самым вы заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.

     3. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно инспирировать эти события… Необходимо искусственно создавать локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.

     4. Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.

     5. Необходимо активно сотрудничать с региональными и общефедеральными ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.

     6. Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов . Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.

     7. Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных "слабостях" конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.

     8. Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все "грязные дела" конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.

     9. Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо реализации неугодного проекта.

     10. Игра на противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор.  Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.

     11. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста - умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере.

     12. Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников "нейтральной стороны. Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и "нейтральными" чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной (но политически лояльной руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с "нейтральными" чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

     Наиболее  эффективными инструментами  лоббистской деятельности являются:

     1. Рекрутирование своих сотрудников во власть.

     2. Подкуп должностных лиц.

     3. Неформальные контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях).

     4. Участие в работе политических и общественных организаций (в т.ч. - профессиональных объединений).

     5. Покровительство чиновников.

     6. Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)

     7. СМИ (в т.ч. печатная пресса, телевидение, интернет)

     Одним из легальных методов лоббистской  деятельности является создание в крупных  корпорациях специальных отделов  по связям с органами государственной  власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

     Лоббистская деятельность представляет целый ряд  потенциальных угроз, основная часть  которых связана с искажением представительства общественных интересов (представительство интересов меньшинства  в ущерб большинству), дезинформацией представителей органов государственной  власти, а также закрытостью лоббистской  деятельности и вытекающей из этого  коррупции и сращивания государственных  и коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой функционального  представительства интересов предоставляет  государству и обществу в целом  ряд серьезных преимуществ, связанных  с более оперативным, нежели при  политическом представительстве интересов, информировании должностных лиц, принимающим  решения в системе  управления. В связи с этим во многих странах  мира лоббизм является легальным  видом деятельности и существует его специфическое регулирование. В частности, можно говорить о  двух основных моделях регулирования  лоббизма – американской (лоббизм  представляет собой специальную  системой представительства интересов  граждан, которая регулируется специализированным законодательством), германской (лоббизм  является легальным видом деятельности, однако специального закона о лоббизме не существует) и французской (лоббизм  является незаконным, однако  существует Социально-экономический совет, состоящий  из представителей профессиональных групп  страны, который выполняет роль своеобразного  «лоббистского парламента»).

    Типология лоббизма. Его достоинства и недостатки.

     Для более удобного изучения такого сложного явления современного демократического общества, как лоббизм, необходимо классифицировать его виды. Главным критерием  выделения  того или иного вида является вид  деятельности организации, чьи интересы представляет лоббист. В США существует бизнес-лобби, которое представлено такими крупными организациями, как  Американская Палата Коммерции (US Chamber of Commerce), Круглый стол бизнеса ( Business Round Table), Национальная Федерация Независимого Бизнеса (The National Federation of Independent Business).   Американская палата Коммерции была  образованна в 1912 году, сейчас в ее состав  входит более, чем 70 000  предприятий и больше, чем 3000 региональных отделений. Бюджет этой крупной организации составляет более $ 20 000 000.  Business Round Тable, созданный в 1972 году, призван объединять ведущих менеджеров предприятий с целью обсуждения насущных проблем и принятия более эффективных решений. Национальная Федерация Независимого Бизнеса представляет интересы малого бизнеса, сейчас эта организация объединяет уже около полумиллиона предпринимателей.  Очень крупным каналом лоббирования в США являются профсоюзы и их объединения. Самой крупной такой организацией считается the AFL-CIO, объединяющая 106 независимых профсоюзов, таких как Союз работников автопромышленности (United Auto Workers), Национальная Ассоциация Образования (National Education Association) и др.  

     В России в данный момент можно выделить 4 основных вида лоббизма:

    • административно-финансовая группа сформировалась на основе советских министерств и ведомств, например, «Газпром»
    • финансово-промышленная группа,  например, «Минатеп» - «Юкос», «Анексим»
    • промышленно-финансовая группа, например, «Лаговаз» - «Сибнефть»-«Аэрофлот»
    • территориальная группа, например, «Алроса»

       Основное отличие финансово-промышленной  группы от промышленно-финансовой  заключается в способе образования  этих групп. Основой первой  группы стали банки, обслуживавшие  промышленные предприятия, основой  второй были промышленные предприятия. 

Достоинства лоббизма:

     1) влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

     2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

      3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

     4) воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

     5) применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

     6) позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

     7) лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти;

     8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

Информация о работе Лоббизм