Лоббизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:35, реферат

Краткое описание

В современном, демократичном обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и виды лоббизма.
2. Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской деятельности.
3. Типология лоббизма. Его достоинства и недостатки.
4. Функции лоббизма.
5. Сущность лоббирования в политической деятельности.
6. Общественное значение и особенности лоббизма в РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.

  1. Понятие и виды лоббизма.
  2. Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской деятельности.
  3. Типология лоббизма. Его достоинства и недостатки.
  4. Функции лоббизма.
  5. Сущность лоббирования в политической деятельности.
  6. Общественное значение и особенности лоббизма в РФ.

Заключение.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В современном, демократичном обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют  менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия  этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

     В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных  специалистов, способных собрать  необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения  в пользу той группы, интересы которой  они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников разного  рода сделок между группами интересов  и политическими деятелями, в  том числе законодателями и членами  правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким  образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из этого, тему контрольной следует признать весьма актуальной и важной для понимания механизма функционирования современного демократического государства.

     Само  слово «лоббизм» неоднозначно оценивается  общественным сознанием, ибо имеет  как легальный, так и «теневой»  смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм»  здесь приобретает сугубо отрицательное  значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка  голосов в чьих-либо корыстных  или  узкопартийных интересах  в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут  выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с  помощью которых принимаются  управленческие решения в интересах  определённых групп или лиц. Отрицательное  отношение к лоббизму формируется  именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона  медали, показывающая не только силу и  возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места»  власти.

     В позитивном смысле лоббизм характеризуется  как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее  в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система  организационного оформления, выражения  и представительства разнообразных  и групповых интересов- столь  же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится  привлечь к себе внимание властей.

     Практика  лоббирования, т.е. оказания влияния  на процесс принятия государственных  решений в целях отстаивания  групповых или индивидуальных интересов, в той или иной степени присуща любой политической системе. Однако характер её политического и институционального оформления зависит от характеристик этой политической системы – сложившейся политической культуры, развитости правовой системы, политических традиций, правил взаимоотношений государства и бизнеса, степени демократизации политического процесса.

     Характер  лоббизма в России за последнее десятилетие  претерпел радикальные изменения. С одной стороны, изменилась экономическая  основа общества – был создан и  начал развиваться частный сектор экономики. С другой стороны, претерпела коренные изменения политическая система страны. Активно проходившая структуризация органов государственного управления и рыночного сектора экономики стала стимулом к стремительному развитию взаимодействия ветвей и структур государственной власти и корпоративных частнопредпринимательских объединений. Возникла объективная потребность в создании дополнительных каналов для диалога между властью и бизнесом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и виды лоббизма.

     Термин  «лобби» и его производные  происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».

     В российской научной и профессиональной среде  можно выделить два подхода к  толкованию термина «лоббизм».

     В широком (обывательском) смысле под лоббизмом  понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в  том числе и политических) по отстаиванию  своих активных интересов. Стоит  особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм – это  не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и  деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих  корпоративных интересов, получение  особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина  считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.

     Сторонники  другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской  деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным  его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной  власти. Известный ученый Алексей  Автономов предлагает не путать понятия  и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных  организаций в ходе контактов  с представителями государственных  органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или  непринятия) органами власти решений  в соответствии с интересами специальных  групп, выражаемыми указанными организациями». Ученый полагает ошибочным зачислять  в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных  лиц и пр.

     Само  слово «лоббизм» неоднозначно оценивается  общественным сознанием, ибо имеет  как легальный, так и «теневой»  смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм»  здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

     В позитивном смысле лоббизм характеризуется  как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее  в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система  организационного оформления, выражения  и представительства разнообразных  и групповых интересов- столь  же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится  привлечь к себе внимание властей.

     Лоббизм в этом смысле есть форма законного  влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов  в целях удовлетворения интересов  определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

       Лоббизм весьма жёстко связан  с политической властью. Можно  даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше  реальной власти. Лоббизм – своего  рода признак власти, её специфическая  черта, «отметина». И наоборот, он  не будет проявляться там, где  власть отсутствует или где  она выступает лишь в качестве  номинальной силы.

       Лоббизм как полноценный институт  появляется тогда, когда уже  существуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие  интересов в обществе вследствие  его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; - расширяется  доступ к власти на основе  политического плюрализма, что характерно  прежде всего для демократических  режимов.

     В связи  с тем, что власть объективно не в  состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных  групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях  переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

     Для наиболее эффективной реализации целей  лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически  все крупные корпорации, предпринимательские  союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своём  составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих  способностей и качества). Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наёмных  лоббистов, в роли которых чаще всего  выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы  или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации  типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно  лоббистские по назначению.

        Лоббизм может проявляться в  разных сферах и соответственно  иметь различные виды. Например  в зависимости от того, в какой  ветви власти «решается вопрос»,  можно выделить законодательное,  исполнительное и судебное лоббирование.

         Условно можно говорить, что лоббизм  в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным  воздействием на сознание и  поведение людей в сфере политики  обосновано считается «четвёртой  ветвью власти». Сам же лоббизм  (на Западе, в США) достаточно  престижный вид деятельности, некоторые  называют его «пятой ветвью  власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении  достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на  правотворческое (лоббизм в законодательных  органах через нормативные акты), правоприменительное (лоббизм через  акты применения права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования  права).

     В зависимости  от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и  другое лоббирование.

     В зависимости  от времени действия бывает «одноразовый»  и постоянный лоббизм.

     В зависимости  от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, областных органах).

     В зависимости  от того, в чью пользу «решается  вопрос», лоббирование может подразделятся  на следующие разновидности.

     Лоббирование  различных социальных структур: общественных  организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и  экологические движения, предпринимательские  союзы и т.д.).

     Ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех  или иных интересов.

     Региональное  лоббирование - это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.

     Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные  органы с целью добиться от них  определённых решений. Так, значительное место в структурах американского  общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др.

Информация о работе Лоббизм