Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 20:22, контрольная работа
Государственная власть играет ключевую роль в жизни современного общества. Стабильность и эффективность правового регулирования общественных отношений, оптимальный режим функционирования государственных органов и структур, достижение этих целей, производится путем юридического узаконения и социального обоснования государственной власти, и предполагает, в этих целях, использование ресурсов самой власти. Залогом эффективности власти, а именно результативности, характеризующейся степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан, являются такие ресурсы, как свойства легальности и легитимности политической власти.
Введение
1. Понятия легальности и легитимности политической власти.
1.1 Легальность, как политико-правовой процесс, становление и эволюционирование
1.2 Легитимность, как общественное признание власти
2. Теории возникновения легитимности политической власти
3. Легитимации политической власти в России
Заключение
Список используемой литературы
Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. Когда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона. И все же проблемы легитимности власти, как отмечают исследователи, существовали и существуют во всех, включая демократическую, системах: только в одних в большей мере, в других - в меньшей.
Для
поддержания легитимности власти, пишет
П. Шаран, используются многие средства.
В том числе: изменения законодательства
и механизма государственного управления
в соответствии, с новыми требованиями;
стремление использовать традиции населения
в законотворчестве и при проведении практической
политики; реализация легальных мер предосторожности
против возможного снижений легитимности
власти; поддержание в обществе законности
и правопорядка. Проблема легитимности
- это в значительной мере проблема участия
масс в управлении государством. Неспособность
системы обеспечить участие подрывает
ее легитимность.
Легитимации
политической власти
в России
Необходимо отметить, что на уровне «большой политики» имеют значение не только личностные качества лидера, интеллект, умение ясно выражать свои мысли, а также способность улавливать настроения людей, умение формировать общие политические требования и добиваться политической легитимности. Дело в том, что легитимация политического лидера в каком-то смысле представляет собой игру с обязательной поддержкой масс и результат зависит от того или иного политического сценария. На данный период политическая ситуация в России характеризуется недоверием населения к правящей элите. Подобные легимационные тупики способны привести к недееспособности власти. В подобных реалиях активно разрабатываются механизмы воздействия на массовое сознание. Поэтому сегодня легитимация как процесс становится управляемой и технологичной, и такой необходимой при управлении, такой страной, как Россия.
Во-первых, в России не смотря на массовое внедрение европейских стандартов, по-прежнему сохраняются специфические социо-психологические условия, своеобразного менталитета. Политическая элита с инновационным типом культуры, целерациональным и технократическим стилем действия, ставит цели развития российского общества и применяет для их достижения организационные средства, мало учитывающие ценностные установки и предпочтения управляемого ею населения.
Во-вторых, в современной России продолжается процесс выбора собственной модели демократии, в том числе оптимальной модели политического лидерства, которая могла бы гарантированно обеспечить сохранение и, по возможности, усиление легитимности власти как отдельно взятых политических лидеров, так и существующей политической власти в целом.
Многие проблемы современного российского общества связаны с тем, что механизмы легитимизации западного типа автоматически переносились на почву общества, имеющего совсем иные традиции, историю и политическую культуру. В России продолжается поиск собственной, уникальной модели управления и соответственно формирования наиболее благоприятного имиджа политического лидера и факторов легитимации политической власти. Следовательно, несостоятельность европейских способов продвижения лидеров требует большего количества исследований в этой области.
В-третьих, в современной политической науке происходят принципиальные изменения в представлениях о взаимосвязи внешнеполитической и внутриполитической легитимности государственной власти. Ещё совсем недавно большинство политологов полагало, что легитимность политической власти внутри страны мало зависит от легитимности её внешнеполитической деятельности. Однако ситуация с Югославией, Афганистаном, Ираком, Сомали, Южной Осетией явно демонстрирует эту взаимосвязь.
Стоит заметить, что механизмы легатимации, не связанные с агрессивным стилем правления, с постоянным усилением вертикали власти, нечто новое для нашей страны.
Российское государство с самого начала формировалось как «военно-национальное» основной движущей силой развития которого, была постоянная потребность в обороне и обеспечении безопасности, сопровождающаяся усилением политики внутренней централизации и внешней экспансии. Процесс эффективного политического реформирования может успешно проводится лишь высоколегитимированной государственной властью, которая в состоянии согласовать свои интересы и потребности с интересами управляемого общества, а также не допустить перерастания социокультурных и экономико-социальных противоречий в необратимый процесс социально-политической дезорганизации, что, к сожалению, не имело место в России 90-х годов.
В
обществах традиционного типа четко
разграничиваются понятия легальности,
как внешнего (юридического) соответствия
государственной власти законам
государства, и легитимности, как
внутреннему одобрению ее населением
государства в соответствии с
их индивидуальной системой ценностей.
Мы считаем, что исследование этого
вопроса является особенно важным при
характеристике государств переходного
типа, к числу которых уместно
отнести Российскую Федерацию и
государства-участники СНГ. Так, Российская
Федерация, по своей политико-правовой
природе традиционна, хотя, в последние
десятилетия произошли
Изменение баланса свойств легальности и легитимности при узаконении государственной власти свидетельствует о глубоких духовных и ценностных преобразованиях в сознании граждан. В этом процессе главную роль следует отвести вопросам трансформации традиционного (ритуального) сознания в правовую плоскость. Иными словами, провозглашение легальности в качестве приоритетного принципа узаконения власти предполагает имплементацию (включение) рационального и правового начал в систему духовных ценностей каждого гражданина. Переходу сознания в правосознание, способствуют, два процесса:
- правовое воспитание, которое предполагает передачу накопленного правового опыта из поколения в поколение;
- повышение правовой культуры граждан, посредством ознакомления, разъяснения текстов законодательных актов, а также формирования системы навыков правоприменения при реализации и защите гражданами их прав и свобод.
Критериями
легитимности институтов отечественной
государственной власти в контексте
современного транзитивного состояния
общественной системы выступают: эффективность
в осуществлении социальных, экономических,
культурных функций; позитивная ответственность
публичной власти; действенность
и плодотворность президентского, парламентского,
правительственного, внутриведомственного
и общественного контроля; профессионализм
управленческого аппарата; адекватная
внешняя политика государства; обеспечение
национальной безопасности и социально-правовой
преемственности; оперативность государственной
власти по разрешению социальных, политических,
природных и техногенных
Заключение
Как отмечалось ранее, легитимность является результатом способности власти создавать и поддерживать веру народа о соответствии существующих политических институтов и действий лидеров интересам общества. В целом легитимность власти находиться в прямой зависимости от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого являться достаточность оснований власти и эффективность использования ее ресурсов. Важным показателем эффективности власти являются четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур.
Легитимность правовой политики отражает качественное состояние, прежде всего, системы законодательства и режима законности, а также юридической деятельности, связанной с развитием и совершенствованием законодательной базы, правоприменительной деятельности и иной юридической деятельности, направленной на обеспечение режима законности и правопорядка.
Анализируя современную политико-правовую действительность, можно утверждать, что постсоветское пространство изобилует системными и институциональными кризисами, которые влияют на снижение уровня легитимности публично-правовых институтов. Впрочем, сегодня бесспорен и кризис закона и тем самым кризис легальности. Легальность является неотразимым функциональным модусом каждого современного правового государства.
Таким
образом, основные характеристики уровня
дееспособности власти – легитимность
и легальность, и для эффективной реализации
государственной политики, несомненно,
эти два понятия должны взаимодействовать
между собой.
Список
используемой литературы