Легальность и легитимность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Государственная власть играет ключевую роль в жизни современного общества. Стабильность и эффективность правового регулирования общественных отношений, оптимальный режим функционирования государственных органов и структур, достижение этих целей, производится путем юридического узаконения и социального обоснования государственной власти, и предполагает, в этих целях, использование ресурсов самой власти. Залогом эффективности власти, а именно результативности, характеризующейся степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан, являются такие ресурсы, как свойства легальности и легитимности политической власти.

Оглавление

Введение
1. Понятия легальности и легитимности политической власти.
1.1 Легальность, как политико-правовой процесс, становление и эволюционирование
1.2 Легитимность, как общественное признание власти
2. Теории возникновения легитимности политической власти
3. Легитимации политической власти в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

легит.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

     Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. Когда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона. И все же проблемы легитимности власти, как отмечают исследователи, существовали и существуют во всех, включая демократическую, системах: только в одних в большей мере, в других - в меньшей.

     Для поддержания легитимности власти, пишет  П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии, с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижений легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность. 
 
 

Легитимации политической власти в России 

     Необходимо  отметить, что на уровне «большой политики»  имеют значение не только личностные качества лидера, интеллект, умение ясно выражать свои мысли, а также способность  улавливать настроения людей, умение формировать  общие политические требования и  добиваться политической легитимности. Дело в том, что легитимация политического лидера в каком-то смысле представляет собой игру с обязательной поддержкой масс и результат зависит от того или иного политического сценария. На данный период политическая ситуация в России характеризуется недоверием населения к правящей элите. Подобные легимационные тупики способны привести к недееспособности власти. В подобных реалиях активно разрабатываются механизмы воздействия на массовое сознание. Поэтому сегодня легитимация как процесс становится управляемой и технологичной, и такой необходимой при управлении, такой страной, как Россия.

     Во-первых, в России не смотря на массовое внедрение  европейских стандартов, по-прежнему сохраняются специфические социо-психологические условия, своеобразного менталитета. Политическая элита с инновационным типом культуры, целерациональным и технократическим стилем действия, ставит цели развития российского общества и применяет для их достижения организационные средства, мало учитывающие ценностные установки и предпочтения управляемого ею населения.

     Во-вторых, в современной России продолжается процесс выбора собственной модели демократии, в том числе оптимальной модели политического лидерства, которая могла бы гарантированно обеспечить сохранение и, по возможности, усиление легитимности власти как отдельно взятых политических лидеров, так и существующей политической власти в целом.

     Многие  проблемы современного российского общества связаны с тем, что механизмы легитимизации западного типа автоматически переносились на почву общества, имеющего совсем иные традиции, историю и политическую культуру.  В России продолжается поиск собственной, уникальной модели управления и соответственно формирования наиболее благоприятного имиджа политического лидера и факторов легитимации политической власти. Следовательно, несостоятельность европейских способов продвижения лидеров требует большего количества исследований в этой области.

     В-третьих, в современной политической науке происходят принципиальные изменения в представлениях о взаимосвязи внешнеполитической и внутриполитической легитимности государственной власти. Ещё совсем недавно большинство политологов полагало, что легитимность политической власти внутри страны мало зависит от легитимности её внешнеполитической деятельности. Однако ситуация с Югославией, Афганистаном, Ираком, Сомали, Южной Осетией явно демонстрирует эту взаимосвязь.

     Стоит заметить, что механизмы легатимации, не связанные с агрессивным стилем правления, с постоянным усилением вертикали власти, нечто новое для нашей страны.

      Российское  государство с самого начала формировалось как «военно-национальное» основной движущей силой развития которого, была постоянная потребность в обороне и обеспечении безопасности, сопровождающаяся усилением политики внутренней централизации и внешней экспансии. Процесс эффективного политического реформирования может успешно проводится лишь высоколегитимированной государственной властью, которая в состоянии согласовать свои интересы и потребности с интересами управляемого общества, а также не допустить перерастания социокультурных и экономико-социальных противоречий в необратимый процесс социально-политической дезорганизации, что, к сожалению, не имело место в России 90-х годов.

     В обществах традиционного типа четко  разграничиваются понятия легальности, как внешнего (юридического) соответствия государственной власти законам  государства, и легитимности, как  внутреннему одобрению ее населением государства в соответствии с  их индивидуальной системой ценностей. Мы считаем, что исследование этого  вопроса является особенно важным при  характеристике государств переходного  типа, к числу которых уместно  отнести Российскую Федерацию и  государства-участники СНГ. Так, Российская Федерация, по своей политико-правовой природе традиционна, хотя, в последние  десятилетия произошли изменения, которые позволяют говорить о  переориентации системы ценностей  российского населения на рациональную основу. Законодательно установлены  формы участия граждан в управлении делами государства, а также институты  формирования населением органов государственной  власти. Проводимые процессы политической модернизации, и становления «новой российской государственности» авторитарно-демократического типа позволяют нам говорить о  провозглашении приоритета легальности  над легитимностью, согласно западной (рационалистской) модели. 

      Изменение баланса свойств легальности  и легитимности при узаконении государственной  власти свидетельствует о глубоких духовных и ценностных преобразованиях  в сознании граждан. В этом процессе главную роль следует отвести  вопросам трансформации традиционного (ритуального) сознания в правовую плоскость. Иными словами, провозглашение легальности  в качестве приоритетного принципа узаконения власти предполагает имплементацию (включение) рационального и правового  начал в систему духовных ценностей  каждого гражданина. Переходу сознания в правосознание, способствуют, два  процесса:

- правовое воспитание, которое предполагает передачу накопленного правового опыта из поколения в поколение;

- повышение правовой культуры граждан, посредством ознакомления, разъяснения текстов законодательных актов, а также формирования системы навыков правоприменения при реализации и защите гражданами их прав и свобод.

     Критериями  легитимности институтов отечественной  государственной власти в контексте  современного транзитивного состояния  общественной системы выступают: эффективность  в осуществлении социальных, экономических, культурных функций; позитивная ответственность  публичной власти; действенность  и плодотворность президентского, парламентского, правительственного, внутриведомственного и общественного контроля; профессионализм  управленческого аппарата; адекватная внешняя политика государства; обеспечение  национальной безопасности и социально-правовой преемственности; оперативность государственной  власти по разрешению социальных, политических, природных и техногенных кризисных  ситуаций; активизация участия институтов гражданского общества в политико-правовой жизни. Данные элементы обусловливают также легальную легитимность существующих институтов и структур власти, представляющую собой особое состояние режима законности и правопорядка, адекватное правокультурным и духовно-нравственным характеристикам общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Как отмечалось ранее, легитимность является результатом способности власти создавать и поддерживать веру народа о соответствии существующих политических институтов и действий лидеров интересам  общества. В целом легитимность власти находиться в прямой зависимости  от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное  проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого  являться достаточность оснований  власти и эффективность использования  ее ресурсов. Важным показателем эффективности  власти являются четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур.

     Легитимность правовой политики отражает качественное состояние, прежде всего, системы законодательства и режима законности, а также юридической деятельности, связанной с развитием и совершенствованием законодательной базы, правоприменительной деятельности и иной юридической деятельности, направленной на обеспечение режима законности и правопорядка.

     Анализируя  современную политико-правовую действительность, можно утверждать, что постсоветское пространство изобилует системными и институциональными кризисами, которые влияют на снижение уровня легитимности публично-правовых институтов. Впрочем, сегодня бесспорен и кризис закона и тем самым кризис легальности.  Легальность является неотразимым функциональным модусом каждого современного правового государства.

     Таким образом, основные характеристики уровня дееспособности власти – легитимность и легальность, и для эффективной реализации государственной политики, несомненно, эти два понятия должны взаимодействовать между собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Баранов Н.А. Легитимность власти: политический опыт России // Социальногуманитарные знания, 2008, №1. Парфентьев А.А.
  2. Уфимцев А.В. Некоторые аспекты легитимации политической власти в современной России: монография. — Б.м.: Рекпол, 2008; Дуденкова А.А. Легитимность российской правовой политики : дисс. к.ю.н. : 12.00.01. — Ростов н/Д., 2008.
  3. Соколов Артём Вячеславович — аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы; главный специалист отдела социальной сферы Контрольного управления мэра и правительства Москвы. Взаимосвязь легитимации политической власти в России с имиджем политического лидера. Власть 2009.№7
  4. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. — М. : Прогресс, 1990, стр.
  5. Турсункулов А.Б. Концепт легитимности: политико-правовой контекст // Материалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2005. Ч. 1. - 0,3 пл.
  6. Панарин А С, Лобанов В В, Егоров В К Белов ГА , Сахаров НА , Соловьев А И, Кудряшова M С, Глазунова МИ Легальность и легитимность власти Круглый стол в МГУ // Вестник МГУ Политические исследования Серия 12 1994, №2
  7. Легальность и легитимность власти // Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. № 2.
  8. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию. М., 2004.

Информация о работе Легальность и легитимность власти