Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 20:22, контрольная работа
Государственная власть играет ключевую роль в жизни современного общества. Стабильность и эффективность правового регулирования общественных отношений, оптимальный режим функционирования государственных органов и структур, достижение этих целей, производится путем юридического узаконения и социального обоснования государственной власти, и предполагает, в этих целях, использование ресурсов самой власти. Залогом эффективности власти, а именно результативности, характеризующейся степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан, являются такие ресурсы, как свойства легальности и легитимности политической власти.
Введение
1. Понятия легальности и легитимности политической власти.
1.1 Легальность, как политико-правовой процесс, становление и эволюционирование
1.2 Легитимность, как общественное признание власти
2. Теории возникновения легитимности политической власти
3. Легитимации политической власти в России
Заключение
Список используемой литературы
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Контрольная
работа
Тема: «Легальность
и легитимность власти»
Выполнила:
Шашурина М.Е.
Краснодар
2012
Содержание
Введение
1. Понятия легальности и легитимности политической власти.
1.1 Легальность, как политико-правовой процесс, становление и эволюционирование
1.2 Легитимность,
как общественное признание власти
2. Теории
возникновения легитимности политической
власти
3. Легитимации
политической власти в России
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Государственная
власть играет ключевую роль в жизни
современного общества. Стабильность
и эффективность правового
Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти тесно связаны: любые типы легитимности во многом определяются надеждами на ее эффективность.
Таким
образом, в целях стабильного
развития государственно-правового
пространства функционирующие политические
и правовые институты не только должны
соответствовать решаемым общенациональным
целям и задачам, но и иметь
духовно-нравственную и социокультурную
обоснованность и оправданность. Причем
эффективность режима законности и правопорядка,
безусловно, зависит от того, насколько
его требования одобряемы и поддерживаемы
населением страны. Иначе принципы правовой
регуляции общественных отношений обращаются
в формальное долженствование, не основанное
на национально-культурных доминантах,
духовно-нравственных и национально-культурных
интересах и потребностях народ.
Как справедливо
заметил И.А. Ильин, «сущность государства
состоит в том, что все его
граждане имеют и признают — помимо своих
различных и частных интересов и целей
— еще единый интерес и единую цель, а
именно общий интерес и общую цель»
На мой
взгляд, для осознания и достижение
этой, общей цели, как раз необходимо
разобраться в понятиях легальности и
легитимности.
Понятия
легальности и
легитимности политической
власти.
Легальность, как политико-правовой процесс, становление и
эволюционирование
Понятия
легальности и легитимности, в
политологии часто
Поскольку,
понятие легальности и
Политическая власть – это способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Таким
образом, легальность выступает
самостоятельным политико-
- рационально-правовая основа. Легальность основана на нормах позитивного права и существует только в тех обществах, где функционируют определенные правила поведения.
- политико-юридический характер. Легальность в различных проявлениях присуща власти на всех этапах ее развития, однако свое наиболее полное воплощение находит в качестве атрибута государственной власти, на тех этапах развития государства, которые характеризуются наличием строгих, формальных, юридических процедур узаконивания, функционирования и смены власти.
Специфический субъектный состав. Легальность государственной власти в силу ее политико-правовой природы обеспечивается исполнением законов, со стороны институтов государственной (муниципальной) власти, служащих этих органов, наделенных законом, определенной компетенцией.
Рассматривая
легальность государственной
Во-первых,
наличие самой власти в государстве
должно быть закреплено соответствующими
законами, в том числе актом, обладающим
особым статусом (например, Конституцией).
В тех случаях, когда нормативные
акты указанного статуса отсутствуют,
функционирование власти в обществе
подтверждается и обеспечивается, как
правило, историческими и правовыми
традициями народа (как правило, титульной
нации, в многонациональных
Во-вторых,
имеющиеся в государстве
В-третьих,
механизмы формирования органов
государственной власти, должны строго
соответствовать юридической
В-четвертых, должностные лица, осуществляющие государственную власть, обладая компетенцией полно закрепленной законодательными актами, не могут выходить за ее рамки. При этом, компетентность должностного лица, должна обеспечиваться как мерами общего порядка (гражданскими), так и мерами в силу его специального статуса. Опыт ряда государств показал, что такая система является надежным гарантом эффективного исполнения полномочий государственными служащими и должностными лицами.
В-пятых, должностные лица несут собственную ответственность за действия, осуществляемые в рамках должностных полномочий. Данное положение свидетельствует о необходимости стимулирования органов государственной власти и должностных лиц к общественно-полезной деятельности в рамках полномочий.
Приведенный перечень элементов, составляющих сущность легальности власти, является лишь основой, необходимой для эффективного функционирования государственной власти в обществе. Для понимания сущности легальности государственной власти и ее социальной роли, представляется необходимым рассмотреть
Исследуя становление легальности власти можно пронаблюдать ее становление и эволюционирование со времен первобытного строя: а) протогосударственная; б) государственная; в) конституционная.
Рассмотрим
три уровня формирования легальности
более детально
1.Протогосударственная. Исходным этапом возникновения легальности, по нашему мнению, является зарождение и развитие первых государственных образований. В связи с процессами урбанизации и территориального разделения пространства, постепенно происходит социальная дифференциация общества, в рамках которой выделяется элита (управляющие) и подданные (управляемые). Этот процесс сопровождается также дифференциацией норм, регулирующих различные виды общественных отношений. Так, из единой массы социальных регуляторов выделяются моральные, религиозные и правовые нормы. В период выделения первичных правовых норм активизируется деятельность ранних государств по санкционированию обычаев, что является первым шагом к зарождению принципа легальности. Однако на этом этапе, он недостаточно четко выделен.
2. Государственная.
Этот период развития принципа
легальности связан с
3. Конституционная.
На данном этапе развития
Особыми формами таких актов, являются положения о деятельности надгосударственных органов (международных организаций), а также принципы их функционирования, которые находят свое отражение в Декларациях, Уставах, Положениях и т.д.
Важным, при изучении легальности представляется вопрос о национально-культурной специфике процессов легализации власти.
Таким образом, легальность, рассматривается, как сущностный атрибут государственной власти. Его политико-правовое значение определяется в первую очередь, осуществляемыми функциями и назначением в обществе. Среди функций легальности необходимо отметить следующие:
1. Использование категории «легальность» способствует четкому разграничению категорий «насильственный» - «правовой», «законный» - «незаконный», «узурпация государственной власти» и других, относительно процедур смены власти.
2. Посредством
установления четких границ, в
рамках которых действия
3. Легальность
определяет меру возможных
Таким
образом, легальность представляется
центральной категорией в исследованиях
государственной власти. Легальность
– сложное и многогранное правовое
образование, анализ которого позволяет
выявить и учесть, ранее малоисследованные
факторы развития общества и государства,
обнаружить латентные социально-правовые
взаимодействия, и дать им соответствующую
правовую оценку, определить методы и
средства поддержания легитимности
и эффективности
Кроме
того, легальность способствует преодолению
доли субъективизма при разрешении
политических конфликтов, а также
формированию качественно новой
формы рационального мышления и
правосознания, что является особенно
актуальным во многих демократических
государствах, а также государствах
переходного типа.