Легальность и легитимность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Государственная власть играет ключевую роль в жизни современного общества. Стабильность и эффективность правового регулирования общественных отношений, оптимальный режим функционирования государственных органов и структур, достижение этих целей, производится путем юридического узаконения и социального обоснования государственной власти, и предполагает, в этих целях, использование ресурсов самой власти. Залогом эффективности власти, а именно результативности, характеризующейся степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан, являются такие ресурсы, как свойства легальности и легитимности политической власти.

Оглавление

Введение
1. Понятия легальности и легитимности политической власти.
1.1 Легальность, как политико-правовой процесс, становление и эволюционирование
1.2 Легитимность, как общественное признание власти
2. Теории возникновения легитимности политической власти
3. Легитимации политической власти в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

легит.docx

— 49.53 Кб (Скачать)
 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Тема: «Легальность и легитимность власти» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Шашурина М.Е. 
 
 
 

Краснодар 2012 
 

Содержание 

Введение 

1. Понятия легальности и легитимности политической власти.

1.1 Легальность, как политико-правовой процесс, становление и эволюционирование

1.2 Легитимность, как общественное признание власти 

2. Теории возникновения легитимности политической власти 

3. Легитимации политической власти в России 

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Государственная власть играет ключевую роль в жизни  современного общества. Стабильность и эффективность правового регулирования  общественных отношений, оптимальный  режим функционирования государственных  органов и структур, достижение этих целей, производится путем юридического узаконения и социального обоснования  государственной власти, и предполагает, в этих целях, использование ресурсов самой власти. Залогом эффективности  власти, а именно результативности, характеризующейся степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданий и требований граждан, являются такие ресурсы, как свойства легальности и легитимности политической власти.

Несмотря  на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти тесно  связаны: любые типы легитимности во многом определяются надеждами на ее эффективность.

     Таким образом, в целях стабильного  развития государственно-правового  пространства функционирующие политические и правовые институты не только должны соответствовать решаемым общенациональным целям и задачам, но и иметь  духовно-нравственную и социокультурную обоснованность и оправданность. Причем эффективность режима законности и правопорядка, безусловно, зависит от того, насколько его требования одобряемы и поддерживаемы населением страны. Иначе принципы правовой регуляции общественных отношений обращаются в формальное долженствование, не основанное на национально-культурных доминантах, духовно-нравственных и национально-культурных интересах и потребностях народ. 

Как справедливо  заметил И.А. Ильин, «сущность государства  состоит в том, что все его  граждане имеют и признают — помимо своих различных и частных интересов и целей — еще единый интерес и единую цель, а именно общий интерес и общую цель» 

На мой  взгляд, для осознания и достижение этой, общей цели, как раз необходимо разобраться в понятиях легальности и легитимности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятия легальности и  легитимности политической власти. 
 

Легальность, как политико-правовой процесс, становление  и

эволюционирование 

     Понятия легальности и легитимности, в  политологии часто употребляются  парно и являются смежными. Оба слова образованы от одного корня (латинского lex, т.е. закон.). Но если легальность – это юридический термин, обозначающий законность, политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным. Что же касается легитимности, политологии характеризуют ее, как соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. «Легитимность», в отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение личности правителя или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.

Поскольку, понятие легальности и легитимности, как правило, применимо к понятию  власти, стоит сказать, что

Политическая  власть – это способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

     Таким образом, легальность выступает  самостоятельным политико-юридическим  процессом узаконивания власти, и  обладает в силу этого, уникальным набором  признаков:

-  рационально-правовая основа. Легальность основана на нормах позитивного права и существует только в тех обществах, где функционируют определенные правила поведения.

- политико-юридический характер. Легальность в различных проявлениях присуща власти на всех этапах ее развития, однако свое наиболее полное воплощение находит в качестве атрибута государственной власти, на тех этапах развития государства, которые характеризуются наличием строгих, формальных, юридических процедур узаконивания, функционирования и смены власти.

     Специфический субъектный состав. Легальность государственной власти в силу ее политико-правовой природы обеспечивается исполнением законов, со стороны институтов государственной (муниципальной) власти, служащих этих органов, наделенных законом, определенной компетенцией. 

      Рассматривая  легальность государственной власти как определенное качественное состояние  политико-правовых отношений, мы можем  выделить следующие ее составляющие:  

      Во-первых, наличие самой власти в государстве  должно быть закреплено соответствующими законами, в том числе актом, обладающим особым статусом (например, Конституцией). В тех случаях, когда нормативные  акты указанного статуса отсутствуют, функционирование власти в обществе подтверждается и обеспечивается, как  правило, историческими и правовыми  традициями народа (как правило, титульной  нации, в многонациональных государствах).  

      Во-вторых, имеющиеся в государстве способы  формирования органов государственной  власти должны быть официально закреплены (например, институт выборов). Данный аспект также включает в себя характеристику реальной исполнимости. Иными словами, в обществе должны действовать нормативные  акты, конкретизирующие и обеспечивающие исполнение продекларированных в Конституции  процедур. 

      В-третьих, механизмы формирования органов  государственной власти, должны строго соответствовать юридической процедуре, нарушение которой входит в сферу  конституционной ответственности. 

      В-четвертых, должностные лица, осуществляющие государственную  власть, обладая компетенцией полно  закрепленной законодательными актами, не могут выходить за ее рамки. При  этом, компетентность должностного лица, должна обеспечиваться как мерами общего порядка (гражданскими), так и мерами в силу его специального статуса. Опыт ряда государств показал, что такая  система является надежным гарантом эффективного исполнения полномочий государственными служащими и должностными лицами.  

      В-пятых, должностные лица несут собственную  ответственность за действия, осуществляемые в рамках должностных полномочий. Данное положение свидетельствует о необходимости стимулирования органов государственной власти и должностных лиц к общественно-полезной деятельности в рамках полномочий. 

      Приведенный перечень элементов, составляющих сущность легальности власти, является лишь основой, необходимой для эффективного функционирования государственной  власти в обществе. Для понимания  сущности легальности государственной  власти и ее социальной роли, представляется необходимым рассмотреть 

      Исследуя  становление легальности власти можно пронаблюдать ее становление и эволюционирование со времен первобытного строя: а) протогосударственная; б) государственная; в) конституционная.  

      Рассмотрим  три уровня формирования легальности более детально  

1.Протогосударственная. Исходным этапом возникновения легальности, по нашему мнению, является зарождение и развитие первых государственных образований. В связи с процессами урбанизации и территориального разделения пространства, постепенно происходит социальная дифференциация общества, в рамках которой выделяется элита (управляющие) и подданные (управляемые). Этот процесс сопровождается также дифференциацией норм, регулирующих различные виды общественных отношений. Так, из единой массы социальных регуляторов выделяются моральные, религиозные и правовые нормы. В период выделения первичных правовых норм активизируется деятельность ранних государств по санкционированию обычаев, что является первым шагом к зарождению принципа легальности. Однако на этом этапе, он недостаточно четко выделен.  

2. Государственная.  Этот период развития принципа  легальности связан с формированием  государством целостной, разветвленной  системы права. Данный процесс  проходил несколькими путями: посредством  санкционирования обычаев, возникновения  большой массы прецедентов и  становления системы прецедентного  права, а также нормотворческой  деятельности государства по  созданию правовых норм. Появление  развитой системы законодательства, в качестве более совершенной  формы права, конкретизирует принцип  легальности и придает ему  ряд новых характеристик (формальность, рациональность и т.д.). 

3. Конституционная.  На данном этапе развития принципа  легальности появляются особые  формы нормативно-правовых актов,  которые обладают рядом особых, специфических свойств (Конституции,  Основной закон). В них, как  правило, содержатся существенные  характеристики государства, определяются  основы государственного устройства, правовой статус его членов. 

      Особыми формами таких актов, являются положения  о деятельности надгосударственных органов (международных организаций), а также принципы их функционирования, которые находят свое отражение  в Декларациях, Уставах, Положениях и т.д.

     Важным, при изучении легальности представляется вопрос о национально-культурной специфике  процессов легализации власти.  

      Таким образом, легальность, рассматривается, как сущностный атрибут государственной  власти. Его политико-правовое значение определяется в первую очередь, осуществляемыми  функциями и назначением в  обществе. Среди функций легальности  необходимо отметить следующие: 

1. Использование категории «легальность» способствует четкому разграничению категорий «насильственный» - «правовой», «законный» - «незаконный», «узурпация государственной власти» и других, относительно процедур смены власти. 

2. Посредством  установления четких границ, в  рамках которых действия государственной  власти (в лице государственных  служащих и должностных лиц)  правомерны, легальность способствует  ее ограничению со стороны  граждан и структур гражданского общества, так как предполагает формирование рационально ориентированной системы ценностей каждого гражданина, строящейся на авторитете закона. 

3. Легальность  определяет меру возможных действий  государственной власти в рамках  закона, путем установления компетенции  государственных служащих и определения  формальных процедур узаконения, функционирования и смены государственной  власти.

     Таким образом, легальность представляется центральной категорией в исследованиях  государственной власти. Легальность  – сложное и многогранное правовое образование, анализ которого позволяет  выявить и учесть, ранее малоисследованные  факторы развития общества и государства, обнаружить латентные социально-правовые взаимодействия, и дать им соответствующую  правовую оценку, определить методы и  средства поддержания легитимности и эффективности государственной  власти. 

      Кроме того, легальность способствует преодолению  доли субъективизма при разрешении политических конфликтов, а также  формированию качественно новой  формы рационального мышления и  правосознания, что является особенно актуальным во многих демократических  государствах, а также государствах переходного типа. 
 

Информация о работе Легальность и легитимность власти