Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей.

Файлы: 1 файл

политология 2.docx

— 56.05 Кб (Скачать)

Соблюдение законов обязательно  не только для рядовых граждан, но и для представителей государственной  власти. Руководители любого ранга, все  должностные лица должны соблюдать  законы так же, как и все остальные  граждане. К сожалению, принцип верховенства закона в Республике Беларусь сегодня  работает не в полной мере. Нынешние реалии таковы: у нас есть законы, но нет надлежащей законности. Разрушив прежнюю систему власти, мы взамен ее новую систему управления обществом  и государством с помощью закона еще не создали. В правовом государстве, к построению которого мы стремимся, законность не может носить половинчатый характер. Она не может быть частичной. Законность либо есть, либо ее нет. Третьего не дано.

Республике Беларусь нарушаются права  граждан. Широкое распространение  получил правовой нигилизм. Отдельными должностными лицами предпочтение отдается не законности, а целесообразности. Господствует неправовое мышление.

Сегодня безопасности человека в Республике Беларусь угрожает интенсивный рост преступности. За последние годы она  увеличилась почти вдвое. Особенно высокими темпами растут так называемые «имущественные» преступления.

Представляется, что исполнительная власть имеет возможность улучшить нынешнюю ситуацию с состоянием законности в Республике Беларусь. Для этого  требуется как минимум одно условие: верхние эшелоны исполнительной власти сами должны безукоснительно  соблюдать законы и требовать  того же от всех других органов власти, должностных лиц и граждан. Нельзя жить в государстве и при этом быть свободным от законов.

Сущность правового государства  не просто в наличии законов. Правовое государство предполагает наличие  законов, гарантирующих права и  свободы граждан. Реальное обеспечение  прав человека - объективный критерий, по которому можно судить, является ли данное государство правовым или  таковым оно лишь именуется. Личные права и свободы принадлежат  каждому человеку от рождения. Они  не дарованы государством, поэтому  не могут быть государством отняты. Государство обязано признавать права и свободы человека, закреплять их в законах и оберегать всеми  имеющимися у него средствами. Это  долг каждого демократического государства. Только человек, реальными правами  и свободами, способен сотворить  людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного  процветания, создать гражданское  общество.

Конституция Республики Беларусь объявила человека высшей ценностью государства. Человек перестал быть «маленьким и  послушным винтиком» в государственном  механизме. По оценке зарубежных экспертов, права и свободы, закрепленные в  действующей белорусской Конституции, соответствуют общепризнанным принципам  международного права. Думаю, что главное  теперь сделать все для того, чтобы  эти конституционные нормы действовали, работали.

На современном этапе развития нашего государства некоторые юридические  институты, направленные на защиту прав человека, находятся, образно говоря, на точке замерзания. До сих пор  не опубликованы в открытой печати многие подзаконные акты, касающиеся прав и обязанностей граждан. Ряд  правоохранительных норм носят чисто  декларативный характер: права провозглашаются, но не обеспечиваются соответствующими гарантиями. Не разработан в полном объеме механизм защиты прав личности.

В республике Беларусь имеют место  нарушение прав человека в заведениях пенитенциарной системы. Здесь люди, чья вина в совершении преступления еще не установлена, содержаться в более худших условиях, чем те, кто осужден по приговору суда. Во многих учреждениях такого типа на одного арестованного приходиться менее одного квадратного метра площади.

Принцип взаимной ответственности - важнейший  принцип правового государства. Суть его в том, что не только гражданин  должен нести юридическую ответственность  перед своими гражданами за невыполнение взятых обязательств.

Движение к правовому государству  должно сопровождаться кардинальным обновлением  действующего законодательства. Требуется  его капитальный, а не косметический  ремонт. Основным регулятором общественных отношений у нас являются не законы, а подзаконные акты (в общем  массиве нормативных актов законы составляют пять процентов), что недопустимо  в правовом государстве. Как пишет  Тихиня В.Г., «в Республике Беларусь коренным образом должно быть пересмотрено, прежде всего, гражданское и хозяйственное законодательство: оно громоздко и противоречиво, не отвечает потребностям и реалиям сегодняшнего дня. Мы провозгласили переход к рынку, не имея рыночного законодательства. Сейчас, образно говоря, мы напоминаем пассажира, который догоняет уходящий поезд. Разумеется, нашу больную экономику нельзя вылечить только с помощью лекарств «юридической аптеки». Но недооценивать роль права в оздоровлении экономики нельзя: вся система хозяйствования у нас должна быть построена на гражданско-правовых началах».

Прежнее наше законодательство обслуживало  командно-директивную экономику. Оно  представляло замкнутую систему. Сегодня  у белорусских юристов появились  возможности для того, чтобы изучить  и творчески использовать положительный  опыт рыночного законодательства других стран. Наша насущная потребность - привести национальное законодательство в соответствие с мировыми стандартами, общепризнанным принципам международного права.

 

6.Известный политолог  Р.Михельс сформулировал закономерность  перерождения демократических партий  в олигархические. Как вы думаете почему так происходит? 

Для начала дадим определение понятия  олигархия. Олигархия - политический режим, при котором власть сосредоточена  в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу. История  данного термина имела древние  предпосылки. Еще Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть  богатых», противопоставляя при этом олигархию аристократии: «избрание  должностных лиц по признаку богатства  свойственно олигархии, а по признаку добродетели -- аристократии». Так же он поднял проблему покупаемости политического влияния на примере строя Спарты и Карфагена.

Термин олигархия на прямую связан с теорией элит, основоположником современной трактовки которой был Макиавелли. По его мнению власть в обществе не может осуществлять ни один человек, ни все люди сразу, что ведет к образованию организованного управляющего большинства, а политический конфликт является следствием соперничества управляющего меньшинства и меньшинства, идущего к власти. В обоснование теории элит Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии общества - демократия, олигархия, аристократия, монархия. Более поздними представителями теории элиты были Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберт Михельс.

Роберт Михельс сформировал свои идеи относительно неизбежности развития олигархий, даже в организациях, абсолютно преданных демократическим идеалам в своей книге «Политические партии: социологическое изучение олигархических тенденций в современной демократии». Перерастание демократии в олигархию отчасти объяснял психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. После выхода в свет работы Михельса его обвинили в "классовом предательстве" и реформизме со стороны СДПГ, но он утверждал, что такое предательство было неизбежно в силу действия "железного закона олигархии". Закон гласит, что формально демократические политические объединения - партии и другие организации членства - неизбежно имеют тенденцию к олигархии, авторитаризму и бюрократии. Это происходит из-за ряда организационных моментов, например потребности в быстром принятии решения и необходимости работать полную рабочую неделю. Поскольку существование демократии невозможно без организации, т.е. без управленческого аппарата и профессиональных лидеров, то это неизбежно ведет к закреплению постов и привилегий, к снижению представительности руководства, его фактической несменяемости и к увековечению существующего положения. Обычные бюрократы сменяют харизматических лидеров, на смену революционерам и энтузиастам приходят консерваторы, приспособленцы, демагоги, заботящиеся только о своих интересах, а не об интересах масс. Поощряются неосведомленность и пассивность масс наряду с лестью в их адрес, исключая случаи, когда лидерам угрожает соперничающая группировка. Формально придерживающееся программных задач руководство на деле отходит от первоначальных целей и интересов класса и масс. При этом замена их интересами бюрократии нередко вполне искренне отождествляется с интересами партии и народа. Руководство становится все более изолированной и замкнутой группой, оно создает специальные органы для защиты своих привилегий и в перспективе имеет тенденцию к превращению в часть правящей элиты. Элита смотрит на людей, преданных исходным идеям, с подозрением, как на что-то неудобное и мешающее. Верхушка чувствует потенциальную угрозу ее безопасности, спокойствию и положению со стороны рядовых членов организации и отказывается от внутрипартийной демократии, маскируя свои действия необходимостью преодоления трудностей, сплочения в борьбе с врагами и т.п.

В заключении хочу сказать, что изменение  внутренней политики и устройства рынка  приводит к постепенному ослаблению влияния олигархии. Олигархический капитализм в современном мире становится не эффективным. Активное развитие рынка  требует открытия новых видов  ресурсов, создания новых добавленных  стоимостей. Крупные олигархические компании уже не вписываются в  эту систему, что приводит к их постепенному отмиранию и сменой их более мелкими формами бизнеса. Влияние на этот процесс оказывает  так же мировой финансовый кризис, давая фору динамичным гибким компаниям. Так же имеется тенденция к  передаче крупных предприятий (металлургических магнатов, к примеру) в руки государства . Нетрудно заметить подобные тенденции и в современной Беларуси

 

7.Американский  политолог Д.Истон отметил, что  каждое общество не может продолжать  существовать само по себе, оно  сохраняется только в том случае, если ему предписывается какой-то  минимум поведенческих норм. На сколько верно это утверждение, на ваш взгляд. 

Политическая система  никогда не находилась в статичном  состоянии. Она постоянно развивается  и регулирует сама себя. Политическая система в своем развитии обязана  реагировать на требования и поддержку, которые исходят от общества. Именно здесь проявляется влияние идеологии  на политическую систему. Данная статья является попыткой выявить место  идеологии через ее функции в  политической системе. 
Теорию систем ввел в современную политологию американский ученый Дэвид Истон. В своей работе «Системный анализ политической жизни», он занимался изучением условий, необходимых для эффективного функционирования политической системы. Используя некоторые положения структурно-функционального подхода, ему удалось вывести предположение, что системный анализ социально-политической жизни базируется на понятии системы, находящейся во внешней среде, которая подвергается воздействию с ее стороны. Данный анализ заключается в том, что система, чтобы эффективно функционировать и поддерживать свою жизнеспособность, обязана реагировать. 
Политическая система реагирует на субъекты или группы, с которыми в итоге вступает во взаимодействие. Оно зависит от значения придаваемого системой данным объектам. По мнению Истона «политические взаимодействия в обществе представляют собой систему поведения». Из этого можно сделать вывод, что американский политолог под политической системой подразумевает совокупность взаимодействий в определенном обществе.

8.Прокомменируйте почему одним из важнейших условий рационального регулирования конфликта выступает признание всеми сторонами факта его существования? Всегда ли власть и её оппоненты признают существование конфликтной ситуации? 

Важнейшим условием рационального  регулирования конфликта выступает  признание всеми сторонами факта  его существования. Если это признают стороны, то возможно искоренить возникший  конфликт, пока он не привел к непоправимым последствиям, а если стороны не признают факт существования конфликта, то он будет развиваться как вглубь так и постепенно может выйти за рамки дозволенного, вовлекая в свои сети все больше и больше человек и для его искоренения потребуется много сил и средств, а может привести к необратимым негативным последствиям. Белорусская власть и ее оппоненты не всегда признают существования конфликтных ситуаций. 

9."Мы предполагаем, политики думают и действуют  с точки зрения интереса, определённого  в терминах власти, и исторические  примеры подтверждают это. Данное  предположение позволяет нам  предугадать и проследить действия  политики. Мысля в терминах интереса, определенного как власть, мы  рассуждаем так же, как и он, и как беспристрастные наблюдатели  понимаем смысл его действий, может быть лучше, чем он  сам."Проанализируйте высказывание Г.Моргентау.  Почему политический интерес является непосредственной причиной политической деятельности и что является объективной и субъективной основой? 

Ключевой категорией политического  реализма является понятие интереса, определенного в терминах власти. Именно это понятие связывает  между собой мысль исследователя  и явления международной политики. Именно оно обусловливает специфику  политической сферы, ее отличие от других сфер жизни: экономики (понимаемой в  категориях интереса, определенного  как богатство), этики, эстетики или  религии. Без такого понятия теория политики, внутренней или внешней, была бы невозможна, поскольку в этом случае мы не смогли бы отделить политические явления от неполитических и внести хоть какую-то упорядоченность в политическую сферу.

Мы предполагаем, что политики думают и действуют, опираясь на понятие  интереса, определенного в терминах власти, и исторические примеры это  подтверждают. Данное предположение  позволяет нам предугадать и  проследить действия политика. Мысля  в терминах интереса, определенного  как власть, мы рассуждаем так же, как и он, и как беспристрастные  наблюдатели понимаем смысл его  действий, может быть, лучше, чем  он сам.

Понятие интереса, определенного в  терминах власти, заставляет исследователя  быть аккуратным в своей работе, вносит упорядоченность в множество политических явлений и, следовательно, делает возможным теоретическое осмысление политики. Политику это понятие позволяет действовать рационально и проводить цельную внешнюю политику, не зависящую от его мотивов, предпочтений, профессиональных и моральных качеств.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"