Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей.

Файлы: 1 файл

политология 2.docx

— 56.05 Кб (Скачать)

Пожалуй, с наибольшей полнотой и ясностью идею человеческого и  национального достоинства белорусов  смог выразить и утвердить в общественном сознании Янка Купала. В его дореволюционном  творчестве главное место занимают проблемы, связанные с признанием самого факта существования белорусского народа, его права на национальное самоопределение, на самостоятельное  историческое развитие, на собственную  государственность. Практически каждое его произведение этого периода  наполнено глубоким содержанием, направлено на выражение и защиту интересов  трудового народа, на пробуждение  в нём революционной активности. В этом отношении программным  является стихотворение «А хто там ідзе?».

С большой художественной силой показаны также свободолюбивые устремления белорусского народа, несовместимость  его интересов с эксплуататорскими  слоями самодержавно-помещичьего общества в произведения Якуба Коласа. Выражая сокровенные мечты трудового народа о том времени, когда не будет «багачоў и панства», он призывал всех трудящихся совместными усилиями сбросить ярмо самодержавных порядков. На протяжении всего дооктябрьского периода Колас последовательно утверждал необходимость всенародной борьбы за социальное освобождение, в революции видел путь к коренному преобразованию общественно-политического строя, к осуществлению народных чаяний и стремлений. Наиболее показательными в этом отношении являются его стихотворения «Асадзі назад!», «Ворагам», «Мужык» Мельник В.А. Политология - Минск, 2008.

Революционно-демократическая  традиция была преобладающим, но не единственным направлением политической мысли Беларуси в 19- нач. 20 в. Ей противостояло главным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма. Впервые оно обозначилось в эпоху царствования Николая Первого, однако как идейное направление окончательно оформилось после восстания 1863 г. В ходе эволюции западный русизм, имея в целом устойчивую систему взглядов, приобрёл несколько оттенков и разновидностей, вобрал в себя значительно число сторонников. Среди наиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко (1799-1868), Сенофонт Говорский (около 1811- 1873), Михаил Коялович (1828-1891), Лукьян Солоневич (1868-1938) и др.

Если представители первого, революционно-демократичекого, течения политической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность её независимого от Польши и России развития, то сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, её культурную и государственную часть. В своих произведениях западноруссисты всячески стремились обосновать, что Беларусь, как «Западная Россия», неразрывно связана с целым - единой великой Россией - и что белорусы, как одно из славянских племён, органично входят в состав русского народа. В сфере практической деятельности западнороссизм сводился главным образом к борьбе с польским и ополяченным экономическим и культурным элементом, противодействию его влияния на Беларусь.

Указанные два подхода  к пониманию Беларуси и её народа - национально-белорусский и западнорусский - оказывали и пока ещё продолжают оказывать своё действие на развитие политических идей и ход реальных политических процессов в нашей  стране.

 

3.Подразумевает  ли социологический подход к  анализу проблемы власти, ее этическую  или какую-либо другую оценку  или он ограничивается описанием  ее структуры и функционирования?

Социологический подход не отрицает волевого начала в природе  власти, но переносит акцент на социальное взаимодействие и определяет власть как социальное отношение, проявляющееся  в возможности одной стороны  этого отношения проводить свою волю вопреки желанию другой стороны, навязывать этой другой стороне определенную линию поведения. С позиций социологического подхода власть -- это всегда двухстороннее  отношение субъекта и объекта, одна из форм социального взаимодействия по крайней мере между двумя сторонами (субъектом и объектом), при котором одна из сторон (субъект) имеет возможность и способность осуществлять свою волю по отношению к другой стороне (объекту), достигая при этом поставленной цели. 
 
Поскольку речь идет о навязывании воли другой стороне, то видимо этический аспект затрагивается в социологическом подходе.

 

4.Чем, на ваш  взгляд, отличаются открытые и  закрытые политические системы  общества? Назовите государства,  которые можно отнести к данным  типам. 

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Примером  "закрытого"  общества  с малой социальной мобильностью  может служить кастовый строй  в Индии.  Человеку, принадлежавшему  к низшей касте, почти невозможно было занять  более  высокое социальное положение. Напротив, индустриальные,  "открытые"  общества  характеризуются  высокой   социальной мобильностью.         Социальная мобильность  может  быть  разной  в рамках одного  и того же общества на  отдельных  этапах его  развития. Из истории известно,  к  каким крупным  социальным  перемещениям ведут  революции, войны,  завоевания. Так, революционные  потрясения  в России в  1917  г. привели к  ликвидации  самых богатых слоев общества: почти вся политическая  аристократия была  отброшена на  низшую  ступень;   утратила  свое  социальное  положение  большая  часть предпринимателей  и  высших специалистов-профессионалов. В  то  же  время  в течение   нескольких    лет   на    вершину   политической,   экономической, идеологической  жизни  выдвинулись  представители  низших  слоев  населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVIIв.

 

5.Как вы считаете, в чем заключается сложность  формирования правового государства  в РБ?

Реальное содержание правового  государства определяется качеством  действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.

Идея правового государства, которая  входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей, в Республике Беларусь впервые  официально провозглашена в Декларации о государственном суверенитете, принятой Верховным Советом 27 июля 1990 г. На высшем законодательном (конституционном) уровне эта идея закреплена в действующей белорусской Конституции.

В соответствии со статьей 1 Основного  Закона «Республика Беларусь - унитарное  демократическое социальное правовое государство».

Я думаю, что это следует трактовать не как уже достигнутое завоевание, а в качестве идеи, которую мы пытаемся воплотить в действительность. Но в силу объективных и субъективных причин процесс формирования правового  государства у нас носит сложный  и противоречивый характер. Реформируется  правовая система. Мы медленно «вживаемся»  в законодательство, отвечающее рыночным отношениям. Убеждаемся в том, что  между провозглашением идеи правового  государства и ее реализацией - дистанция  огромного размера. Но бесспорно  то, что разумной альтернативы правовому  государству в Республике Беларусь нет. И мне кажется, что все  нынешние беды связаны с тем, что  мы еще живем не в правовом государстве.

Основными принципами формирования правового  государства являются: принцип разделения властей, принцип верховенства закона, принцип взаимной ответственности, принцип судебной защиты прав личности и др.

Еще совсем недавно белорусскими учеными - юристами провозглашался тезис о  том, что государственная власть едина и неделима. На основе этого  делался вывод, что надо говорить не о разделении властей, а лишь о  разграничении функций органов  государственной власти. В современных условиях широкое распространение получила точка зрения, согласно которой три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (система сдержек и противовесов).

Я думаю, что разделение властей  является гарантом демократичности  государственного строя и государственная  власть должна позволять критиковать  себя, свои институты и должностных  лиц.

Законодательная власть воплощена  в парламенте, который по общему правилу является высшим представительным и единственным законодательным  органом власти страны. Никакому другому  органу государства не дано прав принимать  акты нормативного характера, стоящие  над законом.

Разработка и принятие законов - главное в деятельности парламента. Вместе с тем он призван осуществлять контроль за ходом выполнения законов, наделен и некоторыми другими контрольными функциями. Исполнительная власть реализуется через правительство и его органы. Основное значение этой ветви власти - организовать исполнение законов и иных нормативных актов.

По мнению ученых - юристов в  современных условиях в Республике Беларусь наблюдается крен в сторону  усиления исполнительной власти. Учрежден пост «сильного» Президента, который наделен весьма широкими властными полномочиями.

Согласно Основному Закону (ст.79), главой государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими  государствами и международными организациями. Президент принимает  меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую  стабильность, преемственность и  взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество между органами государственной  власти.

Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что  если при рассмотрении конкретного  дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или  иному закону, он принимает решение  в соответствии с Конституцией или  законом и ставит в установленном  порядке вопрос о признании данного  нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие  и специализированные) наряду с Конституционным  судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.

В соответствии с Основным Законом  в судебную систему республики включается и Конституционный суд (ст.116). Шесть  судей назначаются Президентом  Беларуси. Шесть избираются Советом  Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с  согласия Совета Республики. Конституционный  Суд призван обеспечивать соответствие законов, иных нормативных актов  Конституции и международно-правовым обязательствам республики. Рассмотрение споров о праве, дел о юридической  ответственности не входит в его  компетенцию. Это сфера деятельности обычных судов.

Необходимо признать, что система  разделения властей в Республике Беларусь находиться еще в стадии становления. Идет «притирка» различных  ветвей власти друг к другу, вырабатывается модель их взаимоотношений, ведется  поиск оптимальных форм управления обществом и государством.

Процесс формирования правового государства  не может рассматриваться в отрыве от процесса становления и функционирования гражданского общества. В классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя ячейки свободные от государственно-властного воздействия. Оно во многом противостояло государству, отвоевывало у него пространство для самоорганизации и устанавливало пределы вмешательства в свою жизнь. При тоталитарных режимах ячеек, не занятых государством, практически не оставалось. И потому функционирование и развитие гражданского общества во многом зависело от деятельности государства, что, естественно, не могло не наложить отпечаток на ход и результаты этого процесса.

Основу гражданского общества составляют отношения различных форм собственности. Если при тоталитарном режиме они  сохранились, гражданское общество может восстановиться относительно легко. Сложнее переход от «социалистического»  тоталитаризма, характеризуемого единством  власти и собственности, к реальному  гражданскому обществу. Частная собственность  здесь может возникнуть только в  результате широкомасштабной приватизации. Но если интересам государства широкая  приватизация не отвечала, то отдельные  его представители, владея рычагами государственной власти, приобрели  в собственность и тем самым  обеспечили себе переход в слой частных  собственников.

Не должно быть сомнений в том, что  либерализация экономики и политики создаст более широкие возможности  для проявления личной инициативы, в том числе частного, юридически поддерживаемого бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся ни государственным, ни зарубежным финансированием СМИ, общественных объединений и т. д. Если такие структуры, возникнув, устоят перед соблазном перебраться  под государственное или зарубежное покровительство и выживут, обратное движение к недемократическим формам управления обществом будет невозможным. Они создадут важнейшую составную часть гражданского общества, действующую в качестве инициатора прогрессивных преобразований, генератора творческих идей и в тоже время весьма полезного оппонента государственной власти.

Принцип верховенства закона - один из основополагающих принципов формирования правового государства в Республике Беларусь. Суть его, если сказать кратко, состоит в том, что закон должен господствовать во всех сферах государственной  и общественной жизни.

Когда я представляю себе наши законы в виде единого комплекса, то Конституция, несомненно, занимает в нем главенствующее положение. Конституционные нормы  являются первичными, учредительными. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нормативные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической  силы. Поэтому белорусское правовое государство - это, прежде всего, конституционное  государство. Его основой является Конституция Республики Беларусь.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"