Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей.

Файлы: 1 файл

политология 2.docx

— 56.05 Кб (Скачать)

Введение

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии

длительный путь и как  самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей.

Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей.

Очевидно, что без соответствующей  политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Как вы считаете, в чем заключаются особенности  развития политологии в РБ?

 

Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа, давала содержательные ответы на злободневные проблемы, поставленные тем или иным этапом конкретно-исторического  развития Беларуси. Она отражала накопленный  опыт нашего народа и свидетельствовала  о высоком теоретическом уровне национального мышления.

Как и в других странах  Европы общественно-политическая мысль  Беларуси с самого начала, это значит со времен Полоцкого княжества, находились в тесной связи с христианской религией. Вокруг церкви группировалась тогдашняя образованная интеллигенция. Религиозными и культурно-просветительскими  центрами были монастыри. Согласно сведений, которые дошли до нас, наиболее выдающимися представителями просвещения и общественной мысли раннего средневековья были Ефросинья Полоцкая (1120-1173) и Кирилл Туровский (1130-1182). Их произведения посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, Ефросинья Полоцкая поднимала свой голос против княжеских междоусобиц, предупреждала, что братоубийственные войны могут привести отчизну к гибели.

С XIV в. начинает формироваться белорусская народность, её этническое самосознание, которое проявляется, главным образом, в форме развития родного языка, самобытной культуры. Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь).

В процессе укрепления феодально-крепостнических  порядков в Великом княжестве  Литовском, Русском и Жемойтском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Исключительный исторический интерес представляют Первый (1529 г.), Второй (1566 г.) и Третий(1588 г.) Статуты Великого Княжества Литовского. Они являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-то личной воли, а только от закона.

У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский  первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490-1541 гг.). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

Гуманизм Скорины отличается демократичностью. В своих размышлениях он обращается к простым людям, считает  их полноправными гражданами. Как  один из лучших представителей гуманизма  эпохи Возрождения, Скорина является сторонником идей вечного мира.

В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов. Большинство из них придерживалось умеренных взглядов и выступало лишь за совершенствование, реформирование феодального общества. К их числу можно отнести М. Гусовского, С. Будного, А. Волона, Л. Сапегу и др.

Часть же гуманистов выступила  за радикальное изменение существующего  государственного строя, за уничтожение  крепостного права, за превращение  городских плебеев и ремесленников  в свободных собственников и  равноправных граждан. Идеологами этого  направления были Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Павел из Винзы и др.С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразных проявлений крепостничества выступал Сымон Будный (1562 г.). В частности в предисловии к "Катехизису" (1530-1593 гг.), Сымон Будный осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении "О светской власти" (1583 г.) он выступал с острой критикой феодализма. Мыслитель потребовал ограничения магнатского произвола, равенства всех сословий перед законом и справедливого правосудия. В этом труде он обосновал свой политический идеал - монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом.

Будный выдвигал положение о божественном происхождении власти, а воля Бога обязательна для всех. Власть, по его мнению, бывает несправедливой, потому что люди, владеющие ею, используют власть в своих корыстных и неблаговидных целях. Он сформулировал основные факторы, обуславливающие необходимость власти. К ним он относит установление порядка в государстве, охрану интересов личности и государства.

К числу крупнейших белорусских  мыслителей принадлежит Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Большая часть их публикаций посвящена полемике по религиозным вопросам. Вместе с тем, в их трудах довольно четко и основательно отражены политические идеи, в частности, идея правового государства.

Если в обществе, замечал  Л.Сапега, отсутствует уважение к закону и господствует вседозволенность и беззаконие, оно не может считаться человеческим и гуманным, а является волчьей стаей. Только уважение к праву дает возможность пользоваться действительной свободой. Идеи правового государства нашли отражение в статуте Великого Княжества Литовского 1588 г., редактором и издателем которого был Лев Сапега. Статут действовал на территории Беларуси до 1840 г. и сыграл большую роль в сохранении белорусского этноса.

Основной политической темой  в трудах белорусских мыслителей XVI-XVIII вв. являлась борьба с польскими  феодалами и отражавшими их интересы католической церковью. Одним из таких  борцов был брестский судья Казимир  Лыщинский (около 1634-1689 гг.). Свои взгляды он изложил в трактате "О не существовании бога". В нем были изложены оригинальные материалистические, атеистические и общественно-политические идеи. В частности Лыщинский, как свидетельствуют дошедшие до нас источники, был одним из первых сторонников идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии Лыщинский высказал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, справедливого деления материального богатства, выступил с осуждением войн, которые в середине XVII в. беспрерывно вела Речь Посполитая, и которые несли бесчисленные страдания трудящимся массам. Лыщинский обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех и так далее.

Особое место в общественно-политической жизни XVII-XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединение  её с Россией. Виднейшим представителем этого движения был Симеон Полоцкий (1629-1680 г.).

После трагического финала восстания 1830-1831 гг. в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое  направление общественной мысли. Передовые  белорусские мыслители того времени  начали понимать, что без участия  в национально-освободительном движении широких народных масс, прежде всего  крестьянства, рассчитывать на успех  в борьбе с царизмом невозможно. Большое значение в этом направлении  имели деятельность и мировоззрение  Франца Савича (1815 - около 1845 гг.) и созданного им "Демократического общества" (1836-1839) - тайной революционной организации. Он выступал за освобождение крестьян от крепостничества через вооруженное восстание, за право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между белорусским, русским, украинским, литовским и польскими народами. Главной действующей силой в создании будущего общества он считал народ, который необходимо готовить к этой роли.

Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский (1838-1864), руководитель восстания (1863-1864 гг.) в Беларуси и Литве, направленного против крепостничества и царского самодержавия.

Уничтожающей критике  подверг Калиновский суд царской  России, который был только придатком  царской администрации и целиком  зависел от нее. Он указал, что на страже интересов господствующих классов  находится армия, которая помогает порабощать народ. Белорусский революционер-демократ решительно выступил также против царистской идеологии, распространенной среди  крестьян, их вере в доброго императора. Он убедительно доказал, что все  беды народа исходят от самого царя.

Исключительно большое место  в будущем обществе Калиновский  отводил государству. Он хорошо понимал  предназначение государства в современном  ему крепостническом обществе. Поэтому  освобождение крестьянства, всех трудящихся он связывал с переходом государственной  власти в руки народа. А высшая цель такого государства - забота об интересах  народа.

Политическим идеалом  Калиновского являлась демократическая  республика. Он решительно выступал за отмену в будущем обществе все  классовых, религиозных, национальных привилегий и ограничений с тем, чтобы сделать главным критерием  ценности каждой человеческой личности труд, оценивать человека по его  реальным делам и заслугам. Калиновский  считал, что новое общество должно быть обществом трудящихся. Он был  последовательным защитником интересов  белорусских крестьян, выразителем  их стремления к социальному равенству. Калиновский мечтал раздать всю  землю крестьянам.

Органической частью социальной утопии Калиновского являются его идеи о воспитании. Прежде всего, белорусский  революционер-демократ дал глубокую, политически заостренную критику  педагогики, которая существовала в  современном ему обществе. Он подчеркивал, что существующий строй не может  обеспечить детям правильного воспитания и образования. Калиновский говорил  о том, что в будущем школа  должна формировать у детей высокие  общественные свойства, готовить их всесторонне  развитыми, хорошо образованными, способными к борьбе за высокие гуманистические идеалы. Он высказался также за развитие просвещения, науки на родном белорусском языке. Большую роль в строительстве нового общества, в достижении лучшей жизни Калиновский придавал науке.

Осуществление всех своих  социальных проектов и планов Калиновский  связывал с крестьянской революцией. Он был уверен, что только народная революция способна принести крестьянам желанную землю и свободу.

Политическая цель, сформулированная Калиновским, прежде всего национальное возрождение и создание независимой  Беларуси, владела национальной общественной мыслью и национально-освободительным движением второй половины XIX и начало XX ст. Генератором и пропагандистом этих идей стала главным образом белорусская литература, которая отражала широкий круг художественных и общественно-политических настроений. Однако, вместе с чисто литературно-художественными изданиями большое распространение получила и революционная литература, которая выходила нелегально.

После победы демократической  революции Беларусь в качестве самостоятельной  административно-территориальной единицы  должна была войти в федерацию  свободных и равноправных народов, созданную на просторах былой  Российской империи. С 1906 г. начала издаваться белорусская газета "Наша нива", которая стала центром единения и воспитания национально-сознательной интеллигенции и национально-культурного  возрождения народа. На страницах  газеты печатались произведения Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, В.Ластовского, З.Бядули, М.Горецкого и других. "Наша нива" выступала против феодальной царской политики, направленной на раскол белорусского народа согласно вероисповеданию (на "русских" и "поляков"), изобличала реакционный характер деятельности российских и польских шовинистических организаций, которые занимались русификацией и полонизацией белорусского населения. Газета настойчиво требовала введение в школу, в церковь и костел белорусского языка, переходу их на белорусские национальные позиции. При редакции газеты бал создан Белорусский национальный музей. "Наша нива" сыграла исключительно важную роль в формировании национального самосознания и консолидации белорусов как самостоятельной нации, единого народа.

В начале XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.

 

2.Выделите и  проанализируйте основные направления  развития политической мысли  в Беларуси в начале 20 века(до 1917г.).

В начале 20 века насущные социальные и национальные потребности белорусского народа в духе революционно-демократической  революции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916), известная под псевдонимом Тётка, Максим Багданович (1891-1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колос (1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша нива». Из номера в номер она пропагандировала идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала их законные культурные и социальные права. Опубликованные на её страницах произведения стали идейной основой белорусского национального движения.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"