Контрольная работа по " Политологии "

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Назовите основные функции политологии
Ответ:
Значение и роль политики как социального института обусловлены функ-циями, которые она выполняет в обществе. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

Файлы: 1 файл

К.р. по политологии.docx

— 92.47 Кб (Скачать)

Нередко манипуляция ассоциируется  с обманом, но это не совсем верно. Например, есть такой манипулятивный прием, суть которого состоит в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении престижа и авторитета того, что ими ценится и уважается, на то, что преподносит политический субъект. При использовании этого приема инициируются ассоциации, формируются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или с чем-либо, имеющим значимость и важность у окружающих. Так, если на рекламном щите кандидат изображается в окружении жизнерадостных детей, то вполне возможно, что на кого-то эта реклама окажет скрытое воздействие в результате бессознательной фиксации позитивной ассоциативной связи, т.е. переноса доброго отношения к детям на позиционируемого кандидата. Этот прием широко используется в политических рекламных роликах, когда кандидат, к примеру, показывается на фоне милых любому россиянину безграничных российских просторов или когда малоизвестный кандидат изображается рядом с популярным политиком.

При решении однотипных политических задач вырабатывается система технологических приемов, способов действий или алгоритм решения задачи. Алгоритм решения политической задачи — это устоявшаяся, проверенная практикой совокупность приемов, последовательность процедур и способов действия, позволяющих политическому субъекту достигать поставленных целей. Для решения различных политических проблем вырабатывается свой алгоритм действий, своя технология. 

 

Вопрос  10. Каковы особенности современного мирового политического процесса? 
Ответ: Мировой политический процесс — это все многообразие действий, предпринимаемых государствами на международной арене, совокупность отношений и взаимодействий, складывающихся между ними. Мировой политический процесс — это динамическая характеристика системы международных отношений, позволяющая увидеть, какие происходят изменения в геополитическом пространстве в конкретное историческое время.

Современный мировой политический процесс отличается следующими особенностями.

Во-первых, изменение положения  государств в геополитическом пространстве осуществляется в основном в мирных формах. Государства предпочитают не втягиваться в вооруженные конфликты за территории, решать спорные территориальные проблемы путем переговоров в рамках международного права. Борьба за влияние, за расширение своей ниши в геополитическом пространстве ведется по следующим направлениям: экономическому, информационному, культурному, политическому. Экономическая экспансия государств, обладающих большим потенциалом, осуществляется в виде финансовых инвестиций в экономику других стран, завоевания рынков сбыта, установления контроля над сырьевыми ресурсами других стран и т.д. Информационная экспансия осуществляется путем распространения информации, в которой заинтересовано государство, например, с целью изменения отношения к себе мировой общественности. Информационная экспансия может осуществляться, в том числе, путем установления контроля над мировыми телекоммуникационными каналами. Культурная экспансия заключается в распространении ценностей, образа жизни, стереотипов и мифов, свойственных определенному обществу. В результате культурной экспансии может происходить замещение национальных образцов культуры образцами культуры более сильного государства. Политическая экспансия — это применение средств политического давления, в том числе демонстрация угрозы применения силы, введение санкций. Не надо думать, что экспансия — это удел исключительно сильных государств. В связи с многомерностью геополитического пространства экспансия может осуществляться по какому-либо одному из направлений, параметров. Например, Китай прочно обосновался со своими товарами широкого потребления на рыках США. Распространение ислама из арабских государств осуществляется, в том числе, и через иммиграцию в европейские государства.

Во-вторых, мировой политический процесс развивается противоречиво. Экспансия государств с растущим потенциалом происходит не в вакууме, она вызывает ответную реакцию других государств, порождает столкновения и конфликтные ситуации. В современном мире идет постоянная конкурентная борьба за рынки товаров и капиталов, за влияние на другие государства. Неравенство потенциалов государств ведет к появлению государств-лидеров, своеобразных центров притяжения, вокруг которых происходит консолидация других стран.

В-третьих, несмотря на государственно-территориальный  принцип организации современного мира, наметилась тенденция к его глобализации, т.е. происходит постепенное преобразование геополитического пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где, несмотря на национальные границы, распространяются идеи и свободно передвигаются люди. В основе глобализации лежит процесс интернационализации экономики, связанный с появлением транснациональных корпораций, международных банков. Он активно развивается благодаря качественным сдвигам в системе связи и транспорта. Интернационализация экономики поставила на повестку дня проблему функционирования мирового рынка на основе более четких правил, определенных договоренностей. Для решения этой проблемы создаются международные политические и экономические организации, разрабатываются нормы международного права и осуществляется контроль за их исполнением.

Интеграционные процессы проявляются в создании международных  межгосударственных организаций. В настоящее время насчитывается более тысячи международных организаций. Самая крупная из них — Организация Объединенных Наций (ООН). В ООН входят ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития науки и культуры, ЮНЕП, в задачи которой входит разработка и осуществление мер по защите среды обитания, МАГАТЭ, решающее вопросы предотвращения распространения ядерного оружия и вопросы развития атомной энергии в мирных целях. Вопросами экономического сотрудничества и развития занимаются Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и др. Созданы региональные международные организации: Европейский союз (ЕС), Содружество независимых государств (СНГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АПЕК), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др.

По оценкам специалистов, процесс  глобализации охватил примерно 60 государств, но на их долю приходится три четверти мирового валового продукта. Неравномерность развития процессов глобализации ведет к появлению проблемы «центра» и «периферии», т.е. к появлению противоречий между государствами, вовлеченными и не вовлеченными в процессы глобализации. В странах, оказавшихся на периферии процессов глобализации, недовольство этим процессом может принимать самые различные формы, в том числе выливаться в экстремистские действия, в подготовку и проведение террористических акций против ведущих держав мира.    

Выступления антиглобалистов  в развитых странах, как правило, связаны с другой проблемой —  противоречием между процессами интернационализации и национальной спецификой каждого государства. Именно осознание угрозы национальному суверенитету государства, которая связывается с растущей глобализацией, и лежит в основе акций протеста антиглобалистов.           

Глобализация есть ответ  мирового сообщества на ряд важных проблем современности: угроза экологической и техногенной катастрофы, опасность применения оружия массового поражения, международный терроризм. Решение перечисленных проблем требует участия всех государств, создания соответствующих международных организаций. Например, в условиях возможности применения ядерного оружия стоит проблема всеобщей безопасности, так как конфликт с применением ядерного оружия неизбежно превратится в планетарную проблему. Долгое время проблема всеобщей безопасности основывалась на принципе «сдерживания и устрашения», предполагающем конфронтацию ядерных держав. Однако увеличение числа стран, обладающих и могущих обладать таким оружием, требует пересмотра политики сдерживания и перехода к системе международных договоренностей.

 

Вопрос 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе? 
Ответ: Современное российское государство по своему типу является переходным, которому свойственны:

• некоторые черты советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный, принцип подбора руководящих кадров и т. д.);

• появление и укрепление демократических начал в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т. д.;

• формирование новых взаимоотношений с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения;

• еще сильны надежды на помощь со стороны государства, а ценности свободы, индивидуализма не стали преобладающими в общественном сознании;

• продолжение поиска наилучшего варианта федеративного устройства государства, оптимального соотношения полномочий между центром и субъектами федерации.

Что касается последней отмеченной особенности, то в России есть как  национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов федерации, но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различными.

Отношения центра со многими  национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенции. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов федерации. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая и иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

 

 

 Вопрос  12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России? 
Ответ: Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, - в конце XIX - начале XX веков, что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.

Отмена крепостнических  порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали  прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905 - 1907 годов, во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них можно выделить:

  • партии радикальной ориентации - они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России и составляли оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), "Трудовая группа" ("трудовики"), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;
  • проправительственные партии - вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян, типа "Русское собрание", "Монархическая партия". Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма ("самодержавие, православие, народность"). Такими партиями были "Союз русского народа", "Союз русских людей";
  • партии либеральной ориентации - выражали интересы зародившейся буржуазии. В силу своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, осуществляющий законодательные функции, и т.д. Среди партий следует выделить "Союз 17 октября" (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).

 Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.

Развитие партийной системы  в 20 веке. После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия  Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов прошлого века. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.

В октябре 1990 года был принят Закон СССР "Об общественных объединениях", который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 года началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму "партийного бума": в 1993 году зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 году их уже насчитывалось около 3 тысяч.

Однако возникшая в  России многопартийность иллюзорна, поскольку  структура и состав партий очень нестабильны, отсутствуют устойчивые связи между ними. Вследствие этого политическое влияние партий невелико. В 2001 году был принят Федеральный закон "О политических партиях", призванный унифицировать требования, предъявляемые к политическим партиям, и тем самым освободиться от множества мелких партий. Процесс правовой институционализации партий должен завершиться до парламентских выборов 2003 года.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по " Политологии "