Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 12:37, контрольная работа
Вопрос 1. Назовите основные функции политологии
Ответ:
Значение и роль политики как социального института обусловлены функ-циями, которые она выполняет в обществе. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.
В науке существует множество различных теорий демократий.
1. Либеральная теория демократии. В основе её лежит англосаксонская традиция. Демократия понимается как ответственное и компетентное правление. Принцип ответственности ставится выше принципа соучастия. Источником власти считается народ, но свою волю он выражает через представителей, которым на определенный срок делегирует свои полномочия по конституционному перечню. Государством управляют компетентные представители, опирающиеся на поддержку народа.
2. Теория прямой (идентитарной) демократии. Её основоположником является Ж.-Ж. Руссо. Представительный характер власти полностью отрицается. Реальное народовластие осуществляется путем выражения народом своей воли на собраниях. Выраженная таким непосредственным образом воля народа кладется в основу составления законов и формирования правительства. Общество управляет само собой и не делится на управляющих и управляемых.
3. Теория плюралистической демократии. Согласно этой теории, люди по своей природе эгоистичны. Поэтому единой воли у народа нет. Общество делится на противоборствующие группы, интересы которых уравновешивают друг друга, не позволяя кому-либо монополизировать всю полноту власти.
4. Элитарная теория демократии. Её автором является австрийский социолог Й. А. Шумпетер. По его мнению, личность в политике (при голосовании и др.) ведет себя нерационально. Концепция «всеобщего блага» в обществе практически отсутствует. Поэтому обществу необходимо «политическое разделение труда». Общество, исходя из принципов демократии, избирает господствующую элиту, которая осуществляет властные полномочия. В период господства элиты общество целиком подчинено ей.
5. Партицип? торная теория демократии, или «теория соучастия». Приверженцы этой теории категорически отрицают «разделение политического труда». Главным идеалом считается индивидуальное самоопределение автономной личности – всестороннее политическое участие каждого. На основе партиципаторной теории демократии развиваются многие современные социальные движения («зеленые» и др.), общественные инициативы, отрицающие государственное принуждение.
6) Теория социалистической демократии (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина). Согласно этой теории,демократия – это господство рабочего класса.
Ортодоксальная (ленинская) инт
Социал-реформистская
Демократия как политический режим неоднозначна. Она уязвима на «переломах» общественного развития. Демократия не подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования разнородных интересов, толерантности, проработки различных общественных альтернатив. Однако демократия чрезвычайно эффективна в высокоорганизованных, культурных, плюралистических обществах.
Авторитарный политический режим ( от греч. «самовластие», ближе – «автократия») – это власть одного лица или группы лиц, противоположная демократическому народовластию.
Для авторитарного политического режима характерны следующие признаки:
1. Сосредоточение всей полноты власти в руках олигархии (военной, партийной, аристократической, религиозной) или одного лица (монарха, диктатора, «вождя», «духовного лидера»).
2. Ограниченный социальный и идеологический плюрализм (отсутствие тотальности контроля над экономикой, социальной сферой, оборудованием, культурой, СМИ; сохранение фиктивной многопартийности, фиктивных выборов и фиктивной оппозиции).
3. Беспощадной подавление реальной политической конкуренции своему господству, жесткое пресечение участия населения политике.
4. Подавление основных гражданских прав и свобод, преимущественное использование метода принуждения по сравнению с методом убеждения.
Авторитаризм либеральнее тоталитаризма; он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарный политический режим, в отличие от тоталитарного, не требует безусловной личной преданности граждан и выражений их восторга. С другой стороны, поскольку автократия осуществляет циркуляцию элит не конкурентно-выборным путем, а методом кооптации, легитимность этого режима снижена, его поддержка народом малообеспечена. Тем не менее, авторитаризм способен успешно решать важные политические задачи, осуществлять экономические и социальные реформы (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Аргентина, Чили, страны Арабского Востока).
Немецкий политолог Д. Берг-Шлоссер выделил следующие разновидности авторитаризма:
А) Традиционные абсолютные монархии (страны Персидского залива, Марокко и др.) Власть здесь находится в руках аристократической элиты-олигархии, господствует её идеология; политическая конкуренция и разделение властей отсутствуют.
Б) Традиционные авторитарные олигархии (Латинская Америка). Господство в политике и экономике захвачено кучкой влиятельных семейств, связанных с церковью и генералитетом. Смена власти осуществляется путем военного переворота или фальсификации итогов выборов.
В) Гегемонистский авторитаризм новой олигархии – режим господства компрадорской буржуазии (посредников) в экономически отсталых, развивающихся странах (Тунис, Камерун, Филлипины при Ф. Маркосе). Разновидностью этого режима можно считать военные режимы трех типов: 1) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим Иди Амина в Уганде);
2) военные хунты, проводящие структурные реформы (режим С. Пиночета в Чили);
3) однопартийные военные режимы (Г. Нассера в Египте, Х. Перона в Аргентине).
Можно выделить особый тип авторитарных режимов – теократии, в которых власть сосредоточена в руках верхушки духовенства (Исламская Республика Иран). Теократии крайне консервативны и по своему типу приближаются к тоталитаризму.
Вопрос
7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды
лоббизма Вы знаете?
Ответ: Лоббизм - протекционизм,
агитация и представление чьих-либо политических
либо экономических интересов в органах
государственной власти. Лоббизм жестко
связан с политической властью. Наблюдается
такая закономерность: лоббизма больше
там, где больше реальной власти. Лоббизм
- признак власти.
Для становления лоббизма как полноценного института необходимо наличие двух условий:
• большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения;
• расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно для демократических режимов.
Виды лоббизма:
• в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос", лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный и судебный;
• в зависимости от того,
в каком управленческом решении
достигаются цели лоббирования: правотворческий
(в законодательных органах
• в зависимости от характера интереса, который "продавливается": политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый;
• в зависимости от времени действия: "одноразовый" и постоянный;
• в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);
• в зависимости от того, в чью пользу "решается вопрос", говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме;
• в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования:
плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий).
Вопрос 8. Назовите основные типы избирательных
систем.
Ответ: Различают два основных типа избирательных
систем по порядку определения результатов
голосования — пропорциональная и мажоритарная
избирательные системы. Пропорциональная избирательная
система предполагает, что в соответствии с принципом
пропорциональности депутатские мандаты
распределяются в соответствии с количеством
и долей голосов, поданных на выборах за
список кандидатов данной партии или блока
партий и иных объединений (избирательного
блока). Понятно, что такая избирательная
система в принципе достаточно справедлива,
ибо позволяет, например, иметь своих представителей
в парламенте тем малым партиям и частям
общества, идущим за ними, которые собирают
на выборах сравнительно небольшое число
голосов. Она применяется в условиях создания
многомандатных избирательных округов;
при этом чем больше по своим размерам
такие округа, тем полнее реализуется
принцип пропорциональности (идеальной
здесь создается ситуация, когда вся страна
(например, Израиль) представляет собой
единый многомандатный избирательный
округ). Но это последнее возможно лишь
в небольших по размеру государствах,
да и то далеко не всегда. Вместе с тем
такая избирательная система связана
с возникновением немалых трудностей
и проблем, особенно если в стране нет
такой крупной и влиятельной партии или
блока партий, которые и при этой избирательной
системе способны завоевать устойчивое
абсолютное большинство голосов, что бывает
в жизни наиболее часто. С одной стороны,
в рамках пропорциональной избирательной
системы избиратели голосуют не столько
за конкретных кандидатов, сколько за
партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких
их лидеров, которые обозначаются в бюллетенях
для голосования; а с другой — в результате
выборов чаще всего образуется парламент,
в котором ни одна партия не имеет абсолютного
большинства, а наличие относительного
большинства требует создания межпартийных
коалиций при создании правительства,
что, естественно, может порождать его
неустойчивость и недолговечность.
Мажоритарная (от франц. majorite — большинство) избирательная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. Поскольку большинство может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарного типа избирательной системы различают такие три его разновидности, как мажоритарные избирательные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом (списком кандидатов) соответственно — либо больше, чем любой другой кандидат (список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голосовавших (или зарегистрированных) избирателей, либо установленный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей (например, несколько меньше или больше двух третей голосов).
Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений, сумевших договориться о выдвижении единых избирательных списков. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредственно знает, за какого или каких именно кандидатов он голосует. Практика применения мажоритарной избирательной системы показывает, что она способна обеспечить более успешное формирование парламентов с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительств. Не случайно, что мажоритарная избирательная система имеет в целом большее распространение в мире, нежели пропорциональная. Она действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еще в нескольких десятках стран. В то же время нельзя не видеть, что мажоритарная избирательная система серьезно сужает возможности на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых часто остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь десятую часть голосов избирателей.
Все сказанное о пропорциональной и мажоритарной избирательных системах порождает и усиливает, особенно в современных условиях, поиски сочетания преимуществ той и другой путем их гибридизации на различной основе. Так появился и такой тип избирательной системы, как смешанная избирательная система, при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая часть — по мажоритарной. Эта система, несомненно, производна от двух рассмотренных основных типов избирательных систем и поэтому было бы вряд ли правомерно ставить ее на один уровень с ними. Но это не означает, что смешанная избирательная система не может выделяться в качестве особого, самостоятельного типа такой системы, поскольку она не укладывается в каждую из указанных основных систем. Наглядным примером такой избирательной системы является избирательная система современной России, где половина депутатов Государственной Думы избирается по избирательным (партийным) спискам, т.е. на пропорциональной основе, а половина — в одномандатных округах по мажоритарной системе. В своеобразных формах смешанная избирательная система используется в ФРГ при выборах депутатов Бундестага — нижней палаты парламента, в Италии, Венгрии, Болгарии, Грузии, Литве и др. странах. Соотношение между принципами пропорциональности и мажоритарности в смешанной избирательной системе может быть различным: в одних случаях они сочетаются в равной пропорции; в других — преобладает принцип пропорциональности; в третьих — в большей мере применяется принцип большинства.