Контрольная работа по " Политологии "

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Назовите основные функции политологии
Ответ:
Значение и роль политики как социального института обусловлены функ-циями, которые она выполняет в обществе. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

Файлы: 1 файл

К.р. по политологии.docx

— 92.47 Кб (Скачать)

Самыми яркими теориями Нового времени стали теории естественного права и общественного договора. Согласно теории естественного права, человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь, на свободное развитие, на участие в делах общества. Теории общественного договора позволяли рассматривать государство не как проявление божественной воли, а как результат договоренности людей, осознанно решивших создать особую систему власти в обществе и принявших на себя обязательство подчиниться ей. Каждый мыслитель Нового времени внес свой, неповторимый вклад в развитие указанных теорий.

Рассуждения Томаса Гоббса (1588—1679) о государстве основаны на его предположении о «естественном состоянии людей», которое характеризуется «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное из тщеславного самолюбия, права всех на все». Результатом этой «естественной склонности» становится война всех против всех, в которой, по мнению Гоббса, не может быть победителей. Выход из такой ситуации есть только один — создание общества на договорной основе. Но так как общество может покоиться только на согласии интересов, то для поддержания такого согласия, искусственного по своей сути, необходимо было, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу». Олицетворением этой общественной власти становится государство, которому люди передают право осуществлять управление делами общества. «Государство, — пишет Гоббс, — есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». На место законов природы государство ставит законы общества.

Джон Локк (1632—1704) в своих рассуждениях о политике также исходит из естественного состояния общества. Но его естественное состояние отличается от «войны всех против всех» Гоббса, для него это — «состояние свободы, но не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо». Ограничивает свободу человека, считает Локк, естественный закон, который гласит, что «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». Государство, по мнению Локка, возникает на основе договора, но власть правителей не может быть абсолютной и должна основываться на уважении к естественному закону. В работе «Два трактата об управлении государством» Локк различает три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную и фактически первым формулирует принцип разделения властей как способ ограничения произвола правителей.

Шарль Монтескье (1689—1755) развивает идею разделения властей, он говорит о законодательной, исполнительной и судебной властях, а идеальной формой государства для него была конституционная монархия. Монтескье считал, что есть два вида законов, лежащих в основе деятельности людей: естественные (отражающие основные принципы отношения человека и природы и естественных отношений между людьми) и позитивные (созданные людьми и установленные законодателем). С его точки зрения, естественные законы оказывают постоянное воздействие на общество. Тип государственного устройства определяется климатом страны, строением почвы, характером рельефа и т.д.

В конце XVIII — начале XIX в. формулируются основные принципы современного понимания демократии. Джеймс Мэдисон (1751—1836), один из «отцов-основателей» США, видел, что демократия неизбежно порождает противоречие между правящим большинством и меньшинством, и стремился найти конституционные рычаги, которые гарантировали бы меньшинству политические права и укрепляли его свободу. Он считал, что представительная демократия (в отличие от прямой) создает лучшие условия для свободы личности, не позволяет большинству подавлять меньшинство. Он  понимал, что представители, которым народ делегирует свои полномочия, могут предать его интересы. Чтобы не допустить концентрации государственной власти в одних руках, Мэдисон последовательно выступал за разделение властей, став одним из создателей системы  сдержек и противовесов в американской политической системе.

Алексис Токвиль (1805—1859), изучая опыт политического развития в США, пришел к выводу, что развитие демократии является магистральной тенденцией развития человечества, обусловленной падением влияния аристократии и утверждением политического равенства. Вместе с тем, его волновала проблема соотношения политического равенства и политических свобод в обществе. Он считал, что равенство может привести к конфликтам, к некомпетентному управлению общественными делами, к развитию политической апатии граждан. Для преодоления негативных последствий политического равенства необходимо установление представительной демократии. По мнению Токвиля, представительная демократия может способствовать благополучию наибольшего числа граждан, может создавать условия для участия масс в политической жизни, обеспечивать более полную реализацию политических свобод.

Джон Стюарт Милль (1806—1873) также был озабочен проблемой поиска оптимального сочетания индивидуальной свободы и позитивной роли государства. Он подчеркивал, что свобода — это часть счастья, но достичь этого счастья можно, только если люди будут ощущать, что они полезны друг другу, т.е. существует неразрывная связь между свободой, благом каждого человека и благом общества в целом. Милль рассматривал демократию как самую предпочтительную форму государства, а представительную демократию называл «великим открытием современности». Роль государства он видел в просвещении масс, так как только образованные, интеллектуально развитые люди могут эффективно управлять общественными делами.

В XIX в. К. Маркс (1818—1883) создает свою теорию объяснения политики и политических процессов. Он рассматривает политику как надстройку над экономическим базисом и говорит об обусловленности политических процессов экономическими, материальными условиями жизни общества. Согласно взглядам Маркса, политика связана с разрешением антагонистических противоречий между классами, имеющими противоположные экономические интересы, что проявляется в классовой борьбе и социальных революциях. Он говорит о необходимости диктатуры пролетариата как особой форме государства, которая создает предпосылки для создания бесклассового общества и отмирания государства.

 

Вопрос 4. На чем основывается мотивация подчинения? 
Ответ: Сила власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект, существенно зависит от мотивов подчинения объекта. Мотивация подчинения достаточно сложна и может основываться на следующем:  
 
- страхе перед санкциями;  
 
- долголетней привычке к повиновению;  
 
- культурном стереотипе жизнедеятельности;  
 
- заинтересованности в выполнении распоряжений;  
 
- убежденности в необходимости подчинения;  
 
- авторитете носителя власти у подчиненных;  
 
- идентификации объекта с субъектом власти.  
 
Сила власти, основанная на страхе, связана с угрозой применения санкций. Она прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежания его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного вида отношений власти.  
 
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на культурном стереотипе, привычке или обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения населения государственному аппарату в традиционных обществах. Она сохранилась и сегодня как один из архетипов культуры. Обыденно-психологическое подчинение остается надежным фактором стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается. Люди замечают, что "король-то - голый", т.е. власть изжила себя, а ее представители недостойны повиновения.  
 
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убежденности, авторитета и идентификации.  
 
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок. Убежденность людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и др.) - важнейший источник силы власти.  
 
Одной из наиболее положительных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые определяют их повиновение без угрозы санкций. Следует подчеркнуть, что авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях и прогандистской деятельности относительно личности руководителя.  
 
Особый интерес представляет вопрос о видах власти. Проявления власти многообразны, поэтому существуют различные ее классификации:  
 
- по специфике функционирования власть (в государстве) делится на законодательную, исполнительную, судебную;  
 
- по методам и средствам осуществления (политическому режиму), власть бывает тоталитарная, авторитарная, либеральная, демократическая, олигархическая и др.;  
 
- по объему она существует как единоличная, групповая, коллегиальная.  
 
В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, она может быть классифицирована на экономическую, социальную, духовно-информационную, политико-правовую, военную и др. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной способностью класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах. Политическая власть предназначена для обеспечения и поддержания целостности и единства общества, создания его имущественных и организационно-управленческих основ.  
 
Субъектами политической власти в той или иной мере могут выступать: государство, политические партии и движения, социальные группы, общественно-политические организации, органы управления (комитеты, советы, учреждения) и индивиды. Личность как субъект политической власти проявляет себя в лидерстве и гражданстве.  
 
Политическая власть может проявляться в государственных формах - законодательная, исполнительная, судебная; и общественных - власть политических партий, общественно-политических организаций, общественных движений, власть в семье. Поэтому понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть": политическая деятельность, как видим, масштабнее государственной, а государственная - одна из форм политической власти. Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно оформленного управления и насилия.  
 
Таким образом, государственная власть является прежде всего властью политической, но не всякая политическая власть может быть государственной. Последняя представляет собой наиболее полное выражение политической власти.  
 
Признаками государственной политической власти являются:  
 
- законность в использовании власти и силы в пределах государства;  
 
- обязательность решений для всякой иной власти;  
 
- публичность, то есть всеобщность, открытость и безличность (политическая власть в отличие от личной власти, осуществляемой в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам);  
 
- правомерность распорядительства и управления;  
 
- наличие единого центра принятия решений многообразие ресурсов.

Вопрос 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти. 
Ответ:  

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Усвоение вопроса о легитимности государственной власти требует  знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности — традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) — но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соотносятся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность).

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную, опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную, проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к этому  последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую, которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую (онтология — учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

 

Вопрос 6. Назовите основные типы политических режимов. 
Ответ:  В современной науке выделяется три основных типа политических режимов – демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический режим – самый прогрессивный, свободный, но и наиболее сложный тип положительного режима. Русский ученый П. И. Новгородцев считал: «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-нибудь другая форма возбуждает дух исканий».

Сложность демократии отмечалась и самими демократическими лидерами. Так, У. Черчилль однажды заметил: «Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».

Под «демократией» (греч. «народовластие») понимают:

- общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;

- форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть;

- идеальную модель общественного устройства, основанного на ценностях свободы, равноправия, правах человека;

- социальное движение, тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Демократический политический режим обладает рядом характерных признаков:

1. Суверенитет народа. Народ – единственный источник власти. Народ участвует в осуществлении политической власти косвенно (через избранных им представителей властных органов) и прямо (через группы интересов, СМИ и др.).

2. Выборность органов власти и их регулярная сменяемость (на всех уровнях). Свободные выборы, свободное выдвижение кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование.

3. Политическая власть  принадлежит большинству. При этом большинство уважает права меньшинства на оппозицию, на критику правящего режима и на смену этого режима на очередных выборах.

4. Сложное конструкционное  устройство: обязательное разделение ветвей власти, система сдержек и противовесов.

5. Реальная конкурентная многопартийная система – основной механизм формирования воли народа и влияния на правительство; конкурентная политика.

6. Легальная политическая оппозиция.

7. Широкий спектр легальных  и гарантированных гражданских,  политических, социальных прав и свобод, включая реальную свободу слова.

8. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

Информация о работе Контрольная работа по " Политологии "