Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:56, курсовая работа
Россия сегодня находится на одном из решающих этапов строительства правового государства. Одна из важных черт правового государства – существование судебного конституционного контроля, т.к. право определенного судебного органа следить в установленных законом формах и процедурах за соответствием Конституции страны действующего законодательства. В этих целях орган судебного конституционного контроля наделяется правом отмены законов (или отдельных положений законов), признанных им не соответствующим Конституции. И, соответственно, правом толкования конституционных норм
Введение. 3
Структура и организационно-правовые формы деятельности Конституционного суда РФ. 5
Компетенция федерального органа конституционного контроля. 12
Юридическая сила и исполнение решений Конституционного
суда РФ. 14
Заключение. 23
Список литературы. 25
Как и формулирование
Вышеприведенные аспекты практики Конституционного Суда Российской Федерации подтверждают тот факт, что в современных условиях правотворческая деятельность специализированных органов конституционного контроля очевидна. Причем она не вступает в противоречие с парламентским правотворчеством, а дополняет и обогащает его24. По мнению В.Д. Зорькина, правотворческая деятельность судов в правовой системе России формально (официально) не признается, в доктрине интерпретируется противоречиво, но реально существует и через высшие судебные инстанции влияет на развитие права, так же как это имеет место и в ряде других стран Европейского континента (Греция, Италия, Нидерланды, ФРГ и др.)25.
Возможность подобной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации обусловлена и его особой правовой природой как высшего органа государственной власти, осуществляющего конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации не может рассматриваться только как судебный орган. Он является не научно-консультативным, а полновластным государственным органом26. Отсюда вытекают и особые свойства его решений, не позволяющие рассматривать их как "чисто" судебные акты.
Исходя из этого, следует согласиться с мнением, что "юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации превышает юридическую силу любого закона, а соответственно, практически равна юридической силе самой Конституции Российской Федерации, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям"27.
Заключение.
В результате проведенного исследования и написания работы на тему “Конституционный Суд РФ “ автором были сделаны некоторые общие выводы.
Конституционный Суд РФ на основе новой Конституции России и нового Закона о нем фактически работает лишь с февраля 1995г.
Основополагающие нормы о Конституционном Суде устанавливает Конституция Российской Федерации. Они включены в гл. 7 “Судебная власть”, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти.
Однако Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. Особые положения Конституционного Суда в механизме государственной власти обусловило тот факт, что из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации достаточно развернуто определена в самой Конституции.
Предмет конституционного регулирования в данной сфере весьма широк и не ограничивается закреплением только полномочий Конституционного Суда. Конституция устанавливает состав Конституционного Суда, порядок назначения на должность его судей, перечень органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, полномочия Конституционного Суда регламентируются как в специально посвященной ему ст.125, так и в ряде других статей Конституции: ст.100 и 104. Существенно, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической силе и правовых последствиях решений Конституционного Суда.
Особый статус конституционных судей подчеркивается нормой Конституции об их присутствии присяги Президентом РФ. Конституционную основу деятельности Конституционного Суда составляют не только специальные нормы о нем, но и общие для всей судебной власти конституционного положения с учетом, естественно, специфики данного органа.
Наряду с установлением достаточно развернутых положений, касающихся Конституционного Суда, Конституция предусматривает и принятие специального законодательства о нем.
Регламентация статуса Конституционного Суда, применяемой ими процедуры именно федеральным конституционным законом подчеркивает важность этого органа в механизме государственной власти и в то же время обеспечивает более стабильную правовую основу его деятельности, поскольку такие законы принимаются и изменяются в особом порядке.
В Федеральном Конституционном законе о Конституционном Суде РФ развиваются, конкретизируются основополагающие конституционные принципы и нормы, касающиеся Конституционного Суда. В нем сочетаются материальные, процессуальные и организационные нормы. Идея принятия отдельного закона о конституционном судопроизводстве, “конституционного процессуального кодекса” наряду со статусным законом о Конституционном Суде не получила поддержки в ходе разработки законопроекта: процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда неразрывно связаны с его статусными и организационно-структурными особенностями; Конституционный Суд, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов – единственный судебный орган, применяющие соответствующие процессуальные нормы. Законодательство исходило также из того, что неоправданна и множественность актов, регулирующих отношения в одной и той же сфере. Этим и обусловлено установление в едином законе о статусных, и процессуальных, и основных организационных норм, касающихся Конституционного Суда.
Список литературы.
1 Федеральный конституционный закон РФ (в ред. Федеральных конституционных законов от 05.02.2007 № 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ) // Собрания законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
2 Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 607.
3 Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. (в ред. Указов Президента РФ от 12.06.2006 № 603, от 23.12.2007 № 1741) "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. (в ред. Указа Президента РФ от 24.06.2002 N 648) "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" // СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 795; Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. "О повышении должностных окладов судей Российской Федерации и работников органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4664.
4 Зыкова Н. Структура Конституционного Суда Российской Федерации: актуальные проблемы // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. с. 37.
5 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447; 2007. N 7. Ст. 829.
6 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М.: Юристъ, 2005. С. 115 - 116. Заметим, что согласно новой редакции Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" у Конституционного Суда России появилось еще одно полномочие - по запросу Верховного Суда Российской Федерации проверять конституционность вопроса (вопросов) референдума (ч. 17 ст. 15). Исходя из данной нормы, неясно, какое решение должен принять Суд по итогам реализации такого полномочия.
7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710; 2008. N 17. Ст. 1754.
8 Постановление по делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 30. Ст. 3100.
9 Постановление по делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 10 (ч. 2). Ст. 976.
10 Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 30. Ст. 3989.
11 Постановление по делу о проверке конституционности положений статей 9 и 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статей 181, 188, 195, 273, 290, 293 и 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "СЕБ Русский Лизинг", общества с ограниченной ответственностью "Нефте-Стандарт" и общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Нефте-Стандарт" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 4. Ст. 300.
12 Ершов В., Ершова Е. О правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. 2004. N 2. С. 24.
13 Бондарь Н.С. Конституция, Конституционный Суд и налоговое право // Налоги (газета). 2006. N 3.
14 Определение по жалобе гражданина Севашева Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 18. Ст. 2092.
15 Определение по жалобе гражданина Н.Д. Ильченко на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 7. Ст. 744.
16 Митюков М.А., Станских С.Н. Письменное разбирательство в конституционном судопроизводстве: Россия и опыт зарубежных стран // Государство и право. 2005. N 10. С. 5 - 13.
17 Витрук Н.В. Указ. соч. С. 116.
18 Определение по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 29. Ст. 3117.
19 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2000. N 6.
20 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 2.
21 Определение по запросу Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также жалобе главы города Екатеринбурга на нарушение теми же законоположениями конституционного права на местное самоуправление // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 10. Ст. 1260.