Иные решения,
выносятся в большинстве случаев
по вопросам, связанным с организацией
работы в Конституционном Суде РФ
или обеспечением успешного проведения
его заседаний (пленарных или в
составе палат). К числу таких вопросов
можно отнести, например, вопросы об избрании
Председателя Суда, его заместителя и
судьи-секретаря, об утверждении в должности
руководителей подразделений Секретариата
Суда, об одобрении Регламента, о формировании
палат Суда, о принятии к своему производству
конкретных дел, о назначении судей-докладчиков,
о приостановлении или прекращении полномочий
судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих
установленный порядок.
Решения по этим
вопросам называются определениями Конституционного
Суда РФ. Они, как правило, не оформляются
в виде отдельных документов. Их излагают
в протоколах пленарных заседаний или
заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам,
разрешаемым определениями, требуется,
чтобы такое определение было оформлено
в виде отдельного письменного документа.
Это требуется, к примеру, при вынесении
судом решения, которым дается толкование
ранее принятого им решения.16
Важнейшее значение для результативной
деятельности Конституционного Суда имеют
последствия, которые наступают в случае
невыполнения его решений. Прежнее законодательство
по этому вопросу не высказывалось. Закон
1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии
процесса в Конституционном Суде , в соответствии
с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее
исполнение, либо воспрепятствование
исполнению решения Конституционный Суд
РФ влечет ответственность установленную
федеральным законом". Однако эти гарантии
закреплены в достаточно общей форме.
Практика деятельности специализированных
органов правовой охраны Конституции
в нашей стране: Комитета Конституционного
надзора СССР, Конституционного Суда России
образца 1991 г. - свидетельствует о том,
что многие их решения так и остались на
бумаге ввиду отсутствия реального механизма
их выполнения. Необходима разработка
правового акта в этой важной области
Конституционного судопроизводства. Целесообразно
было бы вместе с тем включить основные
нормы, касающиеся санкций, ответственности
за невыполнение решений Конституционного
Суда, в текст самой Конституции России.
Гл. 4
Практическая часть.
Задача
№1
Правовые
средства реализуемые, осуществляемые
прокурором –
А) надзор за исполнением законов
– п. 2, 7, Б) надзор за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина – п. 10, В) надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие – п. 1, 6, 8, 9, 11, 12, 13,
Г) надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначенные судом меры
принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу, судебными приставами – п. 3, 7, 10, Д) участие при
рассмотрении дел в судах – п. 4, 5.
Характеристика данных средств:
- Указания по уголовным делам - возвращение уголовного дела дознавателю, следователю с указаниями о производстве дополнительного расследования;
- Протест на противоречащие закону акты - прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
- Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении - о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
- Представление на незаконные и необоснованные решения суда и судей - прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.
- Поддержание государственного обвинения - в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
- Санкционирование следственных действий - разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений;
- Представление об устранении причин нарушения закона - представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
- Утверждение обвинительного заключения - прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 5 суток принимает по нему одно из следующих решений:
- об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд. Прокурор может составить новое обвинительное заключение;
- о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Прокурор вправе при утверждении обвинительного
заключения изменить объем обвинения
либо квалификацию действий обвиняемого
по уголовному закону о менее тяжком преступлении;
- Допрос задержанных, заключённых под стражу - подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьей 91 УПК РФ, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. К ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 3 статьи 108 УПК РФ) следует прилагать копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого.
- Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина - прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление
об устранении нарушений прав и свобод
человека и гражданина вносится прокурором
или его заместителем в орган или должностному
лицу, которые полномочны устранить допущенное
нарушение.
Протесты и
представления вносятся и рассматриваются
в порядке и сроки, которые
установлены Федеральным законом.
- Постановление о возбуждении уголовного дела - при наличии повода и основания, орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
В постановлении
о возбуждении уголовного дела
указываются:
- дата, время и место его вынесения;
- кем оно вынесено;
- повод и основание для возбуждения уголовного дела;
- пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Если уголовное
дело направляется прокурору для
определения подследственности, то
об этом в постановлении о возбуждении
уголовного дела делается соответствующая
отметка.
О форме постановления
об отказе в даче согласия на возбуждение
уголовного дела.
Постановление
следователя, дознавателя о возбуждении
уголовного дела незамедлительно направляется
прокурору. К постановлению прилагаются
материалы проверки сообщения о
преступлении, а в случае производства
отдельных следственных действий по
закреплению следов преступления
и установлению лица, его совершившего
(осмотр места происшествия, освидетельствование,
назначение судебной экспертизы), - соответствующие
протоколы и постановления. Прокурор,
получив постановление, незамедлительно
дает согласие на возбуждение уголовного
дела либо выносит постановление об отказе
в даче согласия на возбуждение уголовного
дела или о возвращении материалов для
дополнительной проверки, которая должна
быть проведена в срок не более 5 суток.
О решении прокурора следователь, дознаватель
в тот же день уведомляет заявителя, а
также лицо, в отношении которого возбуждено
уголовное дело. При возбуждении уголовного
дела капитанами морских или речных судов,
находящихся в дальнем плавании, руководителями
геологоразведочных партий или зимовок,
удаленных от мест расположения органов
дознания, главами дипломатических представительств
или консульских учреждений Российской
Федерации прокурор незамедлительно уведомляется
указанными лицами о начатом расследовании.
В данном случае постановление о возбуждении
уголовного дела и материалы передаются
прокурору незамедлительно при появлении
для этого реальной возможности.
- Принятие дела к своему производству и осуществление расследования - Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства
по уголовному делу прокурор уполномочен:
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
- участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
- Отмен постановлений органов следствия и дознания - начальник следственного отдела уполномочен - поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.
Для дачи характеристики
данным терминам я пользовала:
- Ф. З. от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ »
- ЗАКОН РФ от 18.04.1991 N 1026-1"О МИЛИЦИИ"
3."Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
4."Уголовный
кодекс Российской Федерации"
от 13.06.1996 N 63-ФЗ
5. "Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
Задача
№2
Начальник РОВД
дал указания сержанту Измайлову, командиру
отделения взвода ППС, произвести дознание
по делу Мимотина, обвинявшегося в
злостном уклонении от уплаты алиментов,
и направить дело в суд, поскольку
штатные дознаватели перегружены работой.