Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:01, реферат
Российский Конституционный суд является истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением. Конституционный Суд - важный элемент политической системы
Введение……………………………………………………………………………...3
Гл.1.Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля………………………………………………………………………………4
Гл.2.Состав и полномочия конституционного суда……………………………….7
Гл.3.Решения конституционного суда РФ: виды, содержание, формы и юридическое значение……………………………………………………………..14
Гл.4.Практическая часть…………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………………...27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Гл.1.Конституционный Суд РФ - судебный
орган конституционного контроля…………………………………………………………
Гл.2.Состав и полномочия конституционного суда……………………………….7
Гл.3.Решения конституционного
суда РФ: виды, содержание, формы и юридическое
значение…………………………………………………………
Гл.4.Практическая
часть…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Успех молодой Российской демократии не будет зависеть от наличия или отсутствия Конституционного суда. В России пока нет многих других элементов демократической системы, которые имеют важное значение. Тем не менее, среди непременных условий функционирования демократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную защиту конституционных прав и свобод, в то время как замороженная в течение 70 лет авторитарность Советской власти препятствовала развитию институтов, способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд является истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением. Конституционный Суд - важный элемент политической системы Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора. Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.
Глава 1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля.
Конституционный
контроль - особый вид правоохранительной
деятельности в государстве, заключающийся
в проверке соответствия законов
и иных нормативных актов конституции
данной страны.
Конституционный контроль является важным
атрибутом современного демократического
конституционного устройства. Без него
немыслимо поддержание конституционной
законности, а значит и законности в целом.
Конституционный контроль обеспечивает
функционирование Конституции государства
как высшего нормативного акта, имеющего
непосредственное действие. Без действенного
же конституционного контроля Конституция
обречена оставаться не более чем общей
декларацией принципов и намерений. Действенность,
эффективность конституционного контроля
обеспечивается наличием специального
независимого судебного органа - конституционного
суда, а также особой, тщательно регламентированной
законом процедуры конституционного производства.
Согласно Конституции РФ 1993 г., Конституционный Суд является одним из судебных органов, а конституционный контроль является деятельностью судебной и, следовательно, подчиняется общим принципам судопроизводства. Если исходить из того, что Конституционный Суд есть разновидность судебных органов, то нужно признать справедливость утраты Конституционным Судом РФ по новому конституционному законодательству права самостоятельно принимать дела к своему рассмотрению. Ведь в сбалансированной правовой системе немыслимо, что бы уголовный суд самостоятельно начинал уголовное преследование, а гражданский - гражданское дело. Это в корне противоречит роли суда как беспристрастного арбитра между спорящими сторонами.
Сейчас уже трудно представить, что всего несколько лет назад института конституционного контроля в нашей стране не существовало, а его ценность отрицалась.
Кратко остановимся
на истории этого конституционно-
В Советском Союзе признание идей конституционного контроля произошло еще до падения коммунистического режима. В рамках правовой реформы, призванной совместить идеи правового государства и советскую систему власти, в 1989 г. был принят Закон СССР "О Комитете конституционного надзора"2. Этот орган существовал в 1990-1991 гг. и даже успел принять ряд прогрессивных решений, в частности. Признал неконституционным институт прописки. Однако первый и последний эксперимент с конституционным контролем в СССР оказался не совсем удачным. Решения Комитета конституционного надзора игнорировались, что особенно наглядно показала история с той же пропиской, "прожившей" еще 6 лет.
Современная конституционная
практика государств выработала многообразные
формы конституционного контроля. Последний
различается как по субъекту, так
и по сфере (объектам), содержанию, порядку осуществления.
Конституционный контроль может осуществляться:
а) всеми судами общей юрисдикции (напр.,
США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия,
Япония); б) верховным судом, являющимся
высшей судебной инстанцией (напр., Австралия,
Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины,
Швейцария); в) специальными конституционными
судами. для которых Конституционный контроль
- главная функция (Австрия, ФРГ, Италия,
Турция, Кипр); г) особым органом несудебного
характера (напр., Конституционный совет
во Франции). Российская Федерации выбрала
в 1991 г. "австрийскую" модель, сделав
конституционный суд единственным органом
конституционного контроля. Общие суды,
обнаружив при рассмотрения дела несоответствие
какого-либо акта Конституции РФ, могут
лишь обратится с соответствующим запросом
в Конституционный Суд РФ, отложив рассмотрение
дела.
Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В федеративных государствах объектом конституционного контроля являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. В РФ объектом конституционного контроля является соответствие Конституции РФ Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.
По содержанию конституционный контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и др. нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо. конкретным судебным делом). В Российской Федерации применяются все вышеперечисленные формы контроля: формальный и материальный, абстрактный и конкретный. Причем можно утверждать, что материальный и абстрактный надзор являются преобладающими. А формальный и конкретный - скорее исключениями. Практика деятельности Конституционного Суда РФ показывает, что в большинстве случаев предметом рассмотрения становится существо принятых актов, а не процедура. Характерным примером формального контроля является полномочие Конституционного Суда РФ давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ обычно рассматривает вопрос о конституционности акта абстрактно - по запросу одного из уполномоченных субъектов. О конкретном конституционном контроле применительно к России можно говорить лишь тогда, когда Конституционный Суд рассматривает дело по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
В практике современных государств применяется последующий конституционный контроль, когда проверке подвергаются законы, принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ), или предварительный - проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента (в Швеции, Финляндии). В Российской Федерации конституционный контроль в отношении всех актов является последующим. Исключение составляют международные договоры, подписанные Российской Федерацией. Такие договоры могут подвергаться проверке на соответствие Конституции РФ лишь до вступление их в законную силу. Это объясняется тем, что ратифицированные в установленном порядке международные договоры РФ обретают на ее территории высшую силу.
Глава 2. Состав и полномочия конституционного суда.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. "Конституционный Суд Российской Федерации - судебных орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства". Конституционный суд безусловно относится к числу высших органов власти в Российской Федерации.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом. Конституция РФ в Главе 7 "Судебная власть" посвящают непосредственно Конституционному Суду ст. 125, в которой устанавливаются основные полномочия (компетенция) этого органа. В ряде других статей, посвященных федеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционных норм, посвященных основным принципам деятельности и порядку формирования Конституционного Суда РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает
дела о соответствии Конституци
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Как показывает практика, это наиболее употребляемой полномочие Конституционного Суда;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это полномочие является одним из наиважнейших, учитывая федеративный характер российского государства и проблем продолжающейся стихийной суверенизации, войны законов, сепаратизма.
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. На практике такие споры в республиках в составе РФ решаются уже местными конституционными судами;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это правомочие является примером конкретного конституционного контроля, в целом не характерного для нашей конституционной системы.
4) дает толкование
Конституции Российской
своими полномочиями, предложи депутатам
самим принять соответствующий закон.
Как и все другие решения этого органа,
толкование Конституционного Суда имеет
официальный и обязательный для всех органов
государственной власти характер.
5) дает заключение
о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения
Президента Российской
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. По сравнению с аналогичным правомочием Конституционного Суда образца 1991 г. появилось важное изменение: законодательная инициатива ограничена пределами своего ведения, т.е. вопросами непосредственно связанными с организацией работы Конституционного Суда, процедурой конституционного контроля и т.п. Это новшество призвано оградить Конституционный Суд от излишнего проявления политической инициативы;