Институты государственной власти в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Республика Беларусь является ярко выраженной президентской республикой, хотя об этом прямо не сказано в Конституции РБ.
В политической жизни Республики Беларусь ведущую роль играет президент. Президент (как и парламент) избирается народом, является главой государства и исполнительной власти

Оглавление

Введение
1. Законодательная власть. Ее сущность и роль в современных условиях.
2. Исполнительная власть. Ее место в политической системе. Местная власть.
3. Судебная власть как вид государственной власти.
Литература

Файлы: 1 файл

К.р. Политология Word.docx

— 51.17 Кб (Скачать)

– профессионализм судей (ст.62 «Закона о судопроизводстве в Республике Беларусь»);

– право на обжалование решений (Кассация – жалоба в суд другой инстанции на недостатки в судебных процедурах. Апелляция – просьба на повторное рассмотрение дела, с целью изменения наказания);

– гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел;

– состязательность;

– равенство субъектов правовых отношений перед законом;

– и другие.

 

Классификации судов

 

     Классификации судов весьма разнообразны. Различают:

– судебные системы с судами универсальной юрисдикции (рассматривают любые дела)

– системы судов специализированных (финансовые, военные, патентные, дисциплинарные и иные суды)

– суды первой, второй и третьей инстанции.

 

     В некоторых странах бывают суды четырёх инстанций. Суд первой инстанции рассматривает обычно малозначимые дела, второй – более тяжкие. Суды второй инстанции могут служить апелляционными и кассационными судами для судов первой инстанции. Суды третьей инстанции – высшие суды. Они рассматривают необычные и редкие дела и являются кассационными и апелляционными для судов первой и второй инстанции.

 

     Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь. Он призван пресекать беззаконие органов государственной власти, обеспечивать верховенство Конституции.

 

Конституционный суд

 

    Конституционный суд призван защищать право от всех возможных форм его нормативного нарушения. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень [1. Глава 6, статья 116].

     Конституционный суд по предложению Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного, Высшего хозяйственного судов, Совета Министров Республики Беларусь даёт заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, любого другого государственного органа Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

     Нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определённом законом. Решение Конституционного суда имеет юридическую силу закона. Принимая обязательные для исполнения заключения, Конституционный суд оказывает влияние на формирование правовой системы, отвечающей международным нормам, правам граждан.

 

     Конституционный суд с 1994 по 2004 год рассмотрел 254 нормативных документа на предмет их соответствия Конституции Республики Беларусь. Только за период 1994-1998 года подвергнуто проверке 75 нормативных актов, в том числе 24 закона, 6 постановлений Парламента, 18 приказов и распоряжений Президента, 8 постановлений Правительства и др. актов. Признаны неконституционными около 50 актов. В последние годы Конституционный суд начал рассматривать индивидуальные обращения граждан, которых только в 2002 году поступило более 1300. Так, исходя из Конституционных гарантий на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь, права собственности и права на жилище, а также международного права Конституционный суд своим решением от 25 марта 1997 г. снял ряд ограничений в реализации этих прав. Он указал, что граждане РБ, в том числе и постоянно проживающие за её пределами, вправе приобретать квартиры и дома в любых пунктах республики, независимо от постоянного места жительства.

     17 мая 1997 г. Конституционный суд признал неконституционными соответствующие нормы Уголовного кодекса, которые не допускали пересмотра вступивших в законную силу приговоров.

     В ноябре 1998 г. Конституционный суд восстановил право лиц, достигших пенсионного возраста и находящихся в местах лишения свободы, на получение назначенной им пенсии. Этим защищены не только права граждан, но и налогоплательщиков.

     9 июня 1998 г. принято заключение, что нормативные акты должны вводится в действие только после их опубликования и не должны иметь обратной силы. Приняты и другие решения [8].

 

     Таким образом судебная власть – важный и необходимый институт власти.

 

 

 

Литература

 

    1. Конституция Р.Б.
    2. Политология : Курс лекций / Гришпан.
    3. Государственный аппарат. / В кн.: Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – Минск, 2004. (с. 67)
    4. Политология: курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск, 2003 (гл. 7).
    5. Политология: учебник /под ред. С. В. Решетникова.– Минск,2004 (гл.7, 8, 9, 10).
    6. Паречина, С.Г. Становление и развитие института президентства. / Вестник БГУ, №3, 1999. (с. 43)
    7. Федосов, П.А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт / Политические исследования, №1, 2, 2001.
    8. Политология : Курс лекций / Белогурова Т.А.
    9. http://political-science.ru/?cat=12

 

 

 

 


Информация о работе Институты государственной власти в современных условиях