Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа
Республика Беларусь является ярко выраженной президентской республикой, хотя об этом прямо не сказано в Конституции РБ.
В политической жизни Республики Беларусь ведущую роль играет президент. Президент (как и парламент) избирается народом, является главой государства и исполнительной власти
Введение
1. Законодательная власть. Ее сущность и роль в современных условиях.
2. Исполнительная власть. Ее место в политической системе. Местная власть.
3. Судебная власть как вид государственной власти.
Литература
Отличительная черта исполнительной власти состоит в том, что она действует преимущественно за «закрытыми» дверями. В силу этого обстоятельства при отсутствии надлежащих сдержек и «противовесов» она неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Ее сдерживание в этом отношении достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Правительство как высший исполнительный орган
Правительство занимает важное место в системе органов власти. Оно является основным центральным институтом управления государственными делами.
Правительство Республики Беларусь:
– руководит системой органов исполнительной власти;
– разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
– разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
– обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и
денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, соц. обеспечения и оплаты труда;
– принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
– организует управление государственной собственностью;
– обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
– осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
[Конституция РБ. Глава 5, статья 107].
В большинстве стран правительство называется Кабинетом Министров, в Швеции, Норвегии, Финляндии – Государственным Советом, в Швейцарии – Федеральным Советом. Глава правительства чаще всего называется Премьер-министром, в Австрии и ФРГ – канцлером.
Правительство Республики Беларусь называется Советом Министров и возглавляет его Премьер-министр.
Порядок формирования правительства в странах с различными формами правления имеет определенную специфику, но общим является то, что оно формируется, как правило, на партийной основе.
В президентских республиках, а также со смешанной формой правления, правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах, независимо от соотношения сил партий в парламенте (исключением является Беларусь, Россия и ряд других стран, где партийная система не сформировалась). Как правило, президент является и руководителем правительства (например, США), но может быть и глава Совета Министров (Франция, Россия, Беларусь и др.), назначаемый президентом с согласия парламента.
В государствах с парламентской формой правления правительство формируется партией, имеющей большинство мест в парламенте. Возглавляет такое правительство лидер партии, имеющей большинство мест в парламенте. Такие правительства характеризуются нестабильностью.
Правительство в парламентских республиках ответственно перед парламентом и сохраняет исполнительную власть до тех пор, пока оно пользуется его доверием, т.е. опирается на большинство голосов парламентариев.
В Беларуси формирование правительства и его ответственность несколько не вписывается в представленные модели. Формирует, определяет структуру, назначает Премьер – министра (с согласия Палаты представителей) и министров, их заместителей Президент. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед парламентом.
Правительство как коллективный орган в своей структуре включает министерства (департаменты), комитеты, ведомства. Их количество определяется законодательством государств. В США, например, 12 министерств, в Беларуси – 24 министерства и 12 госкомитетов, 9 общереспубликанских объединений. Кроме того, есть ещё Комитеты при министерствах.
Местная власть
Местная власть занимает важное место в системе институтов государственной власти. Она является важнейшим звеном организации граждан, базисом демократии, связующим звеном между обществом и государством, самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Наличие местной власти характеризует степень демократизации государства и уровень развития гражданского общества.
Местная власть руководствуется интересами населения данной территории. Она приближает государственную власть к народу.
Местная власть сочетает в себе как бы два органа:
– местное самоуправление
– и местное управление.
Местное управление – это органы, назначаемые центральной властью и представленные исполнительными комитетами (исполкомами, муниципалитетами, администрациями).
Местное самоуправление – это Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами.
Советы депутатов – это своего рода местный парламент, а исполком – правительство. Исполком является постоянно действующим органом, а выборные Советы собираются периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Система органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией, законом и другими нормативными актами.
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
– местные Советы депутатов,
– исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления;
– местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление
и управление осуществляется в границах административно-
Основным звеном
местного самоуправления являются местные
Советы депутатов – представительные
органы государственной власти на территории
соответствующих административно-
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов депутатов:
– первичный (сельские, поселковые, городские – городов районного подчинения);
– базовый (городские – города областного подчинения; районные);
– областной (областные Советы депутатов). Минский городской Совет депутатов обладает статусом базового и областного Совета депутатов.
Такая трехуровневая
система (сельский Совет, районный и областной)
соответствует мировой практике. Например,
в США штаты делятся на графства, а графства
на округа. Более сложная пятиуровневая
система местной власти имеется во Франции.
Там низшим звеном является коммуна, далее
– кантон, округ, департамент и завершает
систему крупная административно-
Общее количество Советов в Беларуси – 1672: 6 областных, Минский городской Совет, 117 районных, 20 городских, 11 Советов районного подчинения,77 поселковых и 1440 сельских Совета.
Взамен упраздненных районных Советов депутатов и иных органов Указом Президента РБ от 19 сентября 1995 года образованы местные администрации, входящие в так называемую «президентскую вертикаль».
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
– утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
– установление местных налогов и сборов;
– определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью (землей, жилищным фондом, школами, ФАПами амбулаториями и т.д.);
– назначение местных референдумов.
Полномочия исполнительных комитетов заключаются в выполнении решений вышестоящих органов, решений местных Советов, управлении местной собственностью, организациями и учреждениями. Они также выдают лицензии на право торговли, содержание различных предприятий бытового обслуживания, лечебных учреждений, разрешения на занятие промыслом; устанавливают правила торговли, застройки, поведения в общественных местах; выделяют земельные участки под строительство; дают разрешения или накладывают запреты на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Исполнительные комитеты осуществляют надзор в сфере общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т.д. В некоторых странах местные исполкомы (муниципалитеты) имеют свою полицию (США, Канада, Франция).
В советское время полномочия местных Советов были сильно деформированы, что привело к постоянному отлучению населения от самостоятельного участия в решении вопросов местной жизни. Самоуправление граждан территориями, закрепленное в Конституции, в реальности практически не существует и сейчас. Самоорганизация граждан на местах фактически отсутствует. Исполнительные комитеты местного управления наделены правами распоряжения финансовыми, материальными ресурсами, коммунальной собственностью, а председатели исполкомов непосредственно подчиняются Президенту Беларуси. В результате Советы депутатов как органы общественного самоуправления, являются маловлиятельными местными органами государственной власти. Из-за слабой материальной и финансовой базы практически не способны оказывать населению необходимую помощь и заботу сельские Советы. Сельсоветы находятся фактически в полной зависимости (финансовой и экономической) от председателей колхозов, местных предприятий и райисполкомов, в то время как именно Советы, по Конституции, должны распоряжаться государственной собственностью – землей, лесными, водными и иными ресурсами. Поэтому контакты между Советами и населением пока незначительны.
Улучшению финансового,
а с этим и материального положения местных
советов и исполкомов способствовало
бы проведение территориально-
Следует отметить:
1– система институтов государственной власти в Республике Беларусь очень громоздка;
2 – в системе институтов государственной власти преобладает не законодательная, а исполнительная власть.
В системе институтов государственной власти важное место занимает третья ветвь – судебная власть. Законодательные органы издают законы, обязательные для всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за их нарушение или не соблюдение.
Судебная власть – это система независимых государственных органов – судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях правовые споры и конфликты.
Судебная власть осуществляется только судом. Без суда не может быть правосудия и не может быть судебной власти. В отличие от исполнительной власти, которая строится на силе, судебная власть основывается на авторитете, уважении, традиции. Решения судебных органов являются законом, обязательным к исполнению.
Судебная власть осуществляется не единым органом, а всей системой судов в совокупности. В Республике Беларусь это:
– Конституционный суд;
– Верховный суд;
– Высший хозяйственный суд;
– областные суды;
– районные;
– и другие суды.
Судебные системы
государств современного мира
имеют немало общих черт, однако
и существенно отличаются друг
от друга. Как правило,
Функции судов, принципы судебной власти
Назначение суда в государстве и обществе в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия.
Основными же функциями судов являются:
– функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний;
– функция разрешения споров между государством и гражданином;
– функция разрешения конфликтов между государственными и иными структурами (предприятиями, центральными и местными органами);
– функция восстановления, реабилитации справедливости.
В демократических государствах судебная власть строится на следующих принципах:
– независимость суда;
– коллегиальность при рассмотрении большинства дел;
Информация о работе Институты государственной власти в современных условиях