Институты государственной власти в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Республика Беларусь является ярко выраженной президентской республикой, хотя об этом прямо не сказано в Конституции РБ.
В политической жизни Республики Беларусь ведущую роль играет президент. Президент (как и парламент) избирается народом, является главой государства и исполнительной власти

Оглавление

Введение
1. Законодательная власть. Ее сущность и роль в современных условиях.
2. Исполнительная власть. Ее место в политической системе. Местная власть.
3. Судебная власть как вид государственной власти.
Литература

Файлы: 1 файл

К.р. Политология Word.docx

— 51.17 Кб (Скачать)

 

     Отличительная черта исполнительной власти состоит в том, что она действует преимущественно за «закрытыми» дверями. В силу этого обстоятельства при отсутствии надлежащих сдержек и «противовесов» она неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Ее сдерживание в этом отношении достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

 

Правительство как  высший исполнительный орган

 

     Правительство занимает важное место в системе органов власти. Оно является основным центральным институтом управления государственными делами.

     Правительство Республики Беларусь:

– руководит системой органов исполнительной власти;

– разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

– разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

– обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и

денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, соц. обеспечения и оплаты труда;

– принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

– организует управление государственной собственностью;

– обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

– осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

    [Конституция РБ. Глава 5, статья 107].

 

     В большинстве стран правительство называется Кабинетом Министров, в Швеции, Норвегии, Финляндии – Государственным Советом, в Швейцарии – Федеральным Советом. Глава правительства чаще всего называется Премьер-министром, в Австрии и ФРГ – канцлером.

     Правительство Республики Беларусь называется Советом Министров и возглавляет его Премьер-министр.

 

    Порядок формирования правительства в странах с различными формами правления имеет определенную специфику, но общим является то, что оно формируется, как правило, на партийной основе.

     В президентских республиках, а также со смешанной формой правления, правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах, независимо от соотношения сил партий в парламенте (исключением является Беларусь, Россия и ряд других стран, где партийная система не сформировалась). Как правило, президент является и руководителем правительства (например, США), но может быть и глава Совета Министров (Франция, Россия, Беларусь и др.), назначаемый президентом с согласия парламента.

     В государствах с парламентской формой правления правительство формируется партией, имеющей большинство мест в парламенте. Возглавляет такое правительство лидер партии, имеющей большинство мест в парламенте. Такие правительства характеризуются нестабильностью.

     Правительство в парламентских республиках ответственно перед парламентом и сохраняет исполнительную власть до тех пор, пока оно пользуется его доверием, т.е. опирается на большинство голосов парламентариев.

     В Беларуси формирование правительства и его ответственность несколько не вписывается в представленные модели. Формирует, определяет структуру, назначает Премьер – министра (с согласия Палаты представителей) и министров, их заместителей Президент. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед парламентом.

     Правительство как коллективный орган в своей структуре включает министерства (департаменты), комитеты, ведомства. Их количество определяется законодательством государств. В США, например, 12 министерств, в Беларуси – 24 министерства и 12 госкомитетов, 9 общереспубликанских объединений. Кроме того, есть ещё Комитеты при министерствах.

 

Местная власть

 

     Местная власть занимает важное место в системе институтов государственной власти. Она является важнейшим звеном организации граждан, базисом демократии, связующим звеном между обществом и государством, самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Наличие местной власти характеризует степень демократизации государства и уровень развития гражданского общества.  

     Местная власть руководствуется интересами населения данной территории. Она приближает государственную власть к народу.

 

     Местная власть сочетает в себе как бы два органа:

– местное самоуправление

– и местное управление.

 

     Местное управление – это органы, назначаемые центральной властью и представленные исполнительными комитетами (исполкомами, муниципалитетами, администрациями).

     Местное самоуправление – это Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами.

     Советы депутатов – это своего рода местный парламент, а исполком – правительство. Исполком является постоянно действующим органом, а выборные Советы собираются периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Система органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией, законом и другими нормативными актами.

 

     Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:

 – местные Советы депутатов,

– исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления;

– местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

     Местное самоуправление и управление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

 

     Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

     В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов депутатов:

– первичный (сельские, поселковые, городские – городов районного подчинения);

– базовый (городские – города областного подчинения; районные);

– областной (областные Советы депутатов). Минский городской Совет депутатов обладает статусом базового и областного Совета депутатов.

 

     Такая трехуровневая система (сельский Совет, районный и областной) соответствует мировой практике. Например, в США штаты делятся на графства, а графства на округа. Более сложная пятиуровневая система местной власти имеется во Франции. Там низшим звеном является коммуна, далее – кантон, округ, департамент и завершает систему крупная административно-территориальная единица – регион (вместо ранее существовавших провинций). Это такие регионы, как Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д.

 

     Общее количество Советов в Беларуси – 1672: 6 областных, Минский городской Совет, 117 районных, 20 городских, 11 Советов районного подчинения,77 поселковых и 1440 сельских Совета.

 

     Взамен упраздненных районных Советов депутатов и иных органов Указом Президента РБ от 19 сентября 1995 года образованы местные администрации, входящие в так называемую «президентскую вертикаль».

    

     К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

– утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

– установление местных налогов и сборов;

– определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью (землей, жилищным фондом, школами, ФАПами амбулаториями и т.д.);

– назначение местных референдумов.

 

 

     Полномочия исполнительных комитетов заключаются в выполнении решений вышестоящих органов, решений местных Советов, управлении местной собственностью, организациями и учреждениями. Они также выдают лицензии на право торговли, содержание различных предприятий бытового обслуживания, лечебных учреждений, разрешения на занятие промыслом; устанавливают правила торговли, застройки, поведения в общественных местах; выделяют земельные участки под строительство; дают разрешения или накладывают запреты на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Исполнительные комитеты осуществляют надзор в сфере общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т.д. В некоторых странах местные исполкомы (муниципалитеты) имеют свою полицию (США, Канада, Франция).

 

     В советское время полномочия местных Советов были сильно деформированы, что привело к постоянному отлучению населения от самостоятельного участия в решении вопросов местной жизни. Самоуправление граждан территориями, закрепленное в Конституции, в реальности практически не существует и сейчас. Самоорганизация граждан на местах фактически отсутствует. Исполнительные комитеты местного управления наделены правами распоряжения финансовыми, материальными ресурсами, коммунальной собственностью, а председатели исполкомов непосредственно подчиняются Президенту Беларуси. В результате Советы депутатов как органы общественного самоуправления, являются маловлиятельными местными органами государственной власти. Из-за слабой материальной и финансовой базы практически не способны оказывать населению необходимую помощь и заботу сельские Советы. Сельсоветы находятся фактически в полной зависимости (финансовой и экономической) от председателей колхозов, местных предприятий и райисполкомов, в то время как именно Советы, по Конституции, должны распоряжаться государственной собственностью – землей, лесными, водными и иными ресурсами. Поэтому контакты между Советами и населением пока незначительны.

     Улучшению финансового, а с этим и материального положения местных советов и исполкомов способствовало бы проведение территориально-административной реформы, направленной на сокращение числа районов и сельсоветов (до 1917 года на территории Беларуси было всего 17 районов), снижение выплат из местных доходов, налогов и сборов в областные и республиканский бюджеты, развитие предпринимательства [8].

 

     Следует отметить:

1– система институтов государственной власти в Республике Беларусь очень громоздка;

2 – в системе институтов государственной власти преобладает не законодательная, а исполнительная власть.

  1. Судебная власть как вид государственной власти.

 

     В системе институтов государственной власти важное место занимает третья ветвь – судебная власть. Законодательные органы издают законы, обязательные для всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за их нарушение или не соблюдение.

    

     Судебная власть – это система независимых государственных органов – судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях правовые споры и конфликты.

     Судебная власть осуществляется только судом. Без суда не может быть правосудия и не может быть судебной власти. В отличие от исполнительной власти, которая строится на силе, судебная власть основывается на авторитете, уважении, традиции. Решения судебных органов являются законом, обязательным к исполнению.

 

     Судебная власть осуществляется не единым органом, а всей системой судов в совокупности. В Республике Беларусь это:

– Конституционный суд;

– Верховный суд;

– Высший хозяйственный  суд;

– областные суды;

– районные;

– и другие суды.

 

     Судебные системы  государств современного мира  имеют немало общих черт, однако  и существенно отличаются друг  от друга. Как правило, система  судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство определяется законом [1. Глава 6, статья 109].

 

 

Функции судов, принципы судебной власти

 

     Назначение суда в государстве и обществе в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия.

     Основными же функциями судов являются:

– функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний;

– функция разрешения споров между государством и гражданином;

– функция разрешения конфликтов между государственными и иными структурами (предприятиями, центральными и местными органами);

– функция восстановления, реабилитации справедливости.

 

     В демократических государствах судебная власть строится на следующих принципах:

– независимость суда;

– коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

Информация о работе Институты государственной власти в современных условиях