Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа
Республика Беларусь является ярко выраженной президентской республикой, хотя об этом прямо не сказано в Конституции РБ.
В политической жизни Республики Беларусь ведущую роль играет президент. Президент (как и парламент) избирается народом, является главой государства и исполнительной власти
Введение
1. Законодательная власть. Ее сущность и роль в современных условиях.
2. Исполнительная власть. Ее место в политической системе. Местная власть.
3. Судебная власть как вид государственной власти.
Литература
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный технологический университет»
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету
«ПОЛИТОЛОГИЯ»
Тема 11
Выполнил: студент 6 курса ЗФ
Витебск
2013
Тема 11
Институты государственной власти в современных условиях
Содержание
Введение
Литература
Введение
Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство [Конституция РБ. Статья 1].
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга [Конституция Р.Б. Статья 6].
Республика Беларусь является ярко выраженной президентской республикой, хотя об этом прямо не сказано в Конституции РБ.
В политической жизни Республики Беларусь ведущую роль играет президент. Президент (как и парламент) избирается народом, является главой государства и исполнительной власти [2].
Президент Беларуси наделен правом издавать декреты, имеющие силу закона (такое право имеет и Президент США). Лишь Верховный суд страны вправе проверить конституционность таких исполнительных приказов.
Наделение Президента Беларуси правом издавать нормативные акты основано на том, что принятие закона достаточно длительный процесс. Возникающая ситуация часто требует быстрого решения, в связи с этим глава государства должен иметь право принимать решения, обладающие силой закона [9].
Другие функции Президента Республики Беларусь обозначены в Конституции [Раздел ІV. Глава 3. Статьи 84, 85].
Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1778 г.), затем в конституционных актах Великой Французской революции, позже во многих странах. Основной смысл принципа разделения властей состоит в создании организационно-правовых условий, исключающих монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых ветви власти могут ограничивать друг друга. Принцип разделения не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также предполагает определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех [5].
Беларусь относится
к странам, которые только
1. Законодательная власть.
Ее сущность и роль в
Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти является парламент. Он принимает законы и никаких исполнительных функций не осуществляет.
«Представительный» означает, что в этом органе заседают избираемые или частично назначаемые представители народа – депутаты (люди, которые путём выборов или назначения получают право представлять интересы людей, принимать от их имени государственные решения).
«Законодательный» означает их действия – принятие законов.
Слово «парламент» впервые появилось в Англии. «Рarler» (фр.) буквально означает – место, где разговаривают.
Высший представительный и законодательный орган в Великобритании, Франции, Италии, некоторых других странах называется парламентом; в США и странах Латинской Америки – Конгрессом; в Швеции – Риксдагом, Польше и Финляндии – Сеймом, Израиле – Кнессетом, России – Федеральным собранием, в Беларуси – Национальным собранием.
Парламенты бывают одно- и двухпалатными. Однопалатные парламенты, как правило, в небольших унитарных государствах (Дании, Греции, Швеции и др.).
Двухпалатные парламенты имеют место в федеративных и более крупных государствах – в США, Германии, Великобритании, Франции, России и многих других странах. В небольшой Беларуси парламент также состоит из двух палат.
Наличие двух палат имеет определенные плюсы и минусы. Положительное заключается в том, что двухпалатные парламенты позволяют:
– увеличить в нём представительство населения,
– представлять и народ, и регионы, региональную власть,
– принимать более взвешенные законопроекты,
– учитывать мнение местных властей.
– в большей степени обеспечивать проведение принципа разделения властей, а, следовательно, содействовать стабильности в государстве.
Недостатки:
– усложнение,
– бюрократизация принятия законопроектов.
Парламент Республики Беларусь
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики [Конституция РБ. Глава 4, статья 90].
В большинстве развитых стран парламент является постоянно действующим органом, работающим на профессиональной основе. Там, как правило, заседают профессиональные политики, юристы. Профессионализм – основа эффективности работы парламента. В Республике Беларусь большинство членов парламента составляют – агрономы, инженеры, врачи, учителя, председатели колхозов. В значительной части развитых стран депутатами парламента не могут быть государственные чиновники, служащие силовых структур, священнослужители. В Беларуси такого ограничения нет [8].
Состав нижней палаты белорусского парламента – Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Состав верхней палаты – Совета Республики – 64 депутата. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь [Конституция РБ. Глава 4, статья 91].
Функции парламента
Основными функциями (полномочиями) парламентов, как правило, являются:
– обсуждение и принятие законопроектов, резолюций;
– обсуждение и принятие государственного бюджета и отчета о его выполнении;
– участие в формировании государственных органов, где это предусмотрено Конституцией и контроль за их деятельностью;
– обсуждение направлений внутренней и внешней политики.
Полномочия нижней и верхней палат
Полномочия нижней и верхней палат Национального собрания Беларуси несколько различаются. Так, в соответствии со статьёй 97 Конституции Республики Палата представителей:
– рассматривает по предложению Президента, либо инициативе 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
– рассматривает проекты законов о гражданстве, государственном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан, и т.д.
– назначает выборы Президента, принимает его отставку, выдвигает обвинение против него;
– даёт согласие на назначение Премьер-Министра, заслушивает, одобряет или отклоняет его программу;
– отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей и др.
Совет республики (ст.98):
– одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов;
– даёт согласие на назначение Президентом председателей судов, Председателя и членов Правления Национального банка, Председателя Центральной комиссии по выборам;
– избирает 6 судей Конституционного суда и 6 членов Центральной комиссии по выборам;
– отменяет решения местных советов, которые нарушают законодательство;
– рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения и пр.;
– рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента. При наличии оснований принимает решение о смещении Президента с должности. Решает и другие вопросы.
Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, и затем в Совете республики. Одобренные парламентом законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель (ст. 100 Конституции Республики Беларусь).
Право представлять законопроекты (законодательной инициативы) принадлежит Президенту, Правительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее 50 тысяч (обладающими избирательным правом).
В Конституциях государств оговорены условия роспуска парламента. В Беларуси Палата представителей может быть распущена при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, либо грубом нарушении Конституции. Последнее является условием роспуска верхней палаты. Роспуск палат является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной.
Все обозначенное свидетельствует, что парламент является важным и достаточно эффективным политическим институтом, благодаря которому соблюдается и укрепляется демократия.
Сопоставляя полномочия парламентов Беларуси и США можно отметить то, что Национальное собрание Беларуси обладает меньшими контролирующими полномочиями.
Вместе с этим, парламенту Беларуси не хватает активности. Характерным показателем этого явления то, что подавляющее большинство законопроектов инициируется не парламентом. Обсуждаемые законы плохо прорабатываются, не носят долговременного характера, декларативны. Мало законов стимулирующих капиталовложения, развития предпринимательства, защиту интересов бизнесменов, социальных групп населения и т.д. [8]
2. Исполнительная власть.
Ее место в политической
Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может привести к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.
Функция исполнительной
власти (исполнительно-
Управление государственными делами включает в себя:
– исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений);
– распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).
Исполнительная власть самостоятельно действует в рамках своих полномочий, но носит по своей сути вторичный, производный характер. Все ее действия и акты соответствующих органов основываются на законе и направлены на исполнение закона.
Информация о работе Институты государственной власти в современных условиях