Институт Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим историю возникновения института президента государства, историческую практику осуществления президентской власти в разных странах. Рассмотрим особенности президентского статуса в условиях президентской республики, парламентской и президентско-парламентской республики. Также раскроем правовой статус президента РФ, конституционные полномочия, порядок избрания и отрешения от должности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Вопрос 1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах………………………………………………..…... … 4
Вопрос 2. Институт Президента Российской Федерации……………………… 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . .22
Тесты……………………………………………………………………………….. 23

Файлы: 1 файл

система госуправления2.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Институт президентства в России сочетает в себе черты как президентской, так и полупрезидентской республики.

Статус Президента Российской Федерации, содержащийся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место  в системе органов государственной  власти, не входит непосредственно  ни в одну из ее ветвей.

Данное понятие не значит, что  президентская власть стоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли, они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации.

Закрепляя статус Президента  Российской Федерации как главы государства, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2  Конституции. То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

Выполняя функцию гаранта, Президент  имеет право требовать от всех федеральных органов и органов  власти субъектов РФ  неуклонного  соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент  может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. 

Президент как глава государства  представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции.

Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства  единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

          Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ. Они касаются кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участие в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политики. 

Важным аспектом в  характеристике статуса Президента является само место в Конституции  главы о Президенте. Она открывает  перечень глав, посвященных органам  государственной власти Российской Федерации. 

 

 Полномочия главы российского государства

 

Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Полномочия закреплены в основном в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации 1993 года, а так же в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 статьи 115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

Полномочия Президента можно объединить в несколько  групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти. Взаимодействия со всеми ветвями власти Президент больше контактирует с исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дают основания, чтобы говорить, что президент так же является еще и главой Правительства. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. Согласно п. «г»  статьи 83 Конституции, глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

Ключевым полномочием  во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение  об отставке Правительства.

Согласно п. «к» статьи 83 Конституции, глава государства  назначает и освобождает своих  полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь.

Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти и право Президента формировать  свою Администрацию, которая выполняет  функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное управление, а так же иные структурные подразделения.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законоданадельной и судебнымой властями. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом.

Президент располагает  совокупностью полномочию, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной Думы  и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

Глава государства в  соответствии с п. «а» статьи 84 Конституции  назначает выборы Государственной  Думы. Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право  распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных ситуаций.

Глава государства обладает правом законодательной инициативы, что предусматривает статья 84  Конституции, позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие.

Средством влияния главы  государства на деятельность Федерального Собрания является предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Взаимодействие Президента с судебной властью выражается в  участии формировании органов судебной власти, которые осуществляются совместно с Советом Федерации.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение судей осуществляется Советом Федерации. Президенту так же принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российского Федерации, а также вносить предложения об освобождении его от должности.

3. Полномочия в области безопасности и обороны. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.  Как глава государства Президент осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции, он формирует и возглавляет Совет Безопасности.

К компетенции Президента относится утверждение военной  доктрины России, которая является  частью общей компетенции безопасности. По Конституции Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

4. Полномочия в области внешней политики и международных отношениях.  В статье 86 Конституции п. «а» говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв палат Федерального Собрания. 

В качестве руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывать ратификационные грамоты.

Иные полномочия Президента. Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

Важнейшее из них заключено  в п. «в» ст. 84 Конституции РФ –  решение о назначение референдума. Данное полномочие может рассматриваться  как форма участия Президента в законодательной деятельности.

К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. На основании п. «б» ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ. В п. «п» ст. 89 Конституции предусмотрено, что Президент осуществляет помилование. Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

 

Порядок вступления вновь избранного президента России в должность

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией и на ее основе Федеральным  законом «О выборах президента Российской Федерации» от  31.12. 1999 года.

Статья 81 Конституции  и ч. 1 ст.3 Федерального Закона «О выборах Президента РФ» гласят: «президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Конституционным условием является то, что кандидатом в Президенты может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, данное требование так же закреплено в Федеральном Законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 31.12.99 № 228-ФЗ.

Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирование и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составление списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и так далее.

Выборы проводятся только в том случая, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

Обязательным атрибутом  вступления Президента Российской Федерации  в должность, установленным статьей 82 Конституции, является присяга Президента. Согласно статье 92 Конституции, Президент с момента принятия им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается государственный флаг России.

 Установлены официальные  символы президентской власти  и их использование при вступлении  в должность вновь избранного  Президента  Российской Федерации. Этими символами являются: штандарт (флаг) Президента Российской Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

 

Основания и порядок прекращения полномочий Президента России

Конституция России предусматривает  несколько оснований прекращения  полномочий Президента.

В обычном порядке  полномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран, согласно ч.1 ст. 81 Конституции этот срок равен четырем годам. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства.

Конституционное регулирование  статуса Президента предусматривает  основания досрочного прекращения его полномочий. Таких основания, согласно ч. 2 ст. 92 Конституции, насчитывается три:

  • отставка президента;
  • неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешение Президента от должности.

Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Более сложный процесс прекращения президентских полномочий на основании стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормативных актах Российской Федерации не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует. Порядок отрешения Президента от должности прописан в конституции Российской Федерации 1993 года весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности Президент освобождается от занимаемой должности.

Информация о работе Институт Президента Российской Федерации