Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:20, контрольная работа
Цель работы – характеристика основных аспектов концепции идеального государства Платона
Актуальность данной темы состоит в её возможности применения для любого современного государства, как развитого и в какой-то мере уже не способного подняться на более высокую степень благополучия, так и только встающего на рельсы развития.
Введение 3
Глава 1. Идеальное государство Платона. 4
1.1. Историческая ситуация. Сословия в «идеальном государстве». 5
1.2. Идеология платоновского государства. 8
1.3. Особенности идеального государства. 10
Заключение 12
Список использованной литературы. 13
План
Введение3
Глава
1. Идеальное государство Платона.
1.1. Историческая ситуация. Сословия в «идеальном государстве».5
1.2. Идеология платоновского государства.8
1.3. Особенности идеального государства.10
Заключение12
Список
использованной литературы.13
Введение
Цель работы – характеристика основных аспектов концепции идеального государства Платона
Актуальность данной темы состоит в её возможности применения для любого современного государства, как развитого и в какой-то мере уже не способного подняться на более высокую степень благополучия, так и только встающего на рельсы развития.
Политические
взгляды Платона отражают период
классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся
кризисом полисной организации. Одной
из причин этого кризиса, по–мнению
исследователей, явились события
Пелопонесской войны (431 – 404 гг.). Эта
война не только разделила на всю
Элладу на два враждебных лагеря —
под главенством Афин и под
главенством Спарты — но и положила
начало новому этапу межполисных
отношений, которые теперь стали
отличаться насыщенностью военных
столкновений, негативно сказывающихся
на внутренней жизни самих полисов.
В конечном счете, полис, как самоопределяющаяся
политическая единица, как форма
организации жизни граждан, пришел
к тому, что перестал себя оправдывать.
На деле это вылилось в неспособность
к решению остро назревших
экономических, политических и социальных
проблем. Наряду с этим перестала
себя оправдывать, что в принципе
вполне естественно, прежняя традиционная
система ценностей, которая была
гарантом единства и согласия граждан.
Все возникшие проблемы и противоречия
внутри полиса требовали незамедлительного
их разрешения. Таким образом, поиск
выхода полиса из кризиса все больше
занимал умы “полисной
Глава 1. Идеальное государство Платона.
Теория идеального государства напрямую связана с платоновской теорией “идей”. Уже само определение “идеальное” говорит о том, что Платон представляет саму “идею” государства, и хотел бы, чтобы она воплотилась на земле в как можно менее искаженном виде.
В основе
идеального государства лежит “идея”
блага, или принцип справедливости,
который определяет место и занятие
для каждого гражданина и сплачивает
все части государства в
1.1. Историческая ситуация. Сословия в «идеальном государстве».
Исторические условия формирования взглядов Платона ознаменовался тем, что кризис полисной системы в Греции стал уже несомненным фактом. Во многом это было последствием Пелопонесской войны (431–404гг), которая привела к падению общественной морали и размыванию традиционных ценностей греческого общества. Кризис полиса был, прежде всего, кризисом гражданского общества, то есть произошло разрушение существовавших ранее в обществе социальных связей, резко повысилась социальная мобильность, что привело к дифференциации общества.
Пытаясь
разрешить вставшие перед полисом
проблемы, Платон предлагает свою концепцию
переустройства государства, уделяя при
этом особое внимание разрешению наиболее
острых социальных проблем, что в
свою очередь нашло отражение
в его идеях об изменении прежней
социальной структуры полиса. Греческий
полис представлял собой
Важнейшим
из них следует считать права
на земельную собственность, на участие
в защите родных рубежей и на участие
в политической жизни. Только обладание
перечисленными правами давало возможность
считаться гражданином полиса, который,
соответственно, выступал в трех ипостасях:
собственника своего земельного участка,
воина-защитника своей
Рассмотрим
более детально каждое из этих прав.
Право собственности. Все члены
гражданского коллектива владели различными
участками земли. В связи с
географическими особенностями
Балканского полуострова (74% его
территории составляет горная местность)
ощущался серьезный дефицит земляных
участков, что обуславливало бережное
отношение собственников к
Но в период после Пелопонесской войны перемены в земельных отношениях нарушают исконную связь гражданина с землей. Появляются граждане, которые не имеют земельной собственности вообще (из-за ее купли-продажи, и, следовательно, ее концентрации, разорявшей одних и обогащавшей других). А метеки и вольноотпущенники за счет аренды земли получают возможность вовлечься в область землевладения.
«Дельцы».
Возможно, эти изменения натолкнули Платона на мысль о выделения из населения отдельного сословия граждан, в которое они вошли бы наряду с земледельцами и ремесленниками (для античного гражданина характерно негативное отношение к ремеслу и вообще ко всякому оплачиваемому труду), то есть лица, занятые физическим трудом.
Другое предположение заключается в том, что на такую идею автора диалогов натолкнул, возможно, образ жизни граждан Спарты. Мыслитель нарекает людей, занятых общественным трудом, “дельцами” или “стадом” и отводит им “деловую” функцию в своем совершенном государстве. Они “подобно скоту — пишет Платон — .всегда смотрят вниз, склонив голову к земле и стопам, могут лишь пастись, обжираться и совокупляться”. Это сословие философ называет еще — “толпа” (греч “охлос“). Платон считает, что это “стадо”, “толпа”, или “дельцы” должны подчиняться и повиноваться.
Во втором
проекте, «Законах», мыслитель подошел
к земельной реформе более
реалистично. “Пусть будущих граждан
будет 5040. Это число подходящее: так
земледельцы смогут отразить врага
от своих наделов. Настолько же частей
будут разделены земля и
Во – первых, “более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле: ведь она богиня-владычица смертных созданий”. Во – вторых, “каждый получивший по жребию надел должен считать свой надел общей собственностью государства”. Устанавливаются законы, запрещающие куплю-продажу земли.
Воины («помощники»).
Следующим правом и обязанностью было несение военной службы охрана и защита своего полиса во время военных действий. Армия представляла собой гражданское ополчение. Но Пелопонесская война стала периодом, когда полисы в первый раз обращаются к наемничеству, что впоследствии полностью меняло характер и роль армии. Во-первых, наемничество явилось одним из проявлений кризиса полиса, когда обозначился разрыв между армией и коллективом граждан, в силу того, что многие граждане отказывались исполнять свою обязанность. Помимо этого, наемничество усиливало финансовые трудности полиса, и в целом понижало патриотический дух в армии. Во-вторых, наемничество “говорит” уже языком профессионалов. И нам видится возможным объяснить решение Платона о выделении из населения сословия воинов или “помощников” тем, что он ставит вопрос о профессионализме армии в своем идеальном государстве. Другими словами, мыслитель учитывает в своих произведениях негативные и позитивные стороны привлечения наемников для решения военных проблем полиса. Единственная функция этого сословия, по мнению Платона, должна быть определена как “защитная”. Мыслитель доказывает необходимость нововведения “сложностью военного искусства” и его “несовместимостью с другими занятиями”. В «Законах» же все гражданские участвуют в охране своего полиса и вследствие этого их должно быть “столько, чтобы суметь отразить нападение”, для этого они находятся в состоянии постоянной подготовке к войне.
Политическая жизнь. Философы.
Третьей обязанностью граждан полиса было участие в политической жизни полиса, в его управлении. Но кризис проявил себя в равнодушии граждан к проблемам общегосударственного значения. Была введена даже плата за посещение народного собрания, чтобы как-то привлечь массы, заинтересовать их делами полиса. Но с другой стороны, дальнейшая жизнь Афин (IV в до н. э.) показала проблемность активного участия всего коллектива граждан в политической жизни. Народное собрание, как выразитель общих интересов, оказалось неспособно к решению насущных проблем.
Для Платона же “те, кто густой толпой заседает в народных собраниях” не могут обладать знанием, необходимым для управления государством, ибо “ толпе не присуще быть философом”. По мнению мыслителя, философы являются наилучшими людьми среди населения, которым присуща деятельность управления государством в силу своих способностей. Поэтому Платон создает третье сословие, которое занимает привилегированное положение в его совершенном полисе и называет их “стражами”. Мыслитель со всей строгостью утверждает, что “ни государство, ни его строй, так же как и отдельный человек не станут никогда совершенными”, “пока в государствах не будут царствовать философы, либо . цари благородно и основательно философствовать”.
В «Законах» в отличие от «Государства» Платон вместо трехсословного деления решает “в зависимости от величины имущества . установить четыре класса”. В этом втором совершенном государстве “должности и почести распределяются как можно равномерно, сообразно этому имущественному неравенству”. Управление этим полисом здесь находится в руках 37 правителей. Мыслитель называет их так, как и в первом проекте, “стражами”. По сравнению с другими должностями, правителем может стать далеко не каждый. Платон очень серьезно подходит к выборам правителей и пишет: “ .если в хорошо устроенное государство поставить непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы”.
1.2. Идеология платоновского государства.
Внеся
необходимые изменения в
Платон же писал: “ .мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения но, наоборот хотим сделать таким все государство в целом”. Еще одно дополнение: “когда один из граждан такого государства испытывает какое-либо благо или зло, такое государство . скажет . что это его собственное переживание”, которое доказывает, что в совершенном государстве существует общность интересов. Также гражданам полиса был присущ высокий дух гражданственности, определявший безукоризненное исполнение своих обязанностей, что давало ощущение своего привилегированного положения для граждан по отношению к другим категориям населения. А у Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответственно своему сословию. Правило звучит так: “каждый делает свое, не разбрасываясь и не вмешиваясь в посторонние дела”. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: “ . всякому . мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь и достигнет успеха”. Это положение находит свой отклик во втором проекте, в «Законах». Платон и здесь утверждает, что “ . предаваться двум занятиям или двум искусствам не способен, пожалуй, по своей природе, ни один человек”. Помимо этого ценилась верность патриархальным установлениям проистекавшая из почитания традиций и их хранителей — богов. Платон же считал, что именно боги дают образец идеальной жизни. В «Государстве», в первом проекте, он считает, что “в воспитательных целях из мифов должно быть изъято все недостойное богов”. В «Законах» подробно описывается идеал жизни при Кроносе. В «Законах» боги также являются источником законодательства, ибо “законы, руководясь советом богов, сделают наше государство вполне счастливым и блаженными”.