Идеальное государство Платона и его критика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:36, реферат

Краткое описание

Часто приходится задумываться о том, кто должен стоять у власти, каким должно быть идеальное государство. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. «Идеальное государство» Платона…………………………………....….5
1.1 Роль и место концепций «идеального государства» ……………………...…..5
1.2 Типы государств по Платону……………………………………………...…11
Глава 2. Критика «идеального государства» Платона……………………….…..13
2.1 Критика концепции «идеального государства» К. Поппера…………….…..13
2.2 Аристотельская критика Платоновского коммунизма………………………15
Заключение …………………………………………………………………………17
Список использованных источников и литературы……………………………...19

Файлы: 1 файл

идеальное государство Платона и его критика.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

 

 

«Идеальное государство» Платона и его критика

 

 

 

 

Оглавление

 

 С.

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. «Идеальное государство» Платона…………………………………....….5

    1. Роль и место концепций «идеального государства» ……………………...…..5

1.2 Типы государств по Платону……………………………………………...…11

Глава 2. Критика «идеального государства» Платона……………………….…..13

2.1 Критика концепции «идеального государства» К. Поппера…………….…..13

2.2 Аристотельская критика Платоновского коммунизма………………………15

Заключение …………………………………………………………………………17

Список использованных источников и литературы……………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Часто приходится задумываться о том, кто должен стоять у власти, каким должно быть идеальное государство. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития. Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное государство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя.

Актуальность работы. Данная контрольная работа посвящена изучению учения Платона об идеальном устройстве государства. С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Именно им впервые были поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. Платоновское учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Это учение может быть рассмотрено как синтез сократовской этики и платоновской теории идей1.

В творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. Двумя самыми крупными его произведениями являются Государство и Законы. В первом описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором государство максимально приближающееся, благодаря правильному законодательству, к идеалу.

Цель работы – проанализировать «идеальное государство» Платона,  и его критику.

Задачи:

- рассмотреть «идеальное государство» Платона;

- рассмотреть типы государств Платона;

- проанализировать критику  «идеального государства» Платона.

Объект работы – учение Платона об «идеальном государстве».

Предмет исследования - «идеальное государство».

При написании работы использовалась литература таких авторов, как В. Асмус, Н. Болдырев, Н. Дианиной, А. Лосева, В. Нерсесянца и других. При написании настоящей работы пользовались текстами Платона, Аристотеля,  Карла Поппера, без которых невозможно было достичь глубокого понимания темы.

Работа, которая состоит из введения, основной части, поделенной на две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

Глава 1. «Идеальное государство» Платона

 

 

1.1 Роль и место концепций «идеального государства»

 

 

С именем Платона связано формирование политической философии. Именно Платон стоит у истоков философии государства и права. Он впервые поставил и проанализировал на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не потеряли своего значения и для современных исследователей.

Одни из философов, такие как Б.Рассел и К.Поппер  подвергли Платона резкой критике, так как считали его защитником тоталитарного строя. Другие, как например, В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммуниста призывавшего к борьбе против народных масс2.

Многие исследователи сходились на том, что по платоновским воззрениям скорее человек должен служить государству, чем государство человеку.

В  данной работе рассматриваются основы идеального государства Платона, с помощью дошедших до нас трудов великого древнегреческого ученого.

Раскрывая в своей работе «Государство» проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души - разумному, вожделеющему и яростному  - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

По теории Платона государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эту идею Платон вложил в определение государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››3.

Разделяя людей на сословия, в качестве довода, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда.

Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.

У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.

В основу идеального государства Платон положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет занятие и место  для каждого гражданина и, таким образом, объединяет все части государства в гармоническое целое.

Государственная система должна обладать нравственными, политическими и экономическими  чертами организации, которые все вместе обеспечили бы решение основных задач, таких как:

- обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами;

- защита государства и руководство их духовной и творческой деятельностью4.

По Платону в идеальном государстве за детьми наблюдают должностные лица для того, чтоб определить, кто приспособлен к тому, чтобы быть воином и защитником государства, ремесленником и земледельцем, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем.

Воспитание должно, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы.

Таким образом, в идеальном обществе формируются три класса: дельцы (ремесленники и крестьяне), стражи и правители. Для того чтобы родители сами не причисляли ребенка к тому или иному сословию, Платон считал, что детей всех необходимо воспитывать вместе и так, чтобы взрослые не знали, кто именно является их ребенком. А так как ребенок не знает, кто его родители, он должен называть отцом каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это также относится к матери, брату, сестре.

Важным отличием высших сословий Платон выделил отсутствие у них частной собственности. Именно незыблемость сословного деления – это основа справедливого государства. Классы разграничены даже сферами проживания.

Такое деление являлось условием, необходимым для торжества справедливости. Платон говорил, что собственность порождает алчные вождения, приводит к вражде. Платон стремился к достижению высшей формы единства в государстве. Высшие сословия будут необходимо справедливыми благодаря отсутствию материальных интересов. В то время как в низшем сословии собственность есть, они используют деньги и даже им разрешены элементы роскоши5.

Платон заявлял, что деление общества на сословия не является наследственным, что оно вызвано природными задатками человека. Отсюда и вытекает особенность «идеального государства» – оно должно быть построено на довольно строгой системе воспитания.

В политической сфере идеалом Платона была стабильность государства. Для того чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, и каждый должен выполнять собственную работу, именно это и было справедливо. Счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего, поэтому неравенство сословий  – это тоже нормально. Если нет истинного правосудия, то государство перестает быть государством6.

В идеальном обществе ничего не должно совершаться без приказа – каждый имеет своего начальника, которому должен беспрекословно подчиняться. Если на посту человек, который наилучшим образом подходит для этого, то и его распоряжения тоже будут наилучшими7.

Платон часто критиковал все существующие виды государственного устройства. Он считал, что власть большинства - тирана, военных, богатых –противоестественна. Кроме того,  социальное неравенство, которое присутствует в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, все зависит от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ему соответствуют и разные типы добродетели.8

Каждый из платоновских диалогов, которые были последовательно установлены, это сократических, платонические, среднеплатонические и поздние9,  глубоко продуман и в своей совокупности они составляют нечто единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скорее филологическое, нежели философское или же научное10.

Философию Платона, разделяют на три составляющих - этику, теорию познания и теорию природы. Концепция «идеального государства» отражается в этической составляющей его философии.

Этика у Платона построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия11.

Этика у Платона не индивидуальная, а социальная, она тесно связана с политической организацией общества – человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве.

Философия Платона не представляет собой завершенной системы, так как он постоянно подвергал все сомнению. В одних диалогах он ставил вопросы, вызывая сомнение у  читателей, в других - не приходил к каким-либо выводам.

В наибольшей степени особо важный диалог Платона – «Государство», где он воссоздает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Платон говорил о существовании двух миров: мир вещей и мир идей. Абсолютно любая вещь – это отражение своей идеи, она может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ, должен изучать не сами вещи, а идеи. Это относится и к государству. Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Идеальное общество Платона можно назвать яслями для душ, где все телесное отодвигается на второй план, или вовсе игнорируется.

Платон был уверен в реализуемости своего замысла, хотя он и признавал трудности практического осуществления проекта идеального государства. Но для него гораздо важнее философски осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства, доступный каждому желающему, есть на небе, существует в идеальной действительности. А есть ли такое государство на земле, и будет ли оно это совсем неважно12.

Как полагал Платон, там не нужны слишком детальные законоположения, где установлено идеальное правление. В этих условиях законодатель издаст законы, которые носят общий характер, адресованные большинству, каждому же лишь в более грубом виде.

У Платона общественное начало стоит выше личного. Поэтому этика Платона органически сочетается с его учением об идеальном государстве. Для  формирования нового государства и нового человека, Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов.

Итак, резюмируя выше сказанное можно прийти к выводу, что главными условиями для существования идеального государства являются:

- устранение из жизни источника нравственной порчи – противоположных полюсов богатства и бедности;

Информация о работе Идеальное государство Платона и его критика