Идеальное государство Платона и его критика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:36, реферат

Краткое описание

Часто приходится задумываться о том, кто должен стоять у власти, каким должно быть идеальное государство. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. «Идеальное государство» Платона…………………………………....….5
1.1 Роль и место концепций «идеального государства» ……………………...…..5
1.2 Типы государств по Платону……………………………………………...…11
Глава 2. Критика «идеального государства» Платона……………………….…..13
2.1 Критика концепции «идеального государства» К. Поппера…………….…..13
2.2 Аристотельская критика Платоновского коммунизма………………………15
Заключение …………………………………………………………………………17
Список использованных источников и литературы……………………………...19

Файлы: 1 файл

идеальное государство Платона и его критика.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

- строгое разделение на сословия и сферы труда;

- строжайшее повиновение, прямо вытекающее из основной доблести всех членов государства – сдерживающей меры.

Концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему – изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что «…переход из одного сословия в другое - величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением»13. Формой правления в идеальном государстве является аристократия – власть самых достойных, мудрых.

 

 

1.2 Типы государств по Платону

 

 

Рассмотрим еще одну важную  составляющую учения Платона об идеальном государстве. Идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, имеющая место быть в сопоставлении с другими типами государств, которые Платон также описывает.

Выделяют четыре несовершенные формы государства – тимократию, олигархию, демократию и тиранию (таблица 1). Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика.

Таблица 1

Типы государств по Платону

Тип государства

Характеристика

Аристокра

тическая республика

В этой форме опускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующая роль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. На страже законов стоит система правосудия, а без истинного правосудия государство перестает быть государством14


 

Продолжение таблицы 1

Тимократия

власть нескольких человек,  которая основана на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. Такие люди, как правило, становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны – это непосредственная добыча, а значит и чьё-то обогащение.  Богатство – это в первую очередь некая  власть, посредством которой в дальнейшем формируется олигархия.

Олигархия

власть немногочисленных богатых, которые опираются на торговлю, ростовщичество, они тесно связаны с низкой, чувственной частью души.

Демократия

одна из худших форм правления по Платону. Власть большинства, которая характеризуется образованием  трех классов населения – богачи, народ и трутни. Последние представители в демократическом государстве занимают чуть ли не все государственные посты. Трутни стремятся отобрать у богатой части населения часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь, вынуждены будут организовать оппозицию. В случае, когда противостояние достигает точки накала, народ выдвигает своего ставленника – тирана, наделяя его неограниченными полномочиями, вследствие чего, демократия неизбежно приводит к тирании.

Тирания

бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии.

Тирания у Платона с одной стороны, характеризуется как самая худшая. Тираном становится бывший народный представитель, охваченный жаждой единовластия и добившийся его посредством социальной демагогии и открытого насилия. Потакания своим вожделениям и постоянный страх за свою жизнь - вот удел тирана. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. С другой стороны, с помощью наихудшей формы правления Платон в поиске наиболее эффективного средства для построения идеального типа государства, покоящегося на справедливости 15.


 

 

В идеальном государстве Платона все должно быть четко фиксировано, все построено по определенному плану, который не может быть нарушаем никем из граждан. Этим оно отличается от известных государств-полисов, характеризующихся непрочностью, хаотичностью, отсутствием строгого порядка и, как следствие, господством несправедливости.

 

 

 

 

Глава 2. Критика «идеального государства» Платона

 

 

2.1  Критика концепции «идеального государства» К. Поппера

 

 

 

Один из крупнейших представителей философии постпозитивизма – Карл Поппер. «Открытое общество и его враги» - его основное произведение, в котором он анализирует основные периоды развития античного общества, а именно греческую демократию. Проблемы общественного развития и истории философии – вот основные источники внимания Поппера.

В борьбе против древнегреческого демократического правления формировалась Античная демократия. Во главе аристократической формы правления стоял привилегированный класс греческого полиса, которым являлась рабовладельческая аристократия. Такие выдающиеся философы как Платон были защитниками этой аристократической формы правления. Поппер проанализировал взгляды этого философа об обществе и государстве.

Рассматривая литературу, пришли к выводу, что Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона. Он говорил, что «Коллективизм, является преградой для развития индивидуальности, личность при этом бывает вынуждена подчинить свои личные интересы интересам коллектива»16.

Поппер критикует общественно-политические взгляды Платона. Вот что говорит Поппер об идеальном государстве Платона: «идеальным обществом в учении Платона является государство, основанное на тоталитарной форме правления»17.

По мнению Поппера, «коллектив препятствует реализации творческих возможностей личности. Личность должна подчиниться приказам руководителя»18. Однако, как уже рассматривали выше, такое рабское поведение оправдывается Платоном, т.к. люди с самого начала делятся на исполнителей и руководителей. В связи с этим, высшие классы общества должны управлять, а низшие подчиняться им. По мнению Платона, именно такое классовое устройство приводит к идеальному обществу.

Как считал Поппер в своем общественно-политическом учении, «Платон пытается объединить такие две полярные силы как патриархальный строй и государство»19. В глубинах древнейшего общества зарождалось и продолжало развиваться принципиально иное общественное устройство – демократическое общество – к таким выводам пришел Поппер, анализируя приведенные полярные силы.

Демократия означает равенство всех перед законом, стало быть, демократия защищает равные права всех граждан. Демократическое право отличает, по мнению Поппера, современное демократическое общество от идеального общества Платона по тому, что при демократическом устройстве общества каждый гражданин имеет права выбирать правительство и право самому быть избранным в состав правительства. Если мы сравним мнения двух философов, то придем к выводу, что в идеальном обществе Платона представители одного класса не могут перейти в другой класс, в то время как в демократическом обществе, по мнению другого философа, каждый гражданин имеет право заниматься свободной деятельностью.

Демократическая форма государства защищает права граждан, а государство защищает право частной собственности. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что через призму взглядов Платона, мы имеем представление о наиболее раннем тоталитарном обществе.

Карл Поппер считает учение Платона о государстве иррациональным. Платон игнорирует интересы индивидуума, он подчиняет их интересам коллектива, придает особое значение основному принципу государства – справедливости.

Поппер обвиняет Платона в том, что тот противопоставляет общество личности, а коллектив индивидууму. К. Поппер выдвигает свое учение об открытом обществе. Платон считал, что в кастовом обществе переход из одной касты в другую из одной социальной прослойки в другую приводит к нарушению принципа справедливости. С точки зрения Платона то, что соответствует интересам государства, является справедливым, а то, что не соответствует интересам государства не справедливым. Такую трактовку принципа справедливости Поппер считает тоталитаристской. По мнению Поппера, учение Платона об обществе является учением закрытого типа общества.

 

 

 

2.2 Аристотельская критика Платоновского коммунизма

 

 

 

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Платона20. Он критикует «Утопию» Платона с разных сторон.

Платоновский коммунизм раздражает Аристотеля. По Аристотелю, будет лучше, если каждый будет заниматься своими делами. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что у людей необходимо развивать чувство благотворительности, так чтобы использование этой собственности было в основном общим. По мнению Аристотеля, благотворительность и щедрость являются добродетелями, а без частной собственности они невозможны.

Аристотель отвергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Именно такое государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Как говорил философ: «…в каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше»21.

Платон разделял и противопоставлял искусство и познание, и в этом мнение Аристотеля резко с ним расходилось, ведь для него искусство имело познавательное значение и высшим видом искусства выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, можно сказать о том, что Платон оставил нам замечательный по степени проработки и последовательности суждений проект государства, которое призвано освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого все жители должна довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегая чрезмерных радостей и страданий. А поскольку сильные желания неизбежно порождают или то, или другое, то в государстве, в котором граждане не испытывает этих желаний души, по мнению Платона, становятся чище и ближе к божественному. Таким образом, идеальное государство Платона – религиозное сообщество целью которого является достижение духовного совершенства всех его членов.

В идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они лишь отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Запрещаются и изгоняются также все религии и мифологии, за исключением единственной и обязательной для всех, основанной на платоновском учении об идеях. Она же является и единственной наукой и философией. Интересно и то, что Платон обнаруживает отчетливое понимание недостаточности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: предусматривается применение методов манипуляции общественным мнением. Они включают обман, дезинформацию, отвлечение внимания на второстепенные темы, обработку сознания населения, предваряющую проведение государственных мероприятий, организацию псевдосенсаций, сокрытия авторства законов, кампаний против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия.

Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем в настоящее время зла.

Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, показаться. Многие из его предположений, включая те, которые сегодня должно бы считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

  1. Аристотель. Политика. М.: АСТ, 1973. 400 с.
  2. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975.  341 с.
  3. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. – М. Академический Проект, 2010. – 762 с.
  4. Блинников Л.В. Великие философы. М.: «Логос», 2009. 432 с.
  5. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. Челябинск: Урал, 2010.  452 с.
  6. Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии.  М.: МГИМО, 2009.  335 с.
  7. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2010. 392стр.
  8. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие.  М.: Академический Проект, 2009.  880 с.
  9. Мачин. И. Ф. История политических и правовых учений. М.: Юрайт-Издат, 2010. 208 с.
  10. Мор Т. Утопия.  М., 1978.
  11. Нерсесянц В.С. Платон.  М.: Мысль, 2011. 700 с.
  12. Поппер К.Р.Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского.  М.: Феникс,2010. 448 с.
  13. Платон. Государство.  М.: Наука, 1975. 576 с.
  14. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. М.:  Гардарики, 2010.  368 с.

 

 

1 Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. 116. 119 с.

2 Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии.  М.: МГИМО, 2009.  106. 108 с.

 

3 Платон. Государство.  М.: Наука, 1975. 202 с.

4 Платон. Государство.  М.: Наука, 1975. 142 с.

5 Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования.  Челябинск: Урал, 2010. 323 с.

6 Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2010. 98–99 с.

7 Платон. Государство.  М.: Наука, 1975. 202 с.

8 Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009.  147 с.

9 Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2010. 92 с.

10 Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии.   М.: МГИМО, 2009.  106–108 с.

11 Нерсесянц В.С. Платон.  М.: Мысль, 2011.  78-83 с.

12 Платон. Государство. М.: Наука, 1975. 312 с.

13 Нерсесянц В.С. Платон.  М.: Мысль, 2011.  88-89 с.

14 Нерсесянц В.С. Платон.  М.: Мысль, 2011.  187. 194 с.

15 Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии.  М.: МГИМО, 2009. 245 с.

Информация о работе Идеальное государство Платона и его критика