Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:20, контрольная работа
Цель работы – характеристика основных аспектов концепции идеального государства Платона
Актуальность данной темы состоит в её возможности применения для любого современного государства, как развитого и в какой-то мере уже не способного подняться на более высокую степень благополучия, так и только встающего на рельсы развития.
Введение 3
Глава 1. Идеальное государство Платона. 4
1.1. Историческая ситуация. Сословия в «идеальном государстве». 5
1.2. Идеология платоновского государства. 8
1.3. Особенности идеального государства. 10
Заключение 12
Список использованной литературы. 13
Также,
греческим обществом порицалось
культивирование аполитических
настроений (то есть отрицающих полис)
— индивидуалистских и
1.3. Особенности идеального государства.
Платон определяет совершенное государство, как достаточное и единое. Естественно, что для него будет представлять “ . большее зло . то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей”, а “ . благо . то, что связует государство и способствует его единству”. Например, для сохранения единства, Платон считает необходимым ввести определенные условия жизни для стражей — общность жен и детей, лишение владения частной собственностью, в том числе золотом и серебром. Соответственно, подвергается критике все, что может воспрепятствованию единению. Это богатство и бедность — “два враждебных между собой государства”, которые “взаимно порождают друг друга”.
Во втором
проекте, в «Законах», определяются
пределы бедности и богатства (излишки
просто изымаются в казну государства)
В «Законах» Платон декларирует — “никаких новшеств”, и в качестве примера приводит Египет с его многовековыми традициями. “Перемены во всем – пишет автор – это самое ненадежное дело”.
Философ
придерживается идеи единства, так
как, по его мнению, лишь она дает
возможность называть государство
“целым” или “справедливым”. Для
Платона это является важным, потому
что цель его “построений” —
справедливое государство, которое
и будет совершенным. В «Государстве»
мыслитель отмечает, что справедливое
государство причастно к
Для мыслителя необходимо было сделать из толпы, существующей в реальности в IV в. до н.э. фундамент для своего идеального государства, то самое третье сословие. Это сословие будет слушаться, и управляться лучшими людьми — философами, Платон сочиняет миф, в котором можно увидеть преобразованную идею Гесиода о происхождении людей. После рассказа о порождении всего населения землей–матерью мыслитель поясняет: “хотя все члены государства братья, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править примешал при рождении золота, и потому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников”.
Платон
определяет жизнь гражданина совершенного
государства такими словами: “каждый
человек должен мыслить обо всех
без исключения людей так: не может
стать достойным похвалы
В качестве
вывода, можно отметить, что, предусматривая
серьезные изменения в
Объектами
воспитания у Платона становятся
граждане любого возраста, причем как
мужчины, так и женщины. Мыслитель
говорит об этом следующим образом:
“законодателю следует
Роль
государства сводится, в целом, к
разработке основ единой идеологии.
В «Государстве» это положение
звучит следующим образом — “
. только у граждан этого государства мощно
звучало бы в один голос: “Мои дела хороши!”
или “Мои дела плохи!”. В «Законах» Платон
обращается к законодателю и направляет
его к тому, чтобы заставить “всех живущих
совместно людей постоянно, всю свою жизнь
выражать как можно более одинаковые взгляды
. как в песнях, так и в сказаниях и рассуждениях»
Заключение.
Таким образом, концепция идеального государства Платона состоит в следующем: главными условиями для существования идеального государства являются строгое разделение на сословия и сферы труда; устранение из жизни источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности; строжайшее повиновение, прямо вытекающее из основной доблести всех членов государства - сдерживающей меры. Формой правления в идеальном государстве является аристократия, в лучшем значении этого слова – власть самых достойных, мудрых.
Если
эти условия не соблюдать, государство
перестанет быть справедливым, установятся
другие, отрицательные формы правления.
Если начнет преобладать честолюбие,
а не справедливость, люди станут переходить
из сословия в сословие, а высшие
классы обзаведутся частной
И хотя
государство Платона называется
идеальным, оно вряд ли является таким
в современном значении этого
слова. Легко заметить, что Платон
остался верен идеалам
В идеальном
государстве Платона не только работники
напоминают рабов, но и члены двух
высших классов не знают истинной
свободы. Субъектом свободы и
высшего совершенства оказывается
у Платона не отдельная личность
и даже не отдельный класс, а только
все общество, все государство
в целом. Это государство существует
ради самого себя, ради своего внешнего
великолепия. А назначение гражданина
только в том, чтобы способствовать красоте
построения государства в качестве подсобной
силы.
Список использованной литературы.