Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:40, контрольная работа
Главная цель данной работы – характеристика основных направлений политики М. Тэтчер.
Эта цель может быть достигнута при последовательном рассмотрении следующих вопросов:
1. Краткая биография М. Тэтчер.
2. Особенности политического стиля М. Тэтчер.
3. Внутренняя политика М. Тэтчер.
4. Внешняя политика М. Тэтчер.
В многочисленных речах Тэтчер не найдется таких слов, как монетаризм, этатизм, кейнсианство, трудовые отношения и т.д. Вместо этого фигурируют гораздо более близкие широкой аудитории понятия типа "большое государство", "честно заработанные деньги", "жесткая экономия".
Необходимо, говоря о внутренней политике Тэтчер, затронуть вопрос о ее стиле работы. Она обладает многими качествами, которые, вне зависимости от ее политических позиций, характеризуют ее как незаурядного руководителя. " С ней интересно беседовать, она умеет концентрироваться на отдельно взятой проблеме", - пишет Л. Замятин.[11]
Резиденция премьера находится на Даунинг-стрит, 10. Обычно беседы проходят в голубом зале, на втором этаже, где у камина стоят два небольших дивана: один - для хозяйки, другой - для гостей. "М. Тэтчер любит сидеть в уголке, опершись на небольшую подушечку, чуть склонив голову набок, она говорит тихим, хорошо поставленным голосом. Ей свойственны логичность, простота и ясность аргументации, свободное оперирование конкретными фактами."[12] Некоторые журналисты считают, что у не хватает терпения выслушать мнение собеседника, с которым она не согласна. На мой же взгляд, она любит спор, но не любит терпеть поражения в нем.
В резиденции она обычно начинает смотреть бумаги за кофе в 6 часов утра и работает далеко за полночь. Ее с трудом убеждают отдохнуть летом, хотя бы неделю. Она умеет быстро восстанавливать свою психологическую и физическую форму. Она всегда элегантна, умеет себя преподнести с чувством собственного достоинства и подчеркнуть женственность.
"В большинстве случаев Тэтчер заранее приходит к тому или иному решению по разного рода вопросам и затем уже очень редко от него отказывается. Заседания кабинета проводятся регулярно, но далеко не все принципиальные вопросы выносятся на обсуждение. Когда же это происходит, премьер-министр видит свою задачу не в том, чтобы "председательствовать" и выслушивать разные точки зрения, а в конце "суммировать" преобладающее мнение (как это делало большинство ее предшественников), но в том, чтобы "вести" дискуссию, задавать тон разговору, добиваться сплочения участников заседания вокруг ее собственного мнения."[13]
Отметим еще один факт, раскрывающий ее политический стиль. Прекрасно понимая, что "потеря лица" или даже инициативы в парламенте грозит потерей влияния в стране, Тэтчер тщательнейшим образом готовится к его заседаниям. Вопросы, подлежащие обсуждению, в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях кабинета министров. Особенно серьезно Тэтчер подготавливает ответы на вопросы премьер-министру, которым, согласно установленной процедуре, отводится значительное время. Во время самих дебатов она обычно демонстрирует свойственный ей наступательный и даже агрессивный напор, хотя нередко и сама оказывается под жестким обстрелом.
Огромное преимущество Тэтчер перед ее политическими оппонентами и внутри, и вне собственной партии, конечно же состоит в том, что как партийный лидер и как премьер-министр она располагает мощными позициями и в партии, и в государстве и умело ими пользуется.
Изложив процесс избрания на пост премьер-министра, способы, стиль, условия ее работы, мы считаем необходимым перейти к дальнейшему раскрытие политического портрета М.Тэтчер через ее внутреннюю и внешнюю политику.
Одна из основных заслуг Тэтчер внутри страны - перестройка. Тэтчер сама не без гордости заявляет, что она осуществила в стране перестройку, причем иногда употребляет это слово по-русски."[14] Хотя конечная цель тэтчеровской перестройки, безусловно, в укреплении позиций правящих классов, ее практическое содержание - использование новых рычагов для рационализации и подъема британской экономики. Один из основных элементов тэтчеровской перестройки - приватизация обобществленного сектора. В ведение частного бизнеса переданы нефтедобывающая, газовая, авиационная, телекоммуникационная и многие другие отрасли. Практический смысл приватизации Тэтчер видит прежде всего в дерегламентации, в освобождении предприятий от "диктата государства", предоставлении им полной свободы действий на капиталистическом рынке, но вместе с тем и в перекладывании на них всей полноты ответственности за результаты своей деятельности.
Прежде всего, Тэтчер отказалась от старой модели государственного регулирования экономики и попыталась внедрить свою, новую. Она осуществляла децентрализацию управления экономикой, сокращала госаппарат. В годы ее правления центральные министерства сведены до минимума. Делая ставку на инициативных и самостоятельных граждан, Тэтчер заявила следующее: "Тот, кто готов работать больше других, должен получать самое большое вознаграждение и сохранять его после вычета налогов".
Новая линия в экономической политике стала ответом британских консерваторов на выдвинутые современным этапом НТР проблемы, которые Тэтчер, надо признать, уловила быстрее своих политических конкурентов.
Способность Тэтчер апеллировать не только к разуму, материальным интересам, но и к чувствам, настроениям англичан, создала ей репутацию "популистского" лидера. Однако популизм Тэтчер этим далеко не исчерпывается, и ей менее всего подошла бы роль морализирующего проповедника. Недаром в одном из более интересных и глубоких исследований феномена тэтчеризма, ее популизм назван авторитарным. "Ее "патриотизм" реализуется через жесткое, неприязненное отношение к "цветной" эмиграции (чем, кстати, она снискала расположение шовинистически настроенной публики и смогла одновременно выбить почву из-под ног у такой откровенно реакционной расистской организации, как Национальный фронт). Хорошо известная ее приверженность к восстановлению смертной казни."[15]
Проведение своей жесткой политики требовало налаживания "по-своему" механизма принятия государственных решений и политические комментаторы, и ученые-политологи единодушно отмечают заметное возрастание роли премьер-министра и его аппарата в этом процессе, причем некоторые из них даже утверждают, что на смену "кабинетному управлению" в стране установилось или вот-вот установится "президентское правление." Хотя эта точка зрения подвергается достаточно обоснованной критике, как не учитывающая всей совокупности механизмов государственного управления, ее сторонники правы в том, что Тэтчер удалось резко снизить роль кабинета министров в качестве органа, обсуждающего основные вопросы государственной важности.
Параллельно с изменениями в высших эшелонах правительственной власти после избрания на второй срок премьерства Тэтчер основательно изменила и следующую ступень государственного управления - административный аппарат. Вновь назначались способные, решительные и наделенные бойцовскими качествами лица, проявившие энтузиазм и готовность сделать то, что отвечает устремлениям премьер-министра.
Реформы в области микроэкономики, проведенные Маргарет Тэтчер в период 1979-1983 гг., были, возможно, наиболее важными с точки зрения "тэтчеризма" и того, как они изменили Британию.
Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы — стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией.
Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм.
Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д.
М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.
Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984—1985 гг. и печатников в 1986 г.
Одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию — продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.
Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.
Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия.
Отношения государства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.
Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.
Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов - это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.
Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специфических особенностей английской экономики была высокая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосмическая отрасли, остальные же большей частью были связаны с международными корпорациями.
Следствием проводимой правительством М.Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 1980-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 1980-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.
Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала — капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 1970-ми гг.
Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в итоге — на плечи государства. Правительство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью правительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительства стало то, что значительно увеличился процент домовладельцев.
Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие экономики Англии, явились принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума - их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйственных задач.
Достаточно трудноразрешимой задачей для правительства М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %.
Информация о работе Характеристика основных направлений политики М. Тэтчер