Характеристика исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ……………………………………………………………………...5
§ 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ……………………….5
§ 2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ….......9
ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………....12
§ 1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……….13
§ 2. Правительство Российской Федерации………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Правительство  РФ в целях обеспечения сочетания  интересов Российской Федерации  и субъектов РФ по предметам совместного  ведения Российской Федерации и субъектов РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры  и устраняет разногласия между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются  согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Закон определяет общие, межотраслевые, отраслевые и иные полномочия Правительства  РФ. В пределах общих полномочий Правительство РФ:

    • организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
    • осуществляет регулирование в социально — экономической сфере;
    • обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
    • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
    • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;
    • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью3.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов  РФ может передавать им осуществление  части своих полномочий, а также  осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих  соглашений.

Для осуществления возложенных  на него полномочий Правительство может  создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц.

Правовыми формами реализации Правительством возложенных на него полномочий выступают постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Акты, имеющие  нормативный характер, издаются в  форме постановлений, а акты по оперативным  и другим текущим вопросам, не имеющие  нормативного характера, — в форме  распоряжений.

Основной организационной  формой деятельности Правительства  РФ являются его заседания, которые  проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства  и федеральные министры участвуют  в заседаниях лично.

В заседаниях Правительства  могут участвовать представители  палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной  палаты, Центрального банка и иные лица в соответствии с законодательством  либо в порядке, установленном Правительством.

Правительство РФ может рассматривать  отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом  Правительства РФ.

Федеральным конституционным  законом «О Правительстве РФ» (ст. 28) определен круг вопросов, решения  по которым принимаются исключительно  на заседаниях Правительства РФ. В  частности:

    • о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
    • об установлении номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
    • об установлении объемов выпуска государственных ценных бумаг;
    • о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;
    • о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности;
    • о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
    • об образовании Президиума Правительства РФ;
    • об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти;
    • о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнитель ной власти;
    • об утверждении Регламента Правительства РФ;
    • об утверждении Положения об Аппарате Правительства РФ и другие.

Случаи  и порядок отставки Правительства РФ предусмотрены  ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 ФКЗ  «О Правительстве РФ». Правительство  само может подать в отставку; решение об отставке может принять Президент РФ; недоверие может быть выражено Государственной Думой; вопрос о доверии может быть  поставлен Государственной Думой Председателем Правительства РФ.

Освобождение от должности  Председателя Правительства одновременно влечет отставку Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство  РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы видим, что в настоящее  время в Российской Федерации  существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой  государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как  единого целого организационно-правового  механизма государственной организации  общества и ведения его дел. Эта  подсистема имеет определенное структурное  строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов  исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой  системы. Он имеет сложное структурное  внутреннее строение и включает структурные  подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а  иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как  специального института государственной  власти.

Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций  и отсутствием четкого разграничения  предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной  частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они  также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных  учреждений, предприятий, не государственных  образований, общественных объединений  по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.                    

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные  лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные  законом права или обязанности  граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует  на началах законности. Сдерживание  исполнительной власти достигается  также посредством её подотчётности  и ответственности перед представительными  органами государственной власти. В  правовом государстве каждый гражданин  может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и  должностных лиц в судебном порядке.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2                     «О Правительстве Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  5. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы, М- 1984 
  6. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве, М- 1998
  7. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-юрид. Наук Бачило И.Л., М- Юристъ 1998
  8. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие, М- 1996
  9. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993
  10. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».
  11. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
  12. Указ Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы  федеральных органов исполнительной власти».
  13. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст. 17, п.  3; ст. 18, п.5
  14. Федеральный Конституционный Закон от 14 мая 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" («Российская газета» 23 декабря 1997)
  15. Федеральный  закон      об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г.

 

 

1 Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация». Исполнительная власть  РФ. 2007 г.

2 Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы,- М., 1984 с. 254

3 Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. М., 1998. с. 67


Информация о работе Характеристика исполнительной власти