Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:04, курсовая работа
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ……………………………………………………………………...5
§ 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ……………………….5
§ 2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ….......9
ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………....12
§ 1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……….13
§ 2. Правительство Российской Федерации………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….26
Итак, приведённые конституционные
характеристики исполнительной власти
иллюстрируют её «конституционную модель».
Как и всякая модель, она далеко
не полностью совпадает с
Во-первых, не реализуются в полной мере нормы Конституции об объёме полномочий ряда государственных органов. Избыточный объём полномочий Президента РФ в какой-то степени сужает сферу деятельности Правительства.
Во-вторых, ещё более отчётливо
выявились недостатки в самой
системе исполнительной власти, когда
не учитываются объективные
В-третьих, нельзя исключить
возможность внесения поправок в
Конституцию страны, которые повлекут
изменения в системе
В-четвёртых, предстоит существенным
образом изменить положение исполнительной
власти в гражданском обществе. Сейчас
наблюдается некоторый отрыв
исполнительных органов и должностных
лиц от населения. Не всегда адекватно
отражаются интересы граждан и различных
слоёв общества. Процветающая коррупция
и безответственность государственных
служащих вопреки законодательным
требованиям, разрушают доверие
общества. Проблема «участия» решается
слабо и до сих пор реальный
уровень вовлечения граждан, специалистов,
учёных в решение задач управления
не отвечает целям демократизации государства.
Нет отлаженности и чёткости в
деловых взаимоотношениях исполнительных
органов с общественными
ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с принципом
федерализма действующая
1. Федеральные органы
исполнительной власти
2. Органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации (республик, краев,
В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1;ст. 80, ч.1).
Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ). В этих целях Президент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями, осуществление которых является его прерогативой. Так, в сфере исполнительной власти Президент РФ:
Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).
Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ и федеральным
законодательством руководит
Таким образом, исходя из конституционных положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ.
В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Основными задачами полномочного представителя являются:
1) организация в соответствующем
федеральном округе работы по
реализации органами
2) организация контроля
за исполнением в федеральном
округе решений федеральных
З) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
4) представление Президенту
РФ регулярных докладов об
обеспечении национальной
Для реализации возложенных на него
задач полномочный
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 12 августа 2000 года.
полномочные представители
Обеспечение деятельности полномочного
представите ля осуществляет аппарат
полномочного представителя, являющийся
самостоятельным подразделением Администрации
Президента РФ. В структуре Администрации
Президента РФ имеются и другие подразделения,
оказывающие влияние на деятельность
органов исполнительной власти, например
Главное контрольное
Правительство РФ является федеральным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года
Правительство – это коллегиальный
орган, который возглавляет единую
систему исполнительной власти в
Российской Федерации. В его состав
входят Председатель, заместители Председателя
Правительства и федеральные
министры. В период с января 1994г.
по 1997 г. была проведена реорганизация
федеральных органов
Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.
Председатель Правительства
РФ не позднее недельного срока после
назначения представляет Президенту РФ
предложения о структуре
ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности:
5) подписывает акты Правительства Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.
Заместители Председателя Правительства
РФ координируют работу федеральных
органов исполнительной власти, дают
им поручения и контролируют их деятельность;
предварительно рассматривают предложения,
проекты постановлений и
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года Председатель Правительства РФ имеет пять заместителей, в том числе Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ.
Федеральные министры обладают
установленными законодательством
РФ полномочиями руководителей соответствующих
федеральных органов
Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства может быть образован Президиум Правительства. Его заседания проводятся по мере необходимости. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.
Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и Указами Президента.
Федеральный конституционный
закон «О Правительстве РФ»