Характеристика исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ……………………………………………………………………...5
§ 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ……………………….5
§ 2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ….......9
ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………....12
§ 1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……….13
§ 2. Правительство Российской Федерации………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

Итак, приведённые конституционные  характеристики исполнительной власти иллюстрируют её «конституционную модель». Как и всякая модель, она далеко не полностью совпадает с практическим воплощением и реальным состоянием организации и деятельности её органов. Противоречия действительности находят  отражение в «отклонениях» от конституционных схем реальной практики управления, а именно:

Во-первых, не реализуются  в полной мере нормы Конституции  об объёме полномочий ряда государственных  органов. Избыточный объём полномочий Президента РФ в какой-то степени  сужает сферу деятельности Правительства.

Во-вторых, ещё более отчётливо  выявились недостатки в самой  системе исполнительной власти, когда  не учитываются объективные критерии построения ряда федеральных министерств, их территориальных органов в  регионах.

В-третьих, нельзя исключить  возможность внесения поправок в  Конституцию страны, которые повлекут изменения в системе исполнительной власти. В Государственной Думе, в печати, на научных конференциях высказываются предложения о  целесообразности усиления контроля парламента за Правительством и процессом назначения им руководителей ряда федеральных  органов, об ограничении в этом план полномочий президента. Вполне допустимы  и иные виды взаимоотношений государственных  органов.

В-четвёртых, предстоит существенным образом изменить положение исполнительной власти в гражданском обществе. Сейчас наблюдается некоторый отрыв  исполнительных органов и должностных  лиц от населения. Не всегда адекватно  отражаются интересы граждан и различных  слоёв общества. Процветающая коррупция  и безответственность государственных  служащих вопреки законодательным  требованиям, разрушают доверие  общества. Проблема «участия» решается слабо и до сих пор реальный уровень вовлечения граждан, специалистов, учёных в решение задач управления не отвечает целям демократизации государства. Нет отлаженности и чёткости в  деловых взаимоотношениях исполнительных органов с общественными организациями  и движениями. 

ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями  республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом  федерализма действующая система  исполнительной власти состоит из следующих  звеньев:

1. Федеральные органы  исполнительной власти Российской  Федерации:

  • Правительство Российской Федерации.
  • Федеральные министерства.
  • Государственные комитеты Российской Федерации.
  • Федеральные комиссии России.
  • Федеральные службы России.
  • Федеральные надзоры России.
  • Иные федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов) — это:

    • правительства республик и других субъектов Федерации;
    • администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

§ 1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

          В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1;ст. 80, ч.1).

Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, а также осуществление  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ). В этих целях Президент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями, осуществление  которых является его прерогативой. Так, в сфере исполнительной власти Президент РФ:

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • Принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • Утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • Вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам;
  • Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Президент РФ издает указы  и распоряжения, обязательные для  исполнения на всей территории РФ, подписывает  и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным  законодательством руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных  бедствий, утверждает по представлению  Председателя Правительства РФ положения  о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Таким образом, исходя из конституционных  положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает  значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  государственной власти и совершенствования  системы контроля за исполнением  их решений учрежден институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах.

Основными задачами полномочного представителя являются:

1) организация в соответствующем  федеральном округе работы по  реализации органами государственной  власти основных направлений  внутренней и внешней политики  государства, определяемых Президентом  РФ;

2) организация контроля  за исполнением в федеральном  округе решений федеральных органов  государственной власти;

З) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

4) представление Президенту  РФ регулярных докладов об  обеспечении национальной безопасности  в федеральном округе, а также  о политическом, социальном и  экономическом положении в федеральном  округе и внесение со ответствующих  предложений.

Для реализации возложенных на него задач полномочный представитель  Президента РФ выполняет следующие  функции:

  • обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
  • организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  • принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  • организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;
  • вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина и другие.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 года. полномочные представители приглашаются на заседания Правительства РФ с  правом со вещательного голоса, а также  на заседания создаваемых Правительством РФ комиссий и советов, на проводимые Председателем Правительства РФ и его заместителями совещания  по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов.

Обеспечение деятельности полномочного представите ля осуществляет аппарат  полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации  Президента РФ. В структуре Администрации  Президента РФ имеются и другие подразделения, оказывающие влияние на деятельность органов исполнительной власти, например Главное контрольное управление, осуществляющее контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных  законов, указов и распоряжений Президента РФ и т. д.

 

 

§ 2. Правительство Российской Федерации.

Правительство РФ является федеральным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Основы правового  статуса Правительства РФ, его  состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года

Правительство – это коллегиальный  орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации. В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные  министры. В период с января 1994г. по 1997 г. была проведена реорганизация  федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено  количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали  друг друга и не вмешивались в  управление сферами, не отнесенными  Конституцией РФ к  ведению Федерации. Была также проведена реорганизация  структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата2

Председатель Правительства  назначается и освобождается  от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства  осуществляется с согласия Государственной  Думы. Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности  исполнения Председателем Правительства  своих полномочий.

Председатель Правительства  РФ не позднее недельного срока после  назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и  федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его  работу (ст. 112, 113 Конституции РФ).

ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства  и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности:

  1. представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
  2. ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
  3. распределяет обязанности между своими заместителями;
  4. систематически информирует Президента РФ о работе Правительства;

    5) подписывает  акты Правительства Российской  Федерации.

В случаях, предусмотренных  Конституцией РФ, Председатель Правительства  РФ временно исполняет обязанности  Президента РФ.

Заместители Председателя Правительства  РФ координируют работу федеральных  органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года Председатель Правительства РФ имеет пять заместителей, в том числе Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ.

Федеральные министры обладают установленными законодательством  РФ полномочиями руководителей соответствующих  федеральных органов исполнительной власти и участвуют с правом решающего  голоса в заседаниях Правительства. Правом совещательного голоса могут  быть на делены и иные руководители федеральных органов исполнительной власти. Например, Председатель Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг является по должности федеральным министром.

Для решения оперативных  вопросов по предложению Председателя Правительства может быть образован  Президиум Правительства. Его заседания  проводятся по мере необходимости. Правительство  РФ вправе отменить любое решение  Президиума.

Полномочия Правительства  РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и Указами  Президента.

Федеральный конституционный  закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что в отношении федеральных  органов исполнительной власти Правительство  РФ руководит работой и контролирует их деятельность; утверждает положения  о них; устанавливает предельную численность работников их аппаратов  и размер ассигнований на их содержание; вправе отменять акты федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти и т. д.

Информация о работе Характеристика исполнительной власти