Характеристика исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ……………………………………………………………………...5
§ 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ……………………….5
§ 2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ….......9
ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………....12
§ 1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……….13
§ 2. Правительство Российской Федерации………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

 

Содержание.

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………….....1

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ……………………………………………………………………...5

§ 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ……………………….5

§ 2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ….......9

   ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………....12

§ 1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……….13

§ 2. Правительство Российской Федерации………………………………….17

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..24

           БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура государственной  власти юридически закрепляются в Конституции  и конституционных законах. Государственная  власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы  убеждения и принуждения. При  этом она должна быть носительницей  определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей  — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов  с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства  и его аппарата. Полномочия и возможности  осуществления исполнительной власти  предоставлены Правительству, федеральным  министерствам и иным федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Федерации  и ряду определенных должностных  лиц.

Законодатель не устанавливает  понятие органа исполнительной власти ограничиваясь лишь указанием на существование  единой системы государственных  органов исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий.

Учитывая вышеизложенное, задачами настоящей курсовой работы являются:

  • определение понятия, признаков и функций исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти;
  • определение конституционной характеристики исполнительной власти РФ;
  • определение полномочий президента РФ в сфере исполнительной власти.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав: общая характеристика исполнительной власти РФ, федеральные органы исполнительной власти РФ– заключения и списка литературы. Она написана с использованием учебной литературы, на основе положений Конституции Российской Федерации 1993г. и действующего российского законодательства, а именно: Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 19 июня 2004г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 19 июня 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" Гражданского процессуального кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Указа Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г., Постановления Суда РФ N 28-П от 11 декабря 1998г., Постановления Правительства РФ от 1 июня 2004г. N 260, Распоряжения Администрации Президента РФ N 1576, Аппарата Правительства РФ N 954 от 21 декабря 2007г. «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ.

§ 1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ.

В силу конституционных установлений, государственная власть в РФ разделяется  на три структуры со своими функциями, а именно: законодательную, судебную и исполнительную. Три ветви власти самостоятельны, не подчинены друг другу, но должны находиться во взаимодействии. Ни одна из ветвей власти не может сделать  многого без другой, и в случае несогласия между ними, вся государственная  власть «буксует», а то и парализуется. Несмотря на противоборство между ветвями  государственной власти в конце 1990-х годов. В начале нового века отмечена консолидация в действиях  властей.

В соответствии с Конституцией на федеральном уровне законодательную  власть в РФ осуществляет Федеральное  Собрание, исполнительную власть –  Правительство РФ, судебную власть – Конституционный, Верховный и  Высший Арбитражный и иные федеральные  суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным  законом. В Конституции РФ (ст. 102, 103, 114, 118) особенно отчётливо прослеживается разграничение полномочий между  органами судебной власти, с одной  стороны, и органами законодательной  и исполнительной власти, - с другой.

В соответствии с конституционным  принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и  независимой ветвью государственной  власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и  нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Можно выделить признаки исполнительной власти:

1. Первый признак— ее  вторичность, ее подчиненное положение,  зависимость от высшей власти.

2. Второй признак —  ее организующий характер. Она  необходима для налаживания сложной  сети общественных связей в  экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной  деятельности. В ней сосредоточена  вся реальная практическая работа  по осуществлению законов, актов  высшего руководства. Она переводит  политические проблемы в организационные.  Исполнительная власть обязана  объединять энергию, усилия граждан,  наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

3. Исполнительная власть  — это систематическая, непрерывная  организация, направленная на  сохранение социальной системы,  ее укрепление, развитие.

4. Исполнительная власть  имеет универсальный характер  во времени и пространстве, т.  е. осуществляется везде, где  функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует  оборону страны, охрану государственной  и общественной безопасности, деятельность  государственных предприятий и  учреждений, осуществляет общее  руководство негосударственными  организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью  правовых норм воздействует на  граждан и организации. 

5. Существенный признак  исполнительной власти —  наличие  в ее непосредственном ведении  огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

6. Ведая огромными ресурсами,  исполнительная власть непосредственно  их не использует, она не производит  продукцию, не лечит, не учит, она распоряжается действиями  людей, природными и иными ресурсами,  чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и  др.

Исполнительная власть —  это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений  вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий  и др.).

7. В непосредственном  ведении исполнительной власти  находятся вооруженные силы, полиция  (милиция), органы госбезопасности,  специализированные принудительные  учреждения. Субъекты исполнительной  власти используют имеющиеся  у них фактические и правовые  возможности для осуществления  внесудебного, административного принуждения.

8. Названные выше признаки  содержания исполнительной власти—  универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют  ее организационную форму —  единую, большую по объему, иерархически  построенную государственную исполнительную  власть. Единство многоуровневой  административной машины —   важнейшая основа единства государства. 

9. Непосредственная повседневная  организация разнообразных  социальных  связей, реальное осуществление  принуждения требуют большого  количества работников аппарата. Несомненно, что численный состав  административного аппарата, количество  лиц, занимающихся административной деятельностью, намного превосходит общее число работников всех иных государственных органов вместе взятых. Реализация исполнительной власти требует большого числа профессионалов и рациональной организации их труда. Основная фигура в администрации — чиновник.

Исполнительная власть - необходимый атрибут государственно-властного  механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная  власть осуществлялась только на федеральном  и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело  известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так  как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три  ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных  государственных предприятий и  учреждений, негосударственных формирований.1

Таковы наиболее общие  черты, совокупность которых позволяет  получить необходимое представление  об исполнительной власти как относительно самостоятельной ветви государственной  власти.

 

 

§ 2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ.

Концепция исполнительной власти, воспринятая Конституцией РФ 1993 года, принципиально отличается от положений, содержавшихся в ранее действовавшей  Конституции РСФСР 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, имеющими силу до принятия новой Конституции  РФ на референдуме 12 декабря 1993 года. Суть новизны состоит прежде всего  в том, что отныне Президент не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом.   

Идея отделения исполнительной власти от законодательной и судебной нашла своё выражение в выделении  в Конституции РФ отдельной главы 6 – «Правительство Российской Федерации». Согласно ст. 110 этой главы исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство  РФ. Наряду с этим в ст. 11 Конституции  РФ указывается, что Правительство  РФ наряду с Президентом, Федеральным  Собранием и судами РФ осуществляют государственную власть.

В то же время ни ст. 11, ни ст. 80 Конституции не относят Президента РФ ни к одной из ветвей государственной  власти. Это порождает известную  неопределённость в вопросе о  правовом статусе, полномочиях Президента и прежде всего его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции  других ветвей власти. Особенно остро  стоит вопрос среди теоретиков конституционного права о слиянии функций Президента РФ и Правительства РФ.

Однако Президент РФ юридически не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в  её систему. Все его управленческие полномочия вписываются в модель главы государства, призванного  обеспечивать единство государства  и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государственной власти, а следовательно, не могут быть оценены  как чисто исполнительские. Таким образом, нормы Конституции не позволяют говорить о слиянии института Президента и Правительства.

Нормы Конституции РФ значительно  усиливают организационную самостоятельность  исполнительной власти. С учётом ст. 10 Конституции РФ из сферы ведения  законодательной власти исключены  организационно-распорядительные функции  в отношении органов исполнительной власти. В своём большинстве они  формируются и функционируют  при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти и не подотчётны органам законодательной  власти. Существенно ограничены и  контрольные функции законодательной власти. Основное средство руководящего и формирующего воздействия законодательной власти на деятельность органов исполнительной власти – принятие обязательных для них законов и других правовых актов. Вместе с тем, определённое воздействие законодательной власти на исполнительную обеспечивается и некоторыми другими способами. Так, например, в Совете Федерации специально отводится время, когда её члены могут задавать вопросы членам Правительства, и особенно Председателю Правительства. Таким образом, контролируется деятельность всей исполнительной власти. Комитеты Государственной Думы стараются держать под контролем деятельность органов исполнительной власти и работающих в них государственных служащих, стремятся не допустить ими нарушений и злоупотреблений властью.

Информация о работе Характеристика исполнительной власти