Государство как ядро системы политической власти. Структура политической власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы локализму и хаосу. И этот «этатистско-патерналистский» порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Государство: сущность, основные признаки и типы ………………………… 4

2 Политическая власть: сущность, структура и свойства………….……………12

3. Политическая система: сущность, структура и функции. Особенности политической системы в современной России …………………………………. 17

Заключение …………………………………………….………….……………….24

Список использованной литературы ………………………………….………….25

Файлы: 1 файл

полит Лена.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Легитимность  обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

     В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев:

     - невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (Ф. Били);

     - наличие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);

     - невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

     - разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);

     - отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач — составления бюджета и распределения политических функций среди элиты;

     - низкая экономическая эффективность.

     В качестве основных средств  поддержания легитимности и преодоления кризиса легитимности можно указать следующее:

     - поддержание постоянных контактов с населением;

     - проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

     - усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;

     - уравновешенность ветвей власти;

     - соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил;

     - организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;

     - укрепление демократических ценностей в обществе;

     - преодоление правового нигилизма населения и т.д.

 

      3. Политическая система: сущность, структура и функции. Особенности политической системы в современной России 

     Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Т.Парсонс18. Опираясь на методологию Л. фон Берталанфи, он подошел к рассмотрению общества в качестве сложной системы, состоящей из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной (термин, обозначающий государство). У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Политику в таком контексте можно понимать как подсистему, которая по преимуществу сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения.

     Идеи  Парсонса придали новое измерение  анализу политических отношений и процессов, которое позволило точнее определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.

     Разработку  системных подходов к политике продолжил  Дэвид Истон в изданной в 1953 году работе «Политическая система». Впоследствии системные идеи были развиты самим Истоном в работах «Модель для политического исследования» (1960), «Системный анализ политической жизни» (1965), а также Г.Алмондом, К.Дойчем, М.Капланом и др. Теория политической системы Истона направлена на придание политологии характера «точной» науки. Вдохновившую ученого сверхзадачу можно упрощенно представить как попытку описать политическую сторону жизни общества с помощью конкретного набора констант (т.е. постоянных факторов) и переменных. Это позволило бы осуществить компьютерное моделирование политических процессов с использованием предоставляемых социологией и психологией результатов изучения поведения людей.

     Существует  множество определений  политической системы:

     Дистрибутивные  определения политической системы (Истон): «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности».

     Нормативные определения политической системы (И.Хус): комплекс, идей, принципов, законов, доктрин и т.п., формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии, формы правления.

     Институциональные определения политической системы (Ст.Колман): совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с соответствующими между ними отношениями.

     Кибернетические определения политической системы (К.Дойч): совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, определяемых уровнями тех или иных политических агентов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами, особенностями процессов переработки, передачи и хранения цепи сообщений, а также другими причинами и факторами.

     Если  Парсонс стремился создать комплексную теорию социетального действия, то анализ Истона был сфокусирован на самой политической системе, упорядоченной и развивающейся по определенным именно для нее правилам. Все остальное, с точки зрения Истона, — среда, с которой взаимодействует политическая система. Он использовал в своем политико-системном подходе понятие «черного ящика», заимствованное из системотехники.19 

       
 
 
 

Обратная  связь 
 

     Среда дает импульсы на своего рода «входе» (англ. input) в политическую систему, последняя же вырабатывает решения и реализует их, условно говоря, на «выходе» (англ. output). Таким способом политическая система обеспечивает управление обществом, что и является ее главной задачей и функцией. Кроме того, она регулирует производство и распределение социальных благ с помощью властных (прежде всего государственных) механизмов, а также упорядочивает политические отношения в обществе.

     Можно выделить два типа импульсов «входа»:

     Требования  (форма выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти):

      - касающиеся распределения благ и услуг (требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, о расширении возможностей образования и т.д.);

      - связанные с регулированием поведения (обеспечение общественной безопасности, межэтническое взаимодействие, контроль над рынками, законодательные акты в области семьи, здравоохранения…) ;

      - в сфере коммуникации и информации (утверждение соответствующих норм, информация о целях политики со стороны тех, кто ее вырабатывает, демонстрация силы и могущества политической системы в периоды опасности или во время торжеств).

     Поддержка (люди поддерживают некие цели или идеалы, борясь за них, становясь их выразителями; поддерживают соответствующие институты путем их словесной защиты: поддерживают определенных лиц, присоединяясь к ним, голосуя за них или действуя от его имени – это явная поддержка. Другой тип поддержкискрытое внутреннее поведение, умонастроение, принимающее форму отношения, предрасположенности или готовности действовать от чьего-либо имени).20

      Материальная  поддержка (выплата  налогов и других обложений) и оказание услуг системе (труд на общественных началах или служба в армии);

      Соблюдение  законов и директив;

      Участие в политической жизни (голосование, участие в политических дискуссиях и пр. формы);

      Внимание  к официальной  информации, почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике и официальным церемониям.

      Требования  и поддержка должны непрерывно поступать в систему, иначе она перестанет функционировать из-за «недогрузки». Но вместе с тем  они являются потенциальными источниками её напряженности и должны быть управляемы. Чрезмерные требования по отношению к способности системы производить соответствующий результат могут привести к её перегрузке. Высокий уровень поддержки весьма желателен для системы, так как, лишившись поддержки, она лишается основ самосохранения.

     Система отбирает, упорядочивает входящие импульсы, преобразовывая их в политические решения, которые стимулируют 4 типа действий:

      - экстракцию в форме требования возврата долга системе, оказания личных услуг или выплаты налогов;

      - регулирование поведения, которое может принимать разнообразные формы;

      - распределение товаров, услуг, возможностей, поощрений и т.д.;

      - производство символической продукции, включая утверждение ценностей, демонстрацию политических символов, заявления о политической линии.21

     Взаимодействуя  со средой, политическая система реализует  ряд функций. Существует множество подходов к определению функций политической системы. В данном случае приводится подход, предложенный в работе «Сравнительная политология сегодня: мировой обзор» (Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.).

     Предлагается  выделять три совокупности функций:

     Первая совокупность – функции процесса – различные формы активности, необходимые для выработки и осуществления политического курса в политической системе любого типа. К этой группе функций относятся:

     - артикуляция интересов - выражение властнозначимых интересов;

     - агрегация интересов - обобщение  интересов граждан и перевод  их в альтернативы общественного развития;

     - определение политического курса  – на основе обсуждения возможных  вариантов общественного развития, те, кто уполномочен принимать  политические решения, высказываются в пользу той или иной альтернативы;

     - осуществление политического курса  и вынесение судебных решений.

     Вторая  совокупность – системные функции – функции, реализация которых обеспечивает сохранение целостности и поддержание идентичности системы. К таковым относятся:

     - политическая социализация - адаптация граждан к меняющейся политической обстановке, усвоение норм, стандартов и ценностей политической культуры, формирование политически активной личности;

     - политическое рекрутирование - вовлечение граждан в политическую жизнь, отбор лиц во властные структуры;

     - политическая коммуникация –  движение информации в обществе  и внутри структур, образующих  политическую систему.

     Третья  совокупность – функции политического курса – сущностные воздействия на общество, его экономику и культуру. К функциям политического курса относятся:

     - всевозможные виды регулирования  поведения;

     - извлечение ресурсов в форме  налогов и иных обложений;

     - распределение благ и услуг  между различными группами населения.22

     Реализация  системой функций предполагает наличие структуры, под которой понимают совокупность элементов и связей между ними. Структурные элементы системы определяются в зависимости от функций реализуемых системой, однако, ряд исследователей выделяет в качестве основных шесть типов политических структур:

     - политические партии;

     - группы интересов;

     - органы законодательной власти;

     - органы исполнительной власти;

     - чиновничество;

     - суды.

     Такие структуры имеются практически  во всех современных политических системах. Однако, в разных политических системах сходные структуры могут выполнять разные функции.

Информация о работе Государство как ядро системы политической власти. Структура политической власти в России