Государство как ядро системы политической власти. Структура политической власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы локализму и хаосу. И этот «этатистско-патерналистский» порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Государство: сущность, основные признаки и типы ………………………… 4

2 Политическая власть: сущность, структура и свойства………….……………12

3. Политическая система: сущность, структура и функции. Особенности политической системы в современной России …………………………………. 17

Заключение …………………………………………….………….……………….24

Список использованной литературы ………………………………….………….25

Файлы: 1 файл

полит Лена.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Кафедра общественных наук 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине «Политология» 

Тема: «Государство как ядро системы политической власти.

Структура политической власти в России» 

              Выполнила студентка 

              4-го курса Сз 17

              Казарцева (Алексеева)

                Елена Владимировна  

              Проверила: Филимонова Н.Б 
               

Балашиха

2011 г.  
План работы

Введение  …………………………………………………………………………….3

1. Государство: сущность, основные признаки и типы ………………………… 4

2 Политическая власть: сущность, структура и свойства………….……………12

3. Политическая система: сущность, структура и функции. Особенности политической системы в современной России …………………………………. 17

Заключение  …………………………………………….………….……………….24

Список  использованной литературы ………………………………….………….25

 

Введение

      Современная Россия – сильное, надёжное и стабильное государство. Но в истории нашей  страны были моменты, когда государственная власть постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали, прежде всего, этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании европейцев.

      Этатизм: а) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; б) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества.

      Патернализм – отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.

      Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического  единства и социального порядка  в качестве антитезы локализму и  хаосу. И этот «этатистско-патерналистский» порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это — конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями.

      Эти и другие особенности государственной  власти в России определили нашу самобытность. Поэтому тема данной работы актуальна как сейчас, так и будет актуальной еще многие годы.

      К тому же социальный работник должен знать  особенности и тенденции современной  политической системы в России, так  как по профессии мы часто сотрудничаем с различными государственными структурами.

 

      1. Государство: сущность, основные признаки и типы

     В политологии существует несколько определений понятия «государства». Но, проанализировав имеющуюся в моём распоряжении литературу, считаю, что одно из лучших определений дал К.С. Гаджиев: «Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития»1.

     Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов по поводу государства, обращает на себя внимание множество теорий его происхождения. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая ( Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов2. Но в данной контрольной работе не ставится цель раскрытия их содержания, поэтому перечислю сущностные признаки государства:

     - территория: законы и правила, нормы и постановления, санкционируемые государством, действуют только на определенном пространстве, обладая соответствующими ограничениями в регулировании поведения граждан;

     - наличие особого аппарата управления, то есть особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественных отношений;

     - суверенитет: только государство может издавать законы, нормы и правила для постоянно проживающего на его территории населения, кроме того, государство обладает правом отменять решения и постановления негосударственных политических институтов и организаций, противоречащие государственным решениям. Тем самым государство устанавливает для проживающих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед нами, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством;

     - монополия на легальное применение силы, то есть на физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений;

     - монопольное право на взимание налогов, которые используются для материального поддержания социальной организации совместной жизни.

     Кроме того, авторы обязательно выделяют основные функции государства. Традиционно их подразделяются на две группы.

     Первая  группа: внутренние функции:

     - охрана правопорядка;

     - экономическая функция;

     - идеологическая функция;

     - социальная функция.

     Вторая  группа: внешние функции:

     - поддержание отношений с другими  государствами и деятельность  в международных организациях;

     - внешнеэкономическая функция;

     - военная функция: оборона собственной  территории и наступательные  действия, обеспечивающие интересы совершающего их государства.

     Форма государствавнутренняя структура государства, взаимоотношения между различными его органами, особенности формирования этих органов, его территориальная организация.3

     Форма правления определяет порядок формирования высших органов власти и взаимоотношения между ними.

     Выделяют  две основные формы правления  – монархия и республика.

     Монархияформа правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена в руках единоличного правителя – монарха. Власть обычно передается в порядке наследования4.

     Монархии  бывают:

     Абсолютные – монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. К таким государствам относятся: монархии (Бутан, Саудовская Аравия, Свазиленд и Тонга), султанаты (Бруней и Оман), шейхства и эмираты (Катар и Объединенные Арабские Эмираты), а также папство в Риме.

     Ограниченные – ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными органами.

     По  степени и характеру ограничений монархии подразделяются на:

     Дуалистические – монарху принадлежит вся полнота исполнительной власти, однако существует и парламент, который издает законы, принимает бюджет. Монарх сохраняет за собой право смещать и назначать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании, Бахрейне, Кувейте.

     Парламентарные – монархи в основном обладают представительскими функциями, символизируя традиционное единство государства. За монархом сохраняются определенные полномочия, но они либо носят резервный характер, либо монарх пользуется ими по инициативе правительства. К таковым монархиям относятся Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Япония и другие.

     Республикаформа правления, при которой высшие органы власти избираются гражданами.5

     Республики  бывают:

     Парламентские

     Парламентская форма правления характеризуется существенными особенностями:

     1. Полномочия главы государства отделены от полномочий главы правительства, а также от политиков, представляющих отдельные партии, функционирующие преимущественно как патриотические и церемониальные средоточия нации.

     2. Глава государства избирается  либо членами парламента, либо  коллегией выборщиков, в которую входит не менее половины членов парламента.

     3. Выборы одновременно решают вопрос  о составе парламента и правительства.

     4. Органы исполнительной власти  формируются законодательным собранием и непосредственно подчинены ему. Кроме того, срок их функционирования также зависит от поддержки собрания или парламента. Другими словами, парламент может объявить вотум недоверия правительству в результате изменения структуры органов исполнительной власти или всеобщих выборов.

     В настоящие время 25 государств с республиканской формой правления можно отнести к парламентским республикам.

     Президентские

     Президентская форма правления характеризуется существенными особенностями:

     1. Соблюдается строгое разграничение  исполнительной, законодательной и судебной власти.

     2. Президенты избираются на определенный  срок для выполнения дуалистической роли главы государства и главы правительства.

     3. Президент и парламент избираются  отдельно.

     4. Статус президента сохраняется  за ним в течение определенного срока, если он не совершит серьезного проступка, противоречащего конституции.  Президент США, например, не может быть отстранен от должности Конгрессом иначе, чем в порядке импичмента. Однако в рамках президентской республики президент не может распустить парламент.

     5. Президент осуществляет руководство  страной совместно с кабинетом, который является консультативным органом и состоит из назначаемых президентом должностных лиц, подотчетных непосредственно ему.

     Смешанные формы:

     Соединяют характеристики президентской и парламентской республик. Так, например, в Российской Федерации президент и парламент избираются раздельно, однако президент не является главой правительства, он может при соблюдении определенных норм и в особо оговоренных случаях распустить легислатуру и назначить новые выборы, у президента есть право законодательной инициативы.

     Форма государственного устройстваполитико-территориальная организация государства. Выделяют следующие формы организации государства:

     Унитарное - это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. 6

Информация о работе Государство как ядро системы политической власти. Структура политической власти в России