Государство и молодёжные организации. Место молодёжных организаций в системе российских общественных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 03:28, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество изобилует плюрализмом взглядов, причём не только политических, но взглядов, направленных на различные отрасли жизнедеятельности нашей страны. Менталитет нашего государства таков, что право на свободу слова, провозглашённое Конституцией РФ не только принимается как должное, но и активно применяется на практике.

Оглавление

Введение.

1. Государство и молодёжные организации.

1.1. Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение.

1.2.Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации.

1.3.Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе.

2. Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере города Москвы.

3. Особенности молодёжных организаций и их классификация.

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

Министерство  образования Московской области

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет 
 
Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Конституционное  право» 
на тему: 
«Государство и молодёжные организации. Место молодёжных организаций в системе российских общественных организаций.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение.

1. Государство и  молодёжные организации.

    1.1. Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение.

     1.2.Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации.

      1.3.Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе. 

2.  Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере города Москвы.

3.   Особенности молодёжных организаций и их классификация. 

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Современное российское общество изобилует плюрализмом  взглядов, причём не только политических, но взглядов, направленных на различные  отрасли жизнедеятельности нашей  страны.  Менталитет нашего государства  таков, что право на свободу слова, провозглашённое Конституцией РФ не только принимается как должное, но и активно применяется на практике. А поскольку оно позволяет не просто открыто высказывать своё мнение и говорить о своих предпочтениях в том или ином вопросе, на его основе появляется следующий правовой принцип - право на свободные объединения. Следовательно, мнение граждан в отношении самых разнообразных аспектов жизнедеятельности нашей страны не останавливается на уровне свободного неформального общения. Оно может быть вынесено как лозунг общественного объединения, может являться первоисточником и основой формулировки целей и задач той или иной организации. Поэтому огромное изобилие мнений в современной России порождает множество общественных организаций, призванных выражать интересы тех или иных социальных групп граждан. В том числе молодёжных.

Говоря  о сегодняшней молодёжи важно  отметить, что её составляют в основном так называемые «дети 90-х»- граждане, формировавшие взгляды на жизнь, получившие своё воспитание и сформировавшие свою гражданскую позицию в годы постсоветского периода. Так как это было, в целом, сложное время для нашей страны и в обществе царила атмосфера хаоса, вполне объективно, что это вылилось в разрозненность мнений, целей и человеческих ресурсов, что на сегодняшний день ярко выражено в обилии молодёжных общественных движений и организаций, часто схожих по характеру и целям, но принципиально придерживающихся своих доктрин, порой ведущих «информационные сражения» за человеческие ресурсы, и иногда даже ведущих информационную войну друг против друга.

Поскольку в настоящий момент в сфере  молодёжных объединений существует масса противоречий, в своей работе я постараюсь максимально объективно и эффективно провести классификацию  молодёжных организаций, а также  определить место и роль молодёжной организации в системе российских общественных организаций. 
 

1.Государство и молодёжные организации. 

1.1.Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение.

Молодёжным  организациям принадлежит особое место  в политической системе общества, которая представляет собой совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Особое  внимание государства уделяется  молодым гражданам и молодежным объединениям. Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению  к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН). В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация  о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным  годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих  последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики –  рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.

Представляется, что реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего  субъектами реализации, самого понятия  «молодежная политика». Само понятие  «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством».

Таким образом, понятие «политика» является родовым по отношению к понятию  «молодежная политика». В свою очередь  молодежная политика — это сложная, многогранная система отношений. Возникает  еще один вопрос, касающийся понятия  «молодежи».

В настоящее  время понятие «молодежь», используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных компонентов  и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт (ресурс или  проблема). Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяются в интервале  от 13-14 до 29-30 лет.

Согласно  действующим в Российской Федерации  нормативным документам, молодежь –  это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Нижняя  возрастная граница определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя  граница определяется достижением  экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

При этом следует отметить, что молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет. Молодежь – это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.

Приведём  ряд определений молодёжи и её задач, прозвучавших из уст учёных и  известных деятелей.

«Молодежь – это один из скрытых ресурсов общества, и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность», - считал К.Мангейм. Он выделял два типа общества в зависимости от того, в какой степени данные общества опираются на молодежь: статичные и динамические. Статичные общества опираются главным образом на опыт старших поколений и, следовательно, развиваются постепенно при медленном типе изменений. Динамические же, напротив, стремятся к новым возможностям, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития.

В.И. Ленин  видел задачу молодежи в строительстве  нового коммунистического общества путем учебы и активной общественной жизни.

По мнению профессора Скробова А.П., «государственная молодежная политика – это деятельность государства по выработке доктрины, концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности (гарантий) молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с коренными интересами, склонностями, физическими возможностями и с учетом интересов реформирующегося общества, его прогресса».

Государство должно играть главенствующую роль в  формировании молодежной политики и  регулировании деятельности молодежных организаций, поскольку социальное предназначение государства как  раз и заключается в том, что  оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить  обществу. «Государство – это исторически  сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом». Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального  регулирования. Управленческие акты государства  обладают приоритетом перед предписаниями  любых социальных объединений и  обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой.

Взаимосвязи государства и социальных объединений  достаточно многообразны. В соответствии с законодательством государство  осуществляет «контроль за деятельностью политических партий и иных общественных организаций; нормативно определяет содержание права граждан на объединение, основные гарантии этого права, определяет статус общественных объединений, основания, порядок их создания, деятельности и реорганизации и (или) ликвидации».

По моему  мнению, понятие государственной молодежной политики можно коротко сформулировать следующим образом – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.  

1.2.Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации.

Далее следует провести обзор нормативно-правовой документов, охватывающей деятельность молодёжных организаций и политику, осуществляемую государством в направлении их развития.

В законодательстве Российской Федерации по данным вопросам можно выделить несколько уровней:

• Конституция  РФ – содержит общие положения, применяемые  при решении вопросов разработки и применения молодежной политики, а также фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных организаций, в т.ч. и  молодежных. В то же время, Конституция  напрямую не обозначает молодежную политику в качестве предмета своего ведения, в ней отсутствует само понятие  «молодежная политика»;

• федеральные  законы, рассматривающие вопросы  молодежной политики и регулирования  основ деятельности молодежных объединений.

Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной  политики в отношении молодежи отсутствует, но действует, в частности, федеральный  закон от 28.06.1998г. № 98-ФЗ «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений»;

• законодательство, регламентирующее вопросы создания и деятельности молодежных организаций: специальный законодательный акт  отсутствует, применению подлежат преимущественно  общие положения законодательства РФ, регламентирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений  – Гражданский кодекс РФ, федеральный  закон «Об общественных объединениях», федеральный закон «О некоммерческих организациях», федеральный закон  «О профсоюзах, их правах и гарантиях  деятельности» и ряд других законов;

• законодательные  акты различной отраслевой принадлежности, содержащие положения, связанные с  государственной молодежной политикой  – законодательство об образовании, о труде, социальной защите, жилищное и семейное законодательство;

• акты международного сотрудничества, межправительственные соглашения;

• указы  и распоряжения Президента РФ;

• нормативные  правовые акты Правительства РФ. К  ним относятся:

- постановления  по отдельным вопросам государственной  молодежной политики (социальная  защита, образование, патриотическое  воспитание, обеспечение жильем  и т.д.), например, Государственная  программа «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации  на 2006-2010 годы», принятая Постановлением  Правительства РФ от 11.07.2005 № 422; «Стратегия государственной молодёжной  политики в Российской Федерации» (введена в действие распоряжением  Правительства РФ № 1760-р от 18 декабря 2006 г.);

- федеральные  целевые программы. Например, до 2006 г. действовали федеральные  целевые программы «Молодежь  России: 1998-2000 гг.», «Молодежь России: 2001-2005 гг.» (была утверждена Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2000 г. №  1015);

• нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

• региональные нормативно-правовые акты. Нужно отметить, что большинство субъектов РФ, не дожидаясь федеральной инициативы, приняли свои законы о молодежной политике. Например, в Москве действует Закон города Москвы «О молодежи» от 28 января 2004 г. (с изменениями от 26.11.2006); 11 сентября 2007 г. принято Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) (аналогичные программы действовали на периоды 2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.), аналогичные законы и программы действуют в целом ряде субъектов РФ. 

Информация о работе Государство и молодёжные организации. Место молодёжных организаций в системе российских общественных организаций