Федеративное устройство США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 01:08, доклад

Краткое описание

Центральные элементы американского федерализма.

Файлы: 1 файл

Федеративное устройство США.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

     Федеративное  устройство США

     Классический  федерализм в Северной Америке, построенный  на симметрии конституционного статуса  субъектов Федерации, имеет более  чем двухсотлетнюю историю. Отцы-основатели американской национальной государственности, преобразуя конфедерацию в федерацию, основанием будущего государственного устройства усматривали максимальную интеграцию самостоятельных частей государства на основе принципа «дискреционного надзора», предполагающего, в частности, что активными участниками федеративных отношений должны быть не только штаты, но и в некоторых случаях граждане.

     Центральным элементом американского федерализма  являются правомочия отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику, а также воздействовать на центральные (федеральные) органы государственной власти.

     Американская  федерация состоит из 50 штатов и  федерального округа Колумбия. Под  суверенитетом США находятся  зависимые территории, имеющие особый статус.

     При анализе американского федерализма необходимо учитывать императивный характер принципов и требований, обеспечивающих эффективное функционирование этой формы государственного строительства. К таким традиционным чертам относятся:

     -- безусловный приоритет федеральной  Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов;

     -- наличие двух уровней управления (Федерации и ее субъектов), обеспечение  распределения для каждого из  этих уровней финансовых годовых  доходов;

     -- одинаковый равноправный конституционный  статус субъектов Федерации (отсутствие официальной классификации штатов в соответствии с их национальным составом или экономическим потенциалом);

     -- четкое разграничение полномочий  между центром и штатами (в  основном в законодательной сфере,  где компетенция

     Федерации сформулирована в виде конкретных полномочий Конгресса). Причем полномочия Федерации имеют исключительный характер, а полномочия штатов - остаточный: это вопросы принятия собственной конституции, определения региональной системы органов государственной власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов в Конституции специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению Федерации.

     Конституция США предполагает правовую возможность путем издания обычного закона Конгрессом расширять конституционно установленный круг предметов, находящихся в исключительном ведении что неоднократно использовалось в американской политической практике;

     -- конституционные гарантии территориальной  целостности Федерации (отсутствие  в Конституции права на сецессию (от лат. secessio -- уход), т. е. на  выход штата из состава Федерации), подтвержденные несколькими решениями  Верховного суда США; отнесение  решения всех вопросов, касающихся защиты целостности государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, исключительно к подведомственности Федерации: только американский Конгресс имеет право набирать и содержать армию, флот, издавать правила по управлению и организации вооруженных сил, объявлять войну, определять порядок призыва на службу в милицию для обеспечения законов центра, подавления восстаний и отражения вторжения противника.

     Вместе  с тем имеются определенные особенности  в государственном устройстве США, обусловленные историческими, географическими, этническими и иными факторами:

     -- выделен особый регион -- федеральный  округ Колумбия, имеющий специальный  статус столичного округа, в отношении  которого согласно Конституции  Конгресс имеет исключительные законодательные полномочия. Такое выделение статуса объясняется месторасположением правительства и его органов и соответственно сосредоточением важнейших финансовых и административных ресурсов, что безусловно ставит эту территорию в особое положение;

     -- присутствует достаточно широкий  круг полномочий штатов в сфере  собственной внутренней политики (штаты сами определяют свой  электорат, устанавливают обязательные  требования прохождения партийных  кандидатов на государственные  посты через праймэриз (первичные выборы); отдельно субъекты вправе создавать однопалатный парламент (штат Небраска), могут принимать законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются); отдельные штаты правомочны принимать законы о проведении петиционных референдумов);

     -- судебная система включает федеральные  суды и суды штатов;

     -- установлен особый статус для  неинкорпорированных территорий (Пуэрто-Рико, Гуам, Микронезия, Виргинские острова,  Восточное Самоа и т. д.). При этом следует учитывать, что, имея статус ассоциированных государств, в Конституции США они не определяются как субъекты Федерации: эти так называемые «примыкающие (ассоциированные)» территории, как правило, имеют совещательный голос при принятии решений и в принципе могут прекратить или приостановить свои привилегированные отношения с Вашингтоном. 

Информация о работе Федеративное устройство США