Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:11, шпаргалка
История развития политологии делится на 3 этапа:
1.Философский. (до середины 19 века, Аристотель основатель политической науки)
Древний мир. Известные труды: «Политика» Аристотель, «Государство» Платон, Цицерон
Средневековье. Аврелий Августин «О граде Божьем», Фома Аквинский, Макиавелли «Государь». Отказ от взгляда на политику как на предмет Божественного провидения, власть монарха рассматривается как целиком человеческое явление
Новое время. Гоббс «Левиафан», труды социалистов утопистов
2. Эмпирический. Середа 19 века – 1945 год. Изучение научными методоми. Движение марксизм. 20-30 годы центр политологии США. Начинается преподавание политической науки. 19 век социальные концепции Макса Вебера. Как учебная дисциплина в 1857, когда в колумбийском университете была открыта кафедра политологический науки.
3. Период рефлексии.1945 год до наших дней. В1948 году под эгидой ЮНЕСКО был создан межд. коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политологической науки.
В России.
До октября 1917 года происходило её становление, которое было прервано большевистской революцией. В эти годы исследования проводились только в рамках научного коммунизма, которая интерпретировалась как социально политическая теория коммунистической формации.
Как научная дисциплина была введена лишь в 1989 году профессором Фадеевым в ЛГГУ.
1) Политико-правовая профамма Вольтера
Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер
Остро критический насфой, осмсяиис и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает
Л
эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие - пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.
Вольтер рассматривал католическую церковь как главный тормоз всякого прогресса. Он разоблачил и высмеивал догматы церкви, жалкую схоластику, которую духовенство преподносило народу.
Вольтер - сторонник рационалистической религии. Он признавал бога как некоторую первопричину мира (деизм) и считал, что что допущение не противоречит научной мысли, научному исследованию.
Вольтер пользовался
для критики.существующего
Коита Вольтер говорил о равенстве, он имел в виде формальное равенство перед законом, то есть отмену феодальных привилегий и установление равной для всех гражданской правоспособнос ти, но отнюдь не равенство общественного положения.
Вольтер предвосхищал буржуазные общест венные порядки, которые должны были сменить крепостничество, тормозившее дальнейшее экономическое развитие Франции.
Вольтер отражал позиции той части французской буржуазии, которая не претендовала на власть, а выдвигала лишь требования о реформах и гарантиях, готовая ограничиться программой «просвещенного» абсолютизма.
Вольтер - сторонник «просвещенного» абсолютизма. Он считал, что «просвещенный» король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ.
Однако, первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.
Вольтер был убеждён в том. что политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорил свысока, обнаруживая полное неверие в силы и способности народа
Основываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом ндсатьные сто представления о государст ве и праве. Основная мысль состоит в том. что только установление государства политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать, с точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного состояния в гражданское.
В своей идеализированной
конструкции народного
В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами Эту власть, направляемую обшей волей, он и именует суверенитетом.
Обязательства,
связывающие людей с
С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения Ру ссо о том. что суверенитет неотчуждаем и неделим.
7.Формаииоппая теория марксистов. Учение К Маркса и Ф.Энгельса о политике.
Карл Маркс (1818-1885 гг.). V —-
Концепция политической сферы в учении базируется на след. предпосылках:
Вопрос 8. Современные западные наш i ические теории
I) J (еолиберадизм и консерватизм
Как идейные
движения неолиберализм и современный
консерватизм зародились на исходе XIX
в
Идеологи неолиберализма (Дж. Кейис. А. Хансен. Дж. Гэлбрейт и др.) выражают взгляды реформистски настроенных слоев общества - крупных промышленников, связанных с государственным сектором экономики, высшего чиновничества, а также значительной части интеллигенции. Неолибералы привержены идеям расширения государственною воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развит ия производства. -кейнсиапство
а) Кейнс не занимался специально проблемами государства и права, разработанная им профамма оказала непосредственное влияние на политическую практику и законодательство. ГГосле второй мировой войны во многих странах Западной Европы были проведены реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в экономике, повышение уровня занятости населения и погребительского спроса. Кейнсианекий принцип стимулирования занятости как постоянной функции государства закреплен в Конституции Нидерландов 1983 г.. в законодательных акгах других высокоразвитых стран.
Современные консерваторы (Ф фон Хайек. И. Кристол, М. Фридман). Роль государственной власти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка. Современному плюралистическому обществу, согласно его концепции, соответствует лишь государство, основанное на принципах верховенства права (Rule of I aw). Государственная влаегь внутри страны имеет только одну задачу - обеспечить соблюдение всеми фажданами общих правил поведения, т.е. поддерживать правопорядок.
С' развернутым обоснованием идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки (1893- 1950 гг.) - видный деятель и теоретик лейбористской партии Великобритании. Он сформулировал такие понятия, как плюралистическая теория государства и политический плюрализм, которые были восприняты последующими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее наименований
По учению Ласки, современный тип государства зародился в эпоху Реформации, когда светские правители, одержав победу над церковью, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. В дальнейшем, по мере утверждения капитализма государственная власть подверглась бюрокраппацин и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую интересы частных собс твенников. Ласки называл такое государство монистическим. 11редсгавительные учреждения (парламент и органы местного самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они включены в единую систему институтов, защищающих обладателей собственност и. В странах парламентской демократии, писал Ласки, избирательные права рабочих имеют декларативный, форматьный характер
Идеи государства
благоденствия и сам этот термин
впервые появились в
Теория "демократического
социализма", окончательно сформировавшаяся
после второй мировой войны, стала
официальной теорией многих еоциатисгических
и социал-демократических
Идейные истоки ее лежат в политических взглядах Э. Бернш гейна
Авторы теории
"демократического социализма" исходили
из того, что предсказание Маркса и
вслед за ним Ленина об обострении
классовой борьбы и принятии ею революционных
форм, их представления о государстве
как организации
Вопрос ^Политическая влаегь: понятие, ресурсы функции. Принципы легитимности п разделения властей
Полит ическая класт ь — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества. исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
<Q
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, ДЕНЬГИ, ПЛОДОРОДНЫЕ ЗЕМЛИ, ПО ЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И Т.П
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ПРИНУЖДЕНИЯ (ПОЛИЦИЯ, АРМИЯ, ТЮРЬМЫ И Т.Д.), ВОЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРГИЙ И ДВИЖЕНИЙ, ВООРУЖЕННЫЕ ОТРЯДЫ НА СЛУЖБЕ У ЧАСТНЫХ ЛИЦ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ
£
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ. КОНТРОЛЬ НАД СРЕДСТВАМИ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
-JL
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ЛЮДИ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕСУРС. СОЗДАЮЩИЙ ДРУГИЕ РЕСУРСЫ, КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО НАСЕЛЕ НИ Я
J
СОЦИАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШАТЬ