Американская политология ХХ века: Г. Моргентау та його концепции внешней политики и международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:16, реферат

Краткое описание

Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны.

Оглавление

Введение______________________________________________________2
1 Основные идеи и направления американской политической социологии ХХ века______________________________________________________3
1.1 Бихевиористская методология в американской политологии ______3
1.2 Функционализм и системный анализ как теоритические подходы в политической социологии ХХ века ________________________________5
2 Концепции внешней политики и международных отношений Ганса Моргентау ____________________________________________________8
Выводы______________________________________________________21
Список использованой литературы________________________________22

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

       Рассмотрим более подробно выделенные  Моргентау типы внешней политики. Политика сохранения Status Quo в международных  отношениях ориентирована на  поддержание сложившегося баланса  сил. Моргентау проводит здесь  аналогию с консервативной внутренней  политикой. Главная черта этого  типа внешней политики - поддержание  тех мирных договоренностей, которые  были заключены после последней  "большой" войны в регионе.  Пример: доктрина Монро как стратегия  внешней политики США. Президент  Монро в ежегодном послании  Конгрессу в декабре 1823 г. обрисовал  два основных принципа внешней  политики США: 

      1. Независимость внешней политики  США от позиции европейских  государств.

      2. Противодействие со стороны  США любым попыткам изменить  сложившийся расклад мировых  сил. 

     Второй  тип внешней политики - политика империализма. Моргентау не дает собственного определения империализма и, по сути дела, использует марксистский подход. По мнению Моргентау, в конце XIX-начале XX в. наибольшее распространение получили теории экономической интерпретации  международных отношений. Моргентау  ссылается на Шумпетера, который  признавал экономизм марксистской теории.

       Моргентау выделил причины проведения  империалистической политики на  международной арене. 

       Когда государство находится  в состоянии войны и переходит  к заключительной ее стадии  в роли победителя, его внешняя  политика будет нацелена на  изменение довоенных международных  отношений. Даже война, которая  победителем была начата как  оборонительная, первоначально нацеленная  на сохранение суверенитета страны  и восстановление довоенных международных  отношений, превращает внешнюю  политику государства-победителя  в империалистическую.

       Другая типичная возможность  проведения империалистической  политики - существование слабых  государств или, как пишет Моргентау, "политически пустых пространств". Это ситуация, когда появляется  возможность колониального империализма  либо возникновения единых федеративных  государств (при утрате суверенитета  некоторыми нациями).

       После рассмотрения типичных  ситуаций, когда возможна империалистическая  внешняя политика, Моргентау уделяет  внимание изучению целей этой  внешнеполитической ориентации. Первая  цель - это мировое господство  и доминирование. Вторая - гегемония  в масштабах континента. Третья - локальное превосходство или  региональное доминирование.

       Империалистическая внешняя политика  основана на использовании трех  методов: военного, экономического  и культурного экспансионизма. Военный  империализм - наиболее очевидная и древняя форма империализма - это вооруженный захват. "Великие преобразователи всех времен были также великими захватчиками", - писал Моргентау.

       Экономический империализм является  рациональным методом завоевания  власти, продуктом империалистической  эпохи. Если государство не  может захватить территорию (по  различным причинам), то оно может  попытаться установить влияние  посредством контроля над теми, кто управляет территорией. Пример, приводимый Моргентау в данном  случае, весьма показателен. Страны  Центральной Америки являются  суверенными государствами. Однако, несмотря на наличие всех атрибутов  суверенитета, в реальности они  таковыми не являются и почти  полностью зависят от экспорта  в США. Следовательно, эти государства  не способны проводить внешнюю  либо внутреннюю политику, которая  была бы полностью независима  от позиции США. 

       Природа экономического империализма, как непрямого и весьма эффективного  метода завоевания доминирования  над другими нациями, наиболее  ярко очерчена в случаях столкновения  двух крупных держав. Многовековое  соперничество между Великобританией  и Россией за влияние на  Иран (Персию) - хороший тому пример. Обе страны пытались оказывать  влияние на иранское правительство,  будь то в вопросах нефтедобычи  либо в сфере строительства  дороги в Индию. 

       Культурный империализм Моргентау  называет наиболее эффективной  разновидностью из всех империалистических  методов построения внешней политики, поскольку его целью является  контроль над умами, над сознанием.  Такой контроль, безусловно, является  инструментом изменения властных  отношений на международном уровне. "Методы культурного империализма  позволяют одержать столь убедительную  победу, что делают другие методы  избыточными. Роль культурного  империализма в современные времена  важна в связи с возможностью  подготовить почву для военного  захвата либо экономического  воздействия. Типичный пример  использования этого метода - поддержка  пятой колонны в государстве  - субъекте воздействия".

     По  сути дела, Моргентау объединил культурное воздействие с идеологическим влиянием. Он писал: "Техника культурного  империализма с наибольшим успехом  использовалась тоталитаристами и  стала эффективным политическим оружием посредством создания пятых  колонн".

       Яркий пример - операция нацистов  по созданию пятой колонны  в Австрии накануне Второй  мировой войны. Как результат  - в 1938 г. пронацистское правительство  Австрии приветствовало германские  войска. Успех использования этого  метода был значительным также  во Франции и Норвегии, где  наиболее влиятельные граждане  стали "Quislings", т. е. приняли  нацистское мировоззрение. 

       Моргентау признает, что определение  внешней политики какого-либо  государства как империалистической  сталкивается с рядом сложностей, связанных с факторами идеологической  борьбы, а также нежеланием любого  государства признать, что его  внешняя политика может быть  названа империалистической.

       В качестве третьей модели  внешней политики Моргентау выделил  политику престижа (policy of prestige). Политика  престижа - это третья разновидность  внешней политики, основанной на  силе. Внешняя политика престижа  является рафинированной аристократической  формой социального общения, используемой  дипломатическим миром. Чаще всего  политика престижа - это один из  инструментов реализации либо  политики Status Quo, либо империалистической  политики. Здесь вновь проявляется  тот факт, что внешняя и внутренняя  политика государства - это лишь  две стороны одного явления.  В обеих сферах действует фактор  стремления к социальному признанию,  которое является стимулятором  развития социально-политических  отношений и институтов. "Отражение  действий государства либо политика  в "зеркале", каковым является  общественное сознание, и есть  престиж". Престиж - это репутация,  авторитет власти. Цель политики  престижа - создание внешнеполитического  имиджа, репутации государства - может быть реализована посредством  дипломатии либо демонстрации  военной силы.

       Оценивая значение дипломатии, Моргентау  пишет, что уважение и почести,  оказываемые дипломатам, отражают  отношение к государствам, ими  представленным. Он приводит пример, что в период вступления Теодора Рузвельта на президентский пост все дипломатические представители (лица) были приняты одновременно для вручения поздравлений президенту. Президент Тафт изменил этот порядок и приказал принимать послов и министров отдельно. Однако испанский посланник не был об этом проинформирован и 1 января 1910 г. явился на торжество в Белый Дом. Ему было отказано в приеме. Далее события развивались так: испанское правительство отозвало своего представителя и выразило протест США.

       В 1946 г. в Париже на торжестве  по поводу победы, министр иностранных  дел СССР получил место во  втором ряду, тогда как представители  других мировых держав сидели  в первом. В знак протеста он  покинул церемонию. 

       Другой стороной политики престижа  является демонстрация военной  силы. К примеру, на военные  маневры часто приглашаются представители  других государств для демонстрации  им новейших военно-технических  достижений и мощи государства.  Крайней формой этой разновидности  внешней политики является частичная  или всеобщая мобилизация. Примеры:  в 1914 г. вслед за мобилизацией  армий в Австрии, Германии, Франции  Россия также провела мобилизацию  своих вооруженных сил. 

       Функции, которые выполняет политика  престижа, произрастают из самой  природы международных отношений,  ведь внешняя политика любого  государства всегда есть результат  того, как она оценивается международным  сообществом и отдельными странами. К примеру, внешняя политика  США основана на оценке (evaluation) ее веса и значения в сравнении  с внешней политикой других  мировых держав и всех стран  мирового сообщества. Функцией политики  престижа является воздействие  на подобные оценки, стремление  их укрепить либо изменить. Например, США могут таким образом повлиять  на страны Латинской Америки,  что убедят их в том, что  доминирование США в этом регионе  непоколебимо. Следовательно, сохранение  отношений Status Quo в Западном полушарии  обеспечено престижем и мощью  США. 

       Часто стремление к завоеванию  международного престижа превращается  в простой блеф. Моргентау и  это свое положение подкрепляет  историческим примером. В начале Второй мировой войны США по своему потенциалу были наиболее мощным государством на земле и открыто стали в оппозицию германскому и японскому империализму. Но США никогда не демонстрировали своей военной мощи, поэтому Германия и Япония действовали так, как будто государство - мировой лидер (first-rate power) не существовало вовсе. Таким образом репутация, престиж США как государства, обладающего мощной военной машиной, были низкими в глазах Германии и Японии. Еще в 1934 г. Гитлер заявлял, что американцы - это не солдаты, что второсортность и упадок Нового Света наиболее очевидны в его военной несостоятельности. Агрессоры посчитали, что нападение на Перл Харбор станет для США предостережением от вступления в войну и, таким образом, США не смогут повлиять на результаты войны.

       Моргентау заключает, что стремление  убедить весь мир в том, что  государство обладает достаточным  могуществом, престижем, авторитетом,  является основной задачей мудрой, взвешенной политики престижа.

       Итак, Моргентау в качестве базовых  принципов политического реализма  исходит: 

      1. Из понимания вероятностного  характера политической деятельности  в сфере международных отношений. 

      2. Выделения национальных интересов  как основы внешней политики  любого государства (понятие национальных  интересов трактуется в терминах  силы, могущества).

      3. Стремления избежать психологизма: объектом исследования теории  международных отношений являются  не намерения и мотивы государственных  деятелей, а их реальные действия.

      4. Динамического понимания национальных  интересов как зависимых от  исторического периода, политического  и культурного контекста. 

      5. Принципа политического благоразумия  и этики ответственности как  основы моральной внешней политики.

      6. Определения международных отношений  как борьбы за власть и влияние  на международной арене. 

       Сторонники концепции политического  реализма считают, что главной  движущей силой в сфере международных  отношений выступают национальные  интересы, а сама эта сфера  характеризуется "плюрализмом  суверенитетов". Регулятором международной  политики выступает сила и  баланс сил. 

 

     

     ВЫВОДЫ 

     Говоря  о развитии политической науки, следует  отметить, что в 30-е и 40-е годы преобладающим  в западной политологии было американское влияние. В конце 40-х – начале 50-х годов в США развернулась так называемая бихевиористская  революция в социальных науках, в  том числе в политологии. Изучая поведение индивида, бихевиоризм  широко использовал эмпирические методы анализа. Американским ученым принадлежит  заслуга разработки системного и  структурно-функционального анализа  политических феноменов, политико-культурного  подхода, сравнительной политологии  и политического реализма.

Информация о работе Американская политология ХХ века: Г. Моргентау та його концепции внешней политики и международных отношений