Американская политология ХХ века: Г. Моргентау та його концепции внешней политики и международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:16, реферат

Краткое описание

Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны.

Оглавление

Введение______________________________________________________2
1 Основные идеи и направления американской политической социологии ХХ века______________________________________________________3
1.1 Бихевиористская методология в американской политологии ______3
1.2 Функционализм и системный анализ как теоритические подходы в политической социологии ХХ века ________________________________5
2 Концепции внешней политики и международных отношений Ганса Моргентау ____________________________________________________8
Выводы______________________________________________________21
Список использованой литературы________________________________22

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

     ПЛАН 

    Введение______________________________________________________2

    1 Основные идеи и направления американской политической социологии  ХХ   века______________________________________________________3

        1.1 Бихевиористская методология в американской политологии ______3

        1.2 Функционализм и системный анализ как теоритические подходы в политической социологии ХХ века ________________________________5

    2 Концепции внешней политики и международных отношений Ганса       Моргентау ____________________________________________________8

    Выводы______________________________________________________21

    Список  использованой литературы________________________________22 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны.

     Формирование  политической науки определялось рядом  факторов. Важнейшим объективным  из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь, такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе,  расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей.

     Другой  посылкой развития политологии стало  то, что в начале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов запада не было единогласия, каждый пытался найти собственные методы решения этой проблемы. О том какие теории появились в указанный период и какое влияние они оказали на последующие развитие политологической науки и рассказывает представленная работа.

 

     

     1 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ  АМЕРИКАНСКОЙ

     ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ XX ВЕКА

     1.1 Бихевиористская методология в американской политологии 

     Становление политической науки было самым тесным образом связано с развитием социологии. Например, в США, где наиболее интенсивно формировалась новая область политического знания, этот процесс происходил в русле социологического позитивизма. Основополагающий принцип последнего — требование разграничения фактов и ценностей, научной истины и идеологических определений — послужило несомненным стимулом познания сложной. многогранной политической реальности.

     В условиях перестройки политической, социальной и экономической структуры американского общества, связанной с великой депрессией и Новым курсом, движимые стремлением связать научность политологии с ее способностью служить демократическим ценностям, американские политологи обратили внимание на эмпирический подход к анализу деятельности государственных, правительственных и иных политических институтов. В русле этой тенденции зарождается бихевиоральное направление политических исследований. Суть его — изучение поведения заинтересованных групп в политическом процессе. Наиболее видными представителями были Г. Мерриам и Г. Лассуэл.

     Бихевиорализм возник на волне резкой критики отвлеченных  политических доктрин и стремления расширить и обогатить поле научных  исследований исторической реальности. Бихевиористская методология противостояла марксистской, отдающей предпочтение глобальному и классовому подходам.

     В поле зрения исследователей-бихевиоралистов  в первую очередь оказались неформальные, скрытые структуры власти: группы давления на правительство, пропагандистские центры, мафиозные группировки.

     Методологическим  стал принцип эмпирического редукционизма, заимствованного из философии неопозитивизма, которая строится на признании предметной областью научного анализа эмпирических достоверных фактов политического поведения индивидов. Согласно данному принципу научный смысл имеют только те положения, которые эмпирически верифицируются (подтверждаются). Все остальное: абстрактные теории, понятия о сущности политики, власти и т. д. — не имеют научной ценности и выходят за пределы научного исследования. Главными инструментами исследования признаются интервью и статистические методы.

     Бихевиорализм вызвал интерес тем, что отвергая отвлеченные рассуждения о политике и власти, ориентировался на получение конкретного знания о политическом поведении людей. Причем знания, по словам его последователей, нейтрального, поскольку политическая сторона поведения человека рассматривалась как естественное свойство людей, независимое от социально-классовых интересов. Например, политическая власть трактовалась в духе Ницше: в виде присущего человеческой природе признака, даже его инстинкта.

     Бихевиористская методология ложилась на благодатную почву критики авторитарных и тоталитарных режимов, основывающихся на концепциях надличностного государственного или партийного интереса, на догме полного подчинения личности государству, системе.

     Золотой век бихевиорализма приходился на 50-е  гг., но постепенно его распространение и влияние снижалось. Тем не менее, по словам К.Бейме, в США и сейчас около половины политологов — сторонники бихевиорализма. И все же голый эмпиризм перестал удовлетворять многих политологов. Претендуя на создание нейтральной науки, совершенствуя софистические инструменты анализа, бихевиорализм замкнулся на описании фактов. В действительности он скрывал суровую политическую реальность и маскировал «идеологию социального консерватизма».

     Критика бихевиорализма и позитивизма привела  к формированию новых течений: постбихевиорализма и постпозитивизма. В их содержании — разработка политических теорий и моделей, поиск срочных решений неотложных проблем современности.

 

     

     1.2 Функционализм и системный анализ  как теоритические подходы в  политической социологии ХХ века 

     В рамках постбихевиоралистского периода формируются и получают развитие такие типы политического исследования, как функционализм и системный анализ. Т. Парсонс, как основоположник структурного функционализма, выступил инициатором разработки концептуального и теоретического аппарата социологии и политологии. Свое главное внимание американский социолог уделяет анализу функционирования политических систем, стремясь соединить функциональный подход с системным.

     При этом Т. Парсонс рассматривает политику как параллельно существующую с экономикой подсистему общества, считает ее инструментальным аспектом социальной организации.

     Функциональный  анализ — одна из современных методологий  в политической науке. Он включает изучение функциональных зависимостей элементов  политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д. Исследователи отмечают и ограниченность методологии функционализма, которая слишком абстрактна и мало помогает в объяснении конкретных явлений. Функциональная модель политической системы консервативна, поскольку отдает предпочтения равновесию стабильности системы.

     Эта методология не является основой  выявления и объяснения противоречий, напряженностей, конфликтов в деятельности системы, без чего нет и развития.

     Функциональный  анализ в политической науке развивали  американские ученые Алмонд и Пауэлл, разработав три уровня анализа: система и среда, внутреннее функционирование системы, ее сохранение и адаптация.

     Теоретическая политология представлена также  системным анализом, общую концепцию  которого применительно к политической науке разработал    Д. Истон. С точки зрения системного анализа, политическая сфера жизни общества представляет совокупность определенным образом упорядоченных политических взаимодействий в данном обществе, посредством которых происходит волевое распределение ценностей. Данная совокупность образует политическую систему, действующую в социальной среде, включающей другие сферы жизни общества (экономическую, биологическую, психологическую) и внешние системы.

     Несомненно, что интерпретация политической сферы как динамичной системы открывает возможность объяснить политические явления через связывающие их взаимозависимости, позволяет рассматривать эту сферу как целостность, где действуют не отдельные лица, а организации и группы.

     Системный анализ в сочетании с функциональным порывает с эмпиризмом и вносит в политологию концептуальную основу объяснения политических явлений и процессов, в тесном взаимодействии со всеми другими сферами общества. Тем самым создается теоретическая предпосылка для демистификации политики, реалистического видения феноменов власти и государства.

     Вместе  с тем методология системного анализа, как и функционализма, оставляет  в стороне вопрос об объективной  социально-экономической основе политической системы, о действии объективных закономерностей в обществе. Она также является чрезмерно абстрактной теоретической моделью. Кроме того, ей присуща ориентация главным образом на стойкость системы, на ее равновесие, что определяет консервативную установку в исследовании, ведет к недооценке свойственных ей динамизма, конфликтности, а также кризисов или упадка.

     Еще одним наикрупнейшим представителем американской политической науки был  также Ганс Моргентау (1904–1980) — общепризнанный глава школы прагматизма и  политического реализма, ведущий  теоретик США по внешнеполитическим вопросам.

     Подчеркивая главную роль государственных интересов  в наружной политике, Моргентау давал  им подобающую классификацию. С одной  стороны, он выделял неизменные, основополагающие интересы: защита территорий, населения  и государственных институтов от наружной угрозы; развитие наружной торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса. С другой стороны, он различал преходящие, промежуточные интересы: интересы выживания (угроза самому существованию страны); жизненные интересы (возможность нанесения серьезного вреда сохранности и благосостоянию нации); принципиальные интересы (потенциально серьезный вред для страны); периферийные, либо маленькие, интересы (интересы локального характера). Высшим критерием государственного энтузиазма хоть какой крупной державы, считал Моргентау, является достижение региональной либо мировой гегемонии.

 

     

     2 КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГАНСА  МОРГЕНТАУ 

     Основное  внимание Моргентау уделял развитию основ теории реализма, способной, по его мнению, не только объяснять  международные отношения, но и эффективно влиять на разработку внешнеполитического  курса; он также занимался проблемами международных отношений в эпоху  ядерного противостояния, основополагающими  принципами американской демократии, внутриполитическими вопросами (способы  обеспечения равенства и процветания  всех граждан в условиях свободы).

     Моргентау своей работой заложил основы детально разработанной теории международных  отношений как самостоятельной  научной отрасли. Основные положения  теории политического реализма (о  международной политике как борьбе за власть, о несовпадении национальных интересов государств и, следовательно, конфликтности международной среды) оказались актуальными и для  политиков-практиков.

       Итак, в своей знаменитой работе "Политические отношения между  нациями" (либо "Политика международных  отношений") Ганс Моргентау формулирует  основные принципы политического  реализма. Первоначально автор обосновывает  мысль о том, что в основе  международной политики (international politics) лежат законы политического поведения,  корни которых следует искать  в природе человека.

Информация о работе Американская политология ХХ века: Г. Моргентау та його концепции внешней политики и международных отношений