Американо-иранские отношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблем американо-иранских отношений на современном этапе. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Актуальные тенденции и проблемы политики США в отношении Ирана
1.1 Внешняя политика Ирана
1.2 Позиция США
Глава 2. Перспективы развития политики США в отношении Ирана
2.1 Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США
2.2 Разрешение иранского кризиса военным путем
2.3 Урегулирование иранской проблемы мирным путем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Американо-иранские отношения на современном этапе.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

4. Военный аспект. Военное  сотрудничество Ирана с Россией  и Китаем может быть ограничено  санкциями ООН. Иран потеряет  основных поставщиков военных  технологий, что может привести  к активизации Ирана как потребителя  на мировом "черном рынке"  технологий и вооружений. Желание  Тегерана создать ядерное оружие  приобретет новые импульсы как  единственное средство обеспечения  национальной безопасности, а в  дальнейшем и как инструмент  давления на мировое сообщество  с целью признать Иран в  качестве полноценного участника  международных процессов Тер-Арутюнянц  Г. Информатаки как обкатка  геополитических сценариев. - Режим  доступа:http://www.golos.ru..

Применение блокады Ирана  является наиболее выгодным для США  вариантом развития иранского вектора  американской политики в ближайшей  перспективе, так как позволит США  ослабить сложившуюся политико-экономическую  базу сотрудничества Ирана с европейскими союзниками, Россией, Китаем, рядом  государств региона, что отвечает интересам  Вашингтона получить в перспективе  приоритетный доступ к иранскому  внутреннему рынку, включая энергетические ресурсы.

Применив блокаду, США  ограничат внутри- и внешнеполитическое развитие Ирана, поставив его в жесткие  рамки, что может подтолкнуть  Тегеран к осуществлению нелегитимных проектов, операций и контактов в  своей политике, ориентированной  на сохранение национальных интересов. Учитывая такое развитие ситуации, блокада может стать одной  из ступеней к осуществлению военного вмешательства в Иран с необходимыми санкциями Совбеза ООН, опять  же при учете позиций России и  Китая. В случае же, если они прибегнут  воспользоваться правом "вето" по всем вышеназванным вопросам, касающимся Ирана, то это, с одной стороны, может  привести к новому противостоянию, с другой же стороны, США могут  начать военную операцию без каких-либо санкций Совбеза ООН, повторив иракский сценарий. Тем не менее последний  сценарий представляется маловероятным, однако требует своего рассмотрения.

2.2 Разрешение иранского кризиса военным путем

Гипотетически претворение  в жизнь данного сценария возможно в средне- или долгосрочной перспективе (через 1 - 2 г.). В то же время США  могут без подготовки и предупреждений осуществить военную акцию в  отношении Ирана, учитывая то, что  главный фактор при проведении силовой  акции - внезапность. Предпосылками  к силовому урегулированию иранской проблемы может стать неэффективность  применения комплекса дипломатических  подходов и методов давления на Тегеран. Другой сопутствующий военному разрешению иранской проблемы фактор - это успешное завершение для США иракской кампании, после чего Вашингтон и Тель-Авив попытаются усилить нагнетание обстановки вокруг Ирана Тулепбергенова Г.К. Иран во внешней политике США // Казахстан-Спектр. - 2005. - № 3. - С. 29..

Военный сценарий объединяет два основных видения по разрешению иранской проблемы.

1. Изменение политики  Ирана с помощью ограниченных  военных акций.

В этом случае возможно применение двух подходов.

Первый подход предполагает нанесение удара с воздуха  по вероятным ядерным объектам с  целью оказать давление на руководство  ИРИ, а также разрушить как  можно больше военной инфраструктуры.

Успех по нанесению военно-воздушного удара по местам сосредоточения ядерных  объектов Ирана во многом будет зависеть от точности разведданных США и ее главного союзника в регионе - Израиля.

Второй подход сконцентрирован  на смене существующего режима, но без крупномасштабной операции, опираясь на действия спецподразделений. К данному  процессу предполагается привлечь иранскую оппозицию. Данный подход является наиболее вероятным, так как крупномасштабная военная операция сопряжена с  рядом трудностей ввиду особенностей иранского государства. Дополнительно  для США будет достаточно сложным  втягиваться в еще один более  масштабный военный проект. Кроме  того, базовые элементы трансформации  вооруженных сил США сосредоточены  на усилении боевых способностей ВС на фоне значительного игнорирования  такого важного аспекта, как подготовка американской армии к наведению  порядка в поствоенных государствах. Данный шаг указывает на новую  военную стратегию американского  военного командования, где тезис  о маловероятности широкомасштабных войн обычным оружием находит  свое воплощение.

В случае провала операции по нанесению точечных ударов, а  также операции спецподразделений  США, это грозит превращением ограниченной военной акции в крупномасштабное военное противостояние со стороны  Ирана со всеми вытекающими из этой ситуации последствиями расширения театра военных действий. Соответственно, в этой ситуации уже следует рассматривать  полномасштабные военные действия на территории Ирана Ливен А. Как  выбраться из иранской ловушки. - Режим  доступа: http://www.inoСМИ.Ru..

2. Вооруженное вторжение  и оккупация Ирана. Этот проект  предполагает полномасштабные военные  действия на территории Ирана  с целью смены существующего  режима и создания модели слабого  государства с марионеточным  правительством, подверженным влиянию  Белого дома.

Однако в тактическом  смысле на фоне иракской войны в  Иране американское командование столкнется с рядом сложностей:

1. Площадь территории  Ирана вчетверо больше территории  Ирака. Она имеет сложный географический  рельеф, сплошь представленный скалами.

2. Население Ирана втрое  больше населения Ирака. Иранское  общество глубоко идеологизировано. Оно сумело совершенно четко  отделить политические амбиции  группировок и интересы национальной  безопасности, что говорит о наличии  в Иране испытанных механизмов  саморегуляции и критических  самооценок. Население Ирана в  большинстве своем не разделено  на религиозные исламские разветвления  и фактически представлено лишь  мусульманами-шиитами (95%), что делает  его менее раздробленным и  уязвимым.

3. Проведение операции  против Ирана невозможно без  крупномасштабной военной мобилизации.  Военные ресурсы в данном случае  должны будут превышать затраченные  на иракскую кампанию в два-три  раза (на фоне недостаточности  людских ресурсов для ведения  боевых действий). Кроме того, на  сегодня в американской армии  налицо синдром "хронической  усталости" от затяжной военной  кампании в Ираке.

Вероятно, основной удар будет  наноситься со стороны западных границ страны, поскольку от главных городов  Ирана эту границу отделяет небольшое  расстояние Измайлов А.А. США. Поход  на восток. - Режим доступа: http://www.rusk.ru.. В качестве важнейшей основы для осуществления данного сценария рассматриваются основные и вспомогательные базы американской армии вокруг Ирана, а также места дислоцирования американских ВМС в регионе:

1. В Афганистане. Американское  военное командование намеревается  приступить к созданию военной  базы в непосредственной близости  от границы с Ираном, в западной  провинции Герат, находящейся  в 45-ти километрах от границы  с Ираном на пересечении транспортных  артерий, ведущих в Иран и  Туркменистан.

2. В Турции. Наиболее  крупная база ВВС США в Турции - "Инджирлик", которая постоянно  используется для патрулирования  воздушного пространства около  Ирана. Военные США рассматривают  ее как место базирования самолетов  F-117A Nighthawks, способных действовать  ночью. При этом ВС США предоставлено  право использовать ВВБ в Измире, а также ряд других военных  объектов.

3. В Кувейте. На территории  страны находятся две базы  США: "Аль Салем" и "Ахиед  Аль Джабер", на которых могут  быть размещены противоракетные  комплексы Patriot и командный центр.

4. В Бахрейне. Столица  страны Манама - главная стоянка  Пятого Флота США, располагающая  пятью оперативными группами, в  том числе соединениями эсминцев, амфибийно-десантных и минно-тральных  сил. На авиабазе "Шейх Иса"  базируются самолеты-заправщики. В  Манаме также размещен региональный  передовой пункт управления Сил  специальных операций ВС США.

5. В Катаре. Военно-воздушная  база "Аль Удейд" используется  как база хранения вооружений, амуниции и военных материалов. В ее модернизацию за последние  годы было вложено более $150 млн. На взлетной полосе могут  разместиться до ста боевых  самолетов. Авиабаза "Аль-Удей" стала одним из основных воздушных  операционных центров в регионе.  Пентагон намерен закрепить этот  статус. В частности, в сентябре 2003 года США закончили вывод  войск из военной базы "Принц  Султан" в Саудовской Аравии, а  основные функции, возложенные  на эту военно-воздушную базу, перешли к американским базам  в Катаре.

6. В Объединенных Арабских  Эмиратах. Военно-воздушная база "Аль  Дхарфра" является одним из  важнейших складов горючего ВС  США в этом регионе. Имеются  небольшие склады для американских  ВМС в Джебель Али, в качестве  пункта материально-технического  обеспечения ВМС США используют  порт "Эль-Фуджейра", американские  военные корабли и суда имеют  право захода в порт "Абу-Даби". Имеется договоренность об аренде  аэродромов "Рас-эль-Хайма" и  "Эль-Фуджейра", которые по планам  оперативного развертывания группировки  военной авиации США в регионе  предназначены для базирования  тактической авиации и стратегических  самолетов-разведчиков.

7. В Пакистане. Возможно, США достигнут соглашения использовать  военно-воздушные базы "Джакобобад", "Далбандин" и "Панси"  для транспортных операций.

8. В акватории Персидского  залива имеются авианосцы, на  вооружении которых находятся  около 270 ударных самолетов и  примерно 2 тыс. крылатых ракет  "Томагавк" (Tomahawk). Именно они  сыграли решающую роль на начальном  этапе иракской операции Тулепбергенова  Г.К. Иран во внешней политике  США // Казахстан-Спектр. - 2005. - № 3. - С. 30..

При этом нельзя исключать  возможности нанесения военных  ударов по Ирану с военных баз, расположенных на территории Азербайджана. Прежде всего, имеется в виду Кюрдамирская военная база. С ее помощью можно  оперативно реагировать и контролировать при необходимости территорию соседнего  Ирана. Она может стать одной  из основных точек базирования войск  США.

С учетом вероятности реализации сценария военного вторжения и оккупации  Ирана Совет Национальной Безопасности США еще в 2003 году приступил к  подготовке плана масштабной силовой  акции против ИРИ.

Военный план вторжения  США в Иран, как представляется, будет иметь следующие основные контуры и реализован в три  этапа.

На первом этапе предполагается нанесение массированного удара  по военным базам и местам концентрации элитных иранских подразделений "Корпус стражей исламской революции" (КСИР).

Второй этап включает в  себя нанесение ракетно-бомбовых ударов по предполагаемым иранским ядерным  объектам и военным предприятиям. Данный этап представляется наиболее сложным, так как на территории Ирана  имеется порядка 350 известных и  неизвестных ядерных объектов. При  этом нет точных данных по поводу того, какие из ядерных объектов наиболее важны и какие из них активны. Места дислокации ядерных объектов тщательно спрятаны под землей. В  большинстве случаев они замаскированы  под мирные объекты.

На третьем этапе планируется  начать оккупацию Ирана сухопутными  войсками. Наиболее вероятным государством основного базирования войск  США в ходе операции против Ирана  является Ирак. Несмотря на все сложности, которые на сегодня армия США  испытывает в Ираке, некоторые западные эксперты отмечают, что тенденция  американского правления по наращиванию  военного контингента в этой стране связана с желанием США сосредоточить  здесь больше войск с целью  осуществления в перспективе  интервенции в Иран. Однако сложность  заключается в том, что большую  часть населения Ирака составляют мусульмане-шииты, из-за чего военные  действия против Ирана могут вызвать  протестную волну внутри Ирака. Кроме  того, ситуация в Ираке далека от стабилизации, и ее урегулирование не предвидится в ближайшее время. На фоне этого начало войны в Иране  еще более расширит географию  конфликтных неподконтрольных зон  на территории Ближнего Востока, особенно с учетом территориального соседства  этих двух стран Измайлов А.А. США. Поход  на восток. - Режим доступа: http://www.rusk.ru..

В целом война в Иране  может иметь следующие глобальные последствия как для США, так  и для мирового сообщества:

- Наступление геополитического  и геостратегического хаоса в  регионе.

- Усугубление противопоставления  исламского мира западному.

- Формирование глубоких  предпосылок к деградации международного  права (принцип невмешательства  во внутренние дела суверенных  государств).

- Окончательное падение  роли ООН и других международных  организаций в разрешении подобных  конфликтов мирным путем.

- Создание реальной опасности  для нарастания трансатлантических  противоречий в случае начала  войны без надлежащих санкций  Совбеза ООН. Также под угрозу  могут быть поставлены взаимоотношения  США с Россией и Китаем.

- Усугубление арабо-израильского  конфликта и иракского кризиса.  Иран может нанести американцам  ответный удар, используя иракских  боевиков, а также террористические  группировки на территории Палестины  против Израиля как основного  союзника США в регионе.

Информация о работе Американо-иранские отношения на современном этапе