Американо-иранские отношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблем американо-иранских отношений на современном этапе. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Актуальные тенденции и проблемы политики США в отношении Ирана
1.1 Внешняя политика Ирана
1.2 Позиция США
Глава 2. Перспективы развития политики США в отношении Ирана
2.1 Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США
2.2 Разрешение иранского кризиса военным путем
2.3 Урегулирование иранской проблемы мирным путем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Американо-иранские отношения на современном этапе.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

Глобальная стратегия  США в области безопасности предполагает трансформировать Иран в страну-сателлит, нейтрализовав его возможность  стать региональной державой в противовес американским геостратегическим и  геополитическим интересам. С геополитической  точки зрения Иран является связующим  звеном между Ближним и Средним  Востоком, Средней Азией и Индокитаем, Дальним Востоком, обеспечивающим связь  Европы с Азией. С геоэкономической точки зрения Иран обладает колоссальным нефтяным потенциалом, имеет широкие  транзитные возможности, а также  располагает значительным и дешевым  трудовым ресурсом.

США выражают свое недовольство Ираном по следующим пунктам:

1. Сохранение заметных  фундаменталистских элементов во  внутреннем устройстве. В период  правления экс-президента Ирана  Мохаммеда Хатами, который принадлежал  к блоку реформаторов, консервативные  клерикальные круги в лице  духовного лидера аятоллы Али  Хаменей де-факто сохраняли контроль над страной. Однако реформаторский настрой экс-президента относительно либерализовал политическое поле в Иране. Сегодня же, после прошедших в стране в июне 2005 года президентских выборов, на которых победил политик консервативного толка (бывший мэр Тегерана Махмуд Ахмадинеджад), власть в Иране закрепила позиции духовенства.

2. Стремление Ирана к  региональному лидерству и ограничению  присутствия в регионе глобальных  игроков.

3. Поддержка международных  террористических организаций "Хамас", "Хезболла" и военизированных  шиитских группировок на территории  Ирака.

4. Развитие ядерной программы.  По данным американских разведслужб,  Иран способен создать ОМУ  в ближайший год в случае  отсутствия сопротивления со  стороны мирового сообщества. Разработка  же Ираном ракетных и ядерных  технологий в комплексе вызывает  еще большую озабоченность, чем  если бы эти разработки велись  раздельно. Речь идет о модифицированном  прототипе ракеты типа "Шехаб-3" - "Шехаб-4", созданных на базе  северокорейской ракеты "Нодон", которая, как предполагается, при  полете на высоте 250 км способна  достигать территории Египта, Израиля,  практически всей территории  Южного Кавказа, Турции и Пакистана,  всей Центральной Азии, западных  регионов Индии и Китая, всех  стран Персидского залива. В результате  в радиусе действия этой ракеты  оказываются Суэцкий канал, Черноморские  проливы, нефтяные промыслы и  важнейшие коммуникации в Персидском  заливе и в Каспийском бассейне, практически все военные базы  США и Великобритании в Восточном  Средиземноморье, в Турции Измайлов  А.А. США. Поход на восток. - Режим  доступа: http://www.rusk.ru..

5. Тесное сотрудничество  Ирана с Россией и Китаем, а  также рядом европейских государств  в рамках "критического диалога"  с ИРИ (германские и французские  компании и банки сохраняют  лидирующие позиции в иранском  нефтегазовом комплексе). Это заставляет  США критически подходить к  решению иранской проблемы, так  как, проводя политику изоляционизма  и отказываясь от всякого сотрудничества  с иранской стороной, США не  имеют доступа к иранскому  рынку, где укрепляются позиции  других политических акторов.  На сегодня они имеют несомненные  преимущества в формировании  своих отношений с иранской  стороной. Данный факт противоречит  стратегическим интересам США,  направленным на контроль иранского  рынка (он составляет не менее  40 млрд долларов, с учетом возможных  экономических и технологических  потребностей Ирана) Брутенц К.  В погоне за pax americana // Свободная  мысль. - 2003. - № 5. - С. 25., который представляет  благодатную почву для развития  бизнеса.

Глава 2. Перспективы развития политики США в отношении Ирана

В целом все нижеприведенные  сценарии развития политики США в  отношении Ирана являются лишь одной  из попыток проанализировать различные  перспективы развития иранского  кризиса.

На сегодня можно предположить три основных варианта развития политики США в отношении Ирана:

1. Сохранение дипломатического  противостояния между Ираном  и США.

2. Разрешение иранского  кризиса военным путем.

3. Урегулирование иранской  проблемы мирным путем.

2.1 Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США

Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США  представляется наиболее реалистичным вариантом развития событий в  краткосрочной перспективе (год-два  года).

В рамках данной политики дипломатия США будет нацелена на ослабление позиций клерикально-консервативных кругов Ирана Измайлов А.А. США. Поход  на восток. - Режим доступа: http://www.rusk.ru..

На начальном этапе  осуществления данного варианта предполагается определенная консервация  текущей обстановки в американо-иранских отношениях, при которой Иран проявляет  одностороннее желание к прямому  сотрудничеству. В этом контексте  со стороны США предполагается оказание определенного давления на Тегеран, а также "работа" с международным  сообществом с целью его склонения  к американскому виденью разрешения иранской проблемы.

Предположительно официальные  и неофициальные меры Вашингтона, направленные на ослабление позиций  консервативно-клерикальных кругов в  Иране, будут сводиться к следующему:

1. Поддержка со стороны  США всех антиправительственных  сил на территории Ирана: Иранский  Совет Национального Сопротивления  (оплот радикальной иранской оппозиции), Движение Национального Возрождения  Южного Азербайджана (ДНВЮА), чья  деятельность частично переплетается  с экстремистскими тенденциями.  Кроме этого, предполагается актуализировать  использование потенциала иранских  диаспор, с которыми налажены  контакты. Ряд политиков и аналитиков  из их числа представляются  США как возможные претенденты  на роль проамериканских политиков  в Иране.

2. Вовлечение иранской  молодежи (она составляет 60% населения  Ирана) в более активное участие  в реформистском и либеральном  движении, набирающем обороты в  Иране.

3. Установление американскими  спецслужбами, исследовательскими  учреждениями, общественными фондами,  нефтяными и иными американскими  компаниями регулярных связей  и контактов с иранскими политиками, деятелями иранских СМИ и другие. Возможно установление контактов  с военными кругами Ирана (предположение). Данные действия будут нацелены  на создание конъюнктурного дисбаланса  на внутриполитическом поле Ирана.

4. Проведение более развернутой  кампании шпионажа. Программа ЦРУ  предполагает вдвое увеличить  количество собственных разведчиков-шпионов,  внедряемых в страны, причисленные  к "оси зла" Мирзоев Э.  Тегеран вновь бросает вызов  Вашингтону. - Режим доступа:http://www.obzor.ru..

На международной арене  политика США, вероятнее всего, будет  выстраиваться в следующем ракурсе:

1. Направление политики  США на урегулирование взаимоотношений  с европейскими союзниками, что  позволит республиканской администрации  легче манипулировать международным  общественным сознанием по иранской  проблематике. Кроме этого, несмотря  на возникшие противоречия между  сторонами в ЦАР, Вашингтон  попытается проводить гибкую  политику по отношению к крупным  международным акторам (Россия, Китай), влияющим на иранский вопрос.

2. Давление США на "европейскую  тройку" с тем, чтобы в ирано-европейское  Соглашение обязательно был включен  пункт, в соответствии с которым  против Тегерана автоматически  будут введены международные  санкции, если им будут нарушены  обязательства, проистекающие из  этого Соглашения. Учитывая, что  в Совбезе данное решение может  быть заблокировано Россией и  Китаем, в Соглашение может быть  включен другой механизм введения  санкций: через ЕС, "большую  восьмерку" и так далее.

3. Возможно, из американских  разведывательных структур будет  периодически поступать информация  с новыми данными об иранских  ядерных разработках, тем самым  нагнетая дипломатическое давление  на эту страну. Не исключена  преднамеренная утечка информации  о планируемых военных планах  Пентагона относительно иранского  государства, преследующих такую  же цель.

4. Вашингтон предпримет  попытки задействовать круг международных  акторов - ООН, МАГАТЭ, МВФ для  оказания давления на Иран. При  этом Белый дом будет сконцентрирован  на постоянном давлении на  указанные международные институты,  в особенности на ООН, с тем,  чтобы их давление на Исламскую  Республику усиливалось и было  жестче.

5. Наращивание и демонстрация  со стороны США военного потенциала  в регионе. Есть основания полагать, что будут проведены очередные  военные учения в водах Персидского  залива, а также не исключено,  что Соединенными Штатами будет  развернут ряд новых программ  по военно-политическому сотрудничеству  США со странами региона Ливен  А. Как выбраться из иранской  ловушки. - Режим доступа: http://www.inoСМИ.Ru..

Как показывает анализ, основные, "невоенные", итоги своего дипломатического противостояния с Ираном американская сторона видит в развитии ситуации по схеме применения блокады Ирана, которая может быть частичной  или же полной. Ее воплощение возможно в случае передачи иранского досье  в Совбез ООН. Многое будет зависеть от позиций России и Китая, обладающих правом "вето".

Основным поводом к  принятию санкций может послужить  отказ Ирана от сотрудничества с  МАГАТЭ и тремя европейскими державами  или же периодические нарушения  иранской стороной достигнутых договоренностей, а также предоставление американской стороной в Совбез ООН определенного  набора разведанных о проведении иранской стороной тайных разработок ядерного оружия.

Маловероятной представляется идея организации "полной блокады" Ирана. Подразумевается не ограниченная политическая и частично экономическая  блокада, а прямая пространственная блокада со стороны, прежде всего, соседних с ним государств региона. Однако осуществление данной блокады по идеальной схеме практически  невозможно, так как ни европейские  государства, ни Россия, ни Китай не согласятся с этой идеей. Такие страны, как Армения и Туркменистан, не решатся на этот шаг в связи  с тем, что от экономических отношений  с Ираном во многом зависит их жизнедеятельность. Кроме того, каждой стране, присоединившейся к блокаде, США должны будут предоставить компенсацию за данную политику, так  как для многих стран региона  Иран является важным экономическим  партнером.

Более вероятным представляется применение локальных, детерминированных  форм блокады. Вполне допустимо, что  США попытаются привлечь к этому  проекту и Россию, чьи отношения  с Ираном могут быть ограничены в  обмен на сокращение американского  присутствия на Южном Кавказе  и в Центральной Азии. Таким  образом, региональный аспект является важным в формировании американской политики в отношении Ирана.

В целом локальная блокада  будет охватывать четыре основных аспекта.

1. Политический аспект. Иран может утратить значительную  часть официально налаженных  дипломатических отношений с  рядом государств. Внешнеполитические  связи Тегерана станут носить  еще более скрытый характер  и протекать в рамках неофициальных  соглашений и договоренностей  с рядом заинтересованных государств  по стратегически важным для  Ирана вопросам. К примеру, отношения  Ирана с Грецией, Сирией, Арменией, Туркменистаном, Таджикистаном и  другими странами более глубоки  и разнообразны, нежели предполагают  имеющиеся официальные договоры. Таким же образом развиваются  отношения Ирана и с рядом  государств Европы.

Во внутриполитической сфере иранское общество может, напротив, консолидироваться вокруг правящего  режима, так как, по отдельным оценкам, до 80-85% населения либо поддерживают нынешний режим, либо не отрицают его  необходимость Тулепбергенова Г.К. Иран во внешней политике США // Казахстан-Спектр. - 2005. - № 3. - С. 27..

2. Экономический аспект. Экономические санкции будут  расширены за счет их официальной  ратификации Совбезом ООН. Следовательно,  западные, российские, японские и  китайские компании, частично присутствующие  на иранском внутреннем рынке,  должны будут еще более ограничить  свое торговое сотрудничество  с Ираном. Основные экспортные  статьи Ирана, помимо сырьевой, будут значительно ограничены  в доступе на мировой рынок. Блокада Ирана может затронуть и казахстанско-иранское экономическое сотрудничество. К примеру, могут быть приостановлены или ограничены поставки казахстанского зерна в размере 1 млн тонн в год в Иран по схеме замещения SWAP.

3. Энергетический аспект. Предсказуем ввод эмбарго на  поступления иранской нефти и  газа на мировой рынок, в  большей степени это скажется  на китайских и западноевропейских  импортерах. Появятся дополнительные  ограничения для притока иностранных  инвестиций в сырьевой сектор  иранской экономики. В данном  случае появится существенная  вероятность того, что Республика  Казахстан будет вынуждена остановить  поставки казахстанской нефти  до северных иранских портов  на Каспии методом SWAP, что в  какой-то степени ограничит развитие  энергетического сектора Казахстана  в Каспийском регионе, особенно  при учете того, что объем поставок  казахстанской нефти увеличивается  с каждым годом.

Информация о работе Американо-иранские отношения на современном этапе