Великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 19:48, реферат

Краткое описание

Отец Петра Аркадьевича - Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, в период русско-турецкой войны генерал-губернатор Восточной Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца. Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д.Горчакова. С 1862 по 1874 г.г. жил в подмосковном имении Середниково (до 1869 г.) и в имении Колноберже, Ковенской губернии.

Файлы: 1 файл

Istoria_doklad_Veliky_reformator_Petr_Arkadyev.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Отвергая заключения о принудительном характере столыпинского реформирования, в то же время следует отметить некоторые меры аграрной политики П.А. Столыпина, стимулирующие укрепление земли в частной собственности, например установление процента по кредиту для единоличных крестьянских хозяйств вдвое меньшего, чем по кредиту, предоставляемому общине. Такая мера была вполне оправданной, имея в виду стартовые возможности перехода на единоличное хозяйствование на хуторах и отрубах. Стимулировала выход части крестьян из общины возможность закрепить в свою собственность излишки земли, образовавшиеся при сокращении семьи, которых при очередных уравнительных переделах семья могла лишиться. К возможности выхода из общины по-разному отнеслись разные слои крестьянства. Ожидать выхода крестьян из общины можно было на двух полюсах: во-первых, со стороны преуспевающих и трудолюбивых хозяев, по ленинской классификации - кулаков, во-вторых, со стороны пролетарской части крестьянства, неимущей, тяготившейся своей связью с деревней.

Таким образом, столыпинское реформирование проводилось сверху. Реформа была осуществлена в интересах меньшинства крестьянства, поскольку из общины вышла меньшая ее часть. Нежелание большинства крестьян выходить из общины в значительном числе случаев касалось хозяйствования их односельчан. Своими решениями они стремились воспрепятствовать выходу из общины соседей, насильственно удержать их в ней. Эти нежелания и возражения не могут быть положены в основу оценки столыпинского реформирования как антикрестьянского. Это реформирование, понимаемое как многоплановый процесс, охватывающий сокращение малоземелья в результате переселенческой политики, улучшение землеустройства, существенный подрыв сословного неравенства и т.д., было в интересах крестьянства в целом, а также в интересах всего общества, поскольку вело к общему подъему экономики страны, к созданию условий, повышающих политическую стабильность в обществе за счет расширения слоя мелких земельных собственников, нуждающихся в сильной власти. В конечном счете реформа привела к большей упорядоченности в землеустройстве, что было в аграрном реформировании отнюдь не менее важным, чем выход крестьян из общины. При оценке Столыпинской реформы нельзя и игнорировать то, что она способствовала повышению культуры производства, развитию производительных сил сельского хозяйства, прогрессивным изменениям в формах хозяйствования и структуре производства. Это можно видеть на многих примерах. Именно после начала столыпинского реформирования в России начался бурный рост сельскохозяйственных кооперативов. «Начинают заводить всякие кооперации у нас в России, но у нас еще очень мало их, и до тех пор будет мало, покуда не будет политической свободы. А вот в Германии есть очень много всяких коопераций среди крестьян», - констатировал в 1903 г. В.И. Ленин и связывал рост кооперации с обретением крестьянами политической свободы. Безусловно, нельзя относить все положительные изменения в развитии сельского хозяйства и социальных условий села полностью на счет Столыпинской реформы, но то, что она стимулировала прогресс в аграрной сфере, очевидно.

Реформа органов государственного управления.

 

Начало государственного служения Петра Аркадьевича Столыпина связано с революционным брожением 1905 - 1906 гг. и обусловленными им политическими преобразованиями: Российская империя вступала в эпоху «думской монархии». Именно в это время Столыпин приступил к социально-экономическим реформам, во многом изменившим политическую обстановку в России.

Особенностью государственной власти в самодержавной России являлась неограниченность царской власти. Жесточайшая централизация государственного аппарата имела своим очевидным следствием бюрократический хаос, в котором отдельный высокопоставленный чиновник обладал огромными полномочиями, но ничтожной властью. Власть же полностью концентрировалась в руках императора, но при этом он технологически не был способен координировать все действия администрации.

По мнению современников, это стало одной из причин глубокого кризиса государственной власти в России. Н.Х. Бунге отмечал, что сложилась опасная политическая ситуация, обусловленная разочарованием в реформах Александра II. Система государственного управления деградировала. Ведомственная разобщенность центральных государственных учреждений пагубно отражалась на качестве государственного управления.

Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 г.: «Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы», «Закона об учреждении Государственной Думы» и других. Они определили новую конфигурацию верховной власти. Была создана Государственная Дума, Государственный Совет преобразован в верхнюю палату парламента. Широкие полномочия были даны правительству. Однако этими актами устанавливался ограниченный статус Государственной Думы как законосовещательного органа при монархе, которому принадлежала вся полнота власти. Это создавало предпосылки для развития противоречий и конфликтов в системе государственного управления.

Важным элементом реформы являлся проект П.А. Столыпина о децентрализации управления государством, разделения империи на области, располагающие правами самоуправления, при наличии в этих областях представительных учреждений. Децентрализация открывала простор местным творческим силам, давала возможность применять в разных местностях разные системы выборов, приспособленные к местным условиям. Согласно проекту значительная часть империи должна была быть разделена на одиннадцать областей. В каждой из них предлагалось создать областное земское собрание и областное правительственное управление, для работы в них привлекались местные деятели. Областные земские собрания, образуемые на общих основаниях, получали широкое право местного законодательства по всем предметам, не имевшим общегосударственного значения.

Преградой к реорганизации на самых низах государственного здания являлась сословная иерархия. Во главе уездов стояли уездные предводители дворянства. Между тем крепли и добивались права голоса другие слои населения: промышленники и купцы, городская интеллигенция, крестьяне-собственники и т.д. Поэтому предлагалось вместо предводителей дворянства поставить во главе уездов уездных начальников из местной среды, назначенных министром внутренних дел, объединить разрозненное управление в губерниях под руководством губернаторов.

П.А. Столыпин в целях укрепления правительства и повышения его эффективности планировал организовать восемь новых министерств. Для их содержания принимались меры для троекратного увеличения бюджета (введение прямых налогов, налога с оборота, повышение цены на водку), намечалось понизить земский ценз, чтобы допустить к местному самоуправлению владельцев хуторов и рабочих, владевших небольшой недвижимостью.

При разработке принципов новой социальной политики правительство П.А. Столыпина пошло на инновационный шаг. Была реализована идея, связывающая проблему повышения материального уровня государственных чиновников и служащих с результативностью проводимых реформ. Реформа государственного управления требовала реализации всеобъемлющей судебной реформы. П.А. Столыпин считал необходимым создать единое правовое пространство в масштабах всей России. Эта реформа предусматривала унификацию законодательства, пересмотр устаревших правовых норм, замену их новыми, более соответствующими тем материальным и социальным отношениям, которые формировались в ходе преобразований.

С целью повышения эффективности репрессивного аппарата государства П.А. Столыпиным был предложен проект реформирования силовых ведомств. В частности, предписывалось в пределах возложенных на полицию обязанностей наблюдать за использованием законов и обязательных постановлений и принимать меры к предотвращению, обнаружению, устранению и преследованию всякого рода действий, воспрещенных законами или направленных против государственного или общественного порядка и спокойствия, а равно личной и имущественной безопасности.

Одним из важнейших структурных компонентов столыпинских реформ являлись преобразования в области управления, которые должны были обеспечить укрепление исполнительной вертикали власти. Среди планируемых мер особое значение приобретала реформа местного управления. Свое теоретическое обоснование и конкретное законодательное воплощение она получила в серии взаимосвязанных основополагающих документов «Главные начала устройства местного управления» (1906 г.), «Об установлении Главных начал устройства губернских учреждений» (1907 г.), «Главные начала преобразования земских и городских общественных управлений» (1907 г.) и др.

Проектом предусматривалось упразднить все крестьянские сословные учреждения. Старую сословную структуру - общества сельских обывателей (общины) - предлагалось преобразовать в земельные союзы, построенные по принципу владения землей на одной территории. По сути, речь шла о введении самоуправляющейся бессословной мелкой земской единицы.

В схеме реформирования местного управления ключевым оказался законопроект об уездной реформе. Проектом предусматривалось ограничение компетенции уездного предводителя дворянства и введение новой административной должности уездного начальника. Он был встроен в административную вертикаль и не зависел от дворянской корпорации. Уездный начальник назначался царем по представлению министра внутренних дел из числа лиц, занимавших должности вице-губернатора, предводителя дворянства, члена губернского по крестьянским делам присутствия, председателя уездного съезда, председателя губернской или уездной земской управы.

Согласно проекту управление губернией возлагалось на губернатора, кандидатура которого утверждалась царем по представлению министра внутренних дел и по одобрению Совета министров. Губернатор являлся главным представителем высшего правительства в губернии. Он осуществлял наблюдение за точным исполнением законов и распоряжений правительства, обеспечивал общественное спокойствие и безопасность, заботился о благосостоянии вверенной его управлению территории.

В целом проект был направлен на демократизацию и расширение функций органов местного самоуправления. Так, уездные гласные избирались волостными собраниями, в которых принимали участие все их члены; уездным избирательным собранием землевладельцев; уездным избирательным собранием владельцев неземельных движимых имуществ и торгово-промышленных предприятий. П.А. Столыпин планировал постепенно распространить местное самоуправление на остальные регионы империи.

С точки зрения укрепления институтов государственной власти, повышения ответственности актуальным представляется проект о принципах, формах и размерах выплат содержания депутатам Государственной Думы, одобренный Советом министров 3 июня 1908 г. П.А. Столыпин предлагал обеспечить членам Думы достойное существование. Вместе с тем принимались меры к тому, чтобы народный избранник не уклонялся от исполнения своих представительских обязанностей и аккуратно посещал заседания, в противном случае его наказывали вычетом из довольствия.

Таким образом, столыпинскими законопроектами, начиная с участкового и заканчивая губернским уровнями, создавалась единая и взаимосвязанная система управления. П.А. Столыпин пытался отладить эффективную систему местного управления, поскольку именно местному управлению и предстояло проводить реформы в регионах. В этом состояла суть его конфликта с поместным дворянством, которому в результате реформ грозило отлучение от власти на местах.

Многие идеи П.А. Столыпина по реформированию государственного управления в России, предложенные в начале XX в., не потеряли своей актуальности до настоящего времени. На повестке дня органов государственной власти и общества по-прежнему стоят вопросы развития правового государства и гражданского общества, совершенствования российского федерализма, местного самоуправления и политической системы, гармонизации взаимоотношений между различными ветвями власти, повышения эффективности государственного управления и ответственности должностных лиц.

Должное внимание следует уделить реформе органов внутренних дел Российской Империи.

Органической частью плана реформ, объявленных П.А. Столыпиным, была реформа всей полиции государства в целом. Ее основной задачей было сделать полицейский аппарат более гибким и эффективным в борьбе с революционным движением, угрожавшим основам государственной безопасности. Изменившиеся условия политической и общественной жизни требовали сосредоточения полиции на охране внутреннего порядка и обеспечении безопасности граждан.

Полицейская служба России к моменту создания правительством Столыпина Межведомственной комиссии по подготовке полицейской реформы под руководством товарища Министра внутренних дел Александра Александровича Макарова представляла собой сложную организацию без единой законодательной регламентации. Она складывалась постепенно и без какого-либо четкого плана. Входящие в ее состав органы создавались в разное время и по различным мотивам, обусловленным преимущественно сиюминутными потребностями государственного аппарата.

А.А. Лопухин, бывший директор Департамента полиции, касаясь вопросов структуры полиции, отмечал, что полиция в России делится на общую и жандармскую, наружную и политическую, конную и пешую, городскую и уездную, а также упоминал сыскную, фабричную, железнодорожную, портовую, речную, горную, волостную, сельскую, мызную, полевую и т.п. Не существовало даже единого определения самого термина «полиция».

Комиссия Макарова была создана осенью 1906 г. В нее вошли представители Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Военного министерства и Государственной канцелярии. Основной задачей комиссии была подготовка законопроектов по реформе полиции.

Комиссия должна была пересмотреть действующее законодательство, определяющее «условия службы и порядок деятельности чинов полиции», выработать соответствующие времени проекты преобразования полиции, подготовить проект правового регулирования деятельности полиции, завершить работу по подготовленному совещанием Игнатьева проекту «Исключительного положения», принять участие в подготовке проекта Закона о неприкосновенности личности.

Информация о работе Великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин