Родоначальник ренессанса в белорусской культуре-Франциск Скорина

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

Философско-этические и социально-политические взгляды Скорины явились выразителем духовных потребностей прогрессивно настроенных горожан Беларуси, преимущественно купцов и ремесленников. Специфический способ философствования Скорины объясняется не только типичными чертами эпохи, но и особенными отечественными культурно-историческими обстоятельствами. Своеобразие философско-этических взглядов Скорины проявилось в синтезе средневеково-христианских античных и ренессансно-гуманистических идей. Существенно повлияла на них древнерусская народническая и эстетическая, а так же литературно-философская традиция. Библейско-христианская этика модернизируется и адаптируется Скориной в соответствии с идейными запросами эпохи Возрождения, актуальными социально-политическими и национально-культурными задачами белорусского, украинского и русского народов. В центре его внимания находилась проблема человека ми общества. Скорина рассматривал и разрешал вопросы смысла жизни, духовного мира, достоинства человека, происхождения нравственных представлений, духовно-нравственной свободы, общего и индивидуального благ, гражданской активности и др. Скорина утверждал самоценность человеческой жизни, реабилитировал земное бытие, но не отрицал и веру в жизнь загробную.

Оглавление

Введение 3-5
Глава 1. Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи.....………………………6
Глава 2. БЕЛАРУСЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ………………………......................................7-8
Глава 3. биограФИЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф. СКОРИНЫ…….………….9-13
Выводы………………………………………………………………………………………………..14-15
Список литературы…………………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

В начале июля 1529 года умирает брат Франциска - Иван, торговавший кожей. Наследство оценили в немалую сумму, однако были и долги. В дело Ивана вложила свои личные средства Маргарита. Скорина выезжает в Познань, где жил брат, чтобы постараться вернуть деньги жены.

Познаньский суд  сначала признал справедливость претензий и постановил передать Скорине часть имущества умершего брата. Тем временем кредиторы Ивана добиваются объявления Франциска наследником брата и следовательно, его долгов. 5-го февраля 1532 года Скорину арестовали, обвинив его в неуплате долгов. Из познаньской тюрьмы Франциск Скорина вышел спустя восемь недель (по другим данным Скорина провел в тюрьме четыре месяца), благодаря племяннику Роману, который добился аудиенции у короля Сигизмунда. Несколько месяцев спустя польский король выдал Скорине грамоту, защищавшую его от своеволия воевод и старост. Дело о наследстве Ивана тянулось до 1535 года, но Франциска в Познани уже не было...[9]

     Безусловно, тяжбы и конфликты, смерть жены и брата стоили немало сил и отнюдь не способствовали главному призванию гуманиста-просветителя. Ни со всем ли этим связан его уже безвозвратный отъезд в далекую Чехию? Человек, обессмертивший творческим подвигом себя и свой народ, принимая приглашение императора Фердинанда, где в ту пору создавался один из первых в Европе ботанических садов, вдруг оказывается в положении, деликатно говоря, довольно странном. Он вынужден выслушивать нарекания за неполадки в хозяйстве, за медленное дозревание фруктов для стола верховного властелина. Выдержка из письма короля Фердинанда I в чешскую канцелярию (4 июля 1538 г.) говорит сама за себя: "А что до мастера Франциско, нашего садовника в Праге, что он с малым прилежанием выполняет работы по саду, которые он должен выполнять по своей должности, то наше приказание, что бы вы от нашего имени с усердием и серьезностью проследили за ним..." Год спустя в очередном документе на имя короля сообщается о том, что с садовником Франтишком произведен расчет... Все говорит за то, что это Франциск Скорина. Об этом свидетельствует документ, датированный 29-ым декабрем 1552 года, в котором речь идет о наследстве оставленном садовником названным "Франциск Рус Скорина с Полоцка". За наследством в Прагу приезжает сын Скорины Семеон. Однако датой смерти считается гораздо более ранняя - около 1540 года. В одной из пражских хроник, рассказывающих о страшном пожаре 1541 года, среди погибших упомянут мальчик Франциск, сын покойного доктора Руса... Трудно предположить, что в Праге в ту пору работали два доктора, приехавших с Руси [10].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы 

     Франциск  Скорина – выдающийся деятель  белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского  книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист, просветитель и патриот Франциск Скорина оказал значительное воздействие  на развитие многих сфер белорусской  культуры.

     Гуманистом  Скорину можно назвать потому, что он заботился о просвещении  людей, просветителем – т.к. его  идея была направлена на расширение образования  и культуры белорусского народа, а  патриотом – т.к. в своих произведениях он призывал людей заботиться о родине и любить ее: 

«Понеже от прирождения  звери, ходящие в пустыни,

знають ямы  своя, птицы, летающие по воздуху,

ведають гнезда своя; рибы, плавоющие по морю и в  реках,

чують вири своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако же и люди, и  где зародилися и ускормлены суть по бозе,

к тому месту  велику ласку имають» 

     Франциск  Скорина оказал значительное воздействие  на развитие многих сфер белорусской  культуры. Его книгоиздательская  деятельность отвечала требованиями времени  и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая  была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов.

Как издатель и  художник Скорина намного опередил свое время. Его прекрасные, глубоко  продуманные издания являются образцом древних славянских рукописных традиций и достижений западноевропейского  книгопечатания своего времени. Эстетический облик книг очень убедителен, их графическое оформление гармоничны и очень целесообразны во всем.  

       Согласно оценкам специалистов, Скориновы книги представляют исключительное явление как по количеству размещенных в них гравюр, так и по непревзойденной технике исполнения. Своей красотой и точностью они далеко опережают не только ранние церковнославянские издания, но даже и тогдашние венецианские. Следует отметить, что в начальной истории белорусского книгопечатания достойное место занимают и имена виленских горожан Якуба Бабича и Богдана Аньковича (Онькова), которые финансировали грандиозную издательскую деятельность Ф. Скорины.

     Таким образом, беларусы первые среди восточноевропейских  народов получили печатную книгу  на родном языке. Франциск Скорина своим  примером показал, как нужно любить свой народ и уважать родной язык.  Благодаря таким титанам духа, как Франциск Скорина, белорусская культура поднялась до европейких высот.

Благодаря Скорине  белорусы получили печатную Библию на родном языке раньше русских и  украинцев, поляков и литовцев, сербов и болгар, французов и англичан 

     В своих сочинениях Скорина утверждал  идеи гуманизма, самоотверженного служения Родине, равноправия и дружбы между  людьми различных национальностей  и вероисповедания. Духовные ценности, опыт уникального, самобытного развития и богатые демократические традиции беларусского народа он вводил в общее  русло европейской науки и  культуры, поднимал престиж своего народа и Отчизны во всем цивилизованном мире.

 

Список  литературы

10. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Инфа-М Форум, 2000.  

2. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Маркова. М., 1995 

3.Лойка П. А. Гiсторыя Беларусi XVI-XVIII стст. Мн. “Народная асвета“ 1998 г. 

4. Голенченко Г.Я. Время рождения и смерти Ф.Скорины // Франциск Скорина и его время: Энцикл. справочник. -М., 1990.  

5. Короткевич В. Экзамен в Падуе // Неман. 1967. 

6. Мыльников А.С. Франциск Скорина и Прага // Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. -М., 1979.  

7. Кацпржак Е. И. История письменности и книги. М., 1955 

8. Галенчанка Г. Скарына Францыск // Энцыклапедыя “Гісторыя Беларусі”. Т. 6. Ч. 1. Мн., 2001.  

9. Немировский Е. Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белоруского просветителя. Мн., 1990. 

10. Подокшин С. А. Франциск Скорина. М., 1981.

Информация о работе Родоначальник ренессанса в белорусской культуре-Франциск Скорина