Родоначальник ренессанса в белорусской культуре-Франциск Скорина

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

Философско-этические и социально-политические взгляды Скорины явились выразителем духовных потребностей прогрессивно настроенных горожан Беларуси, преимущественно купцов и ремесленников. Специфический способ философствования Скорины объясняется не только типичными чертами эпохи, но и особенными отечественными культурно-историческими обстоятельствами. Своеобразие философско-этических взглядов Скорины проявилось в синтезе средневеково-христианских античных и ренессансно-гуманистических идей. Существенно повлияла на них древнерусская народническая и эстетическая, а так же литературно-философская традиция. Библейско-христианская этика модернизируется и адаптируется Скориной в соответствии с идейными запросами эпохи Возрождения, актуальными социально-политическими и национально-культурными задачами белорусского, украинского и русского народов. В центре его внимания находилась проблема человека ми общества. Скорина рассматривал и разрешал вопросы смысла жизни, духовного мира, достоинства человека, происхождения нравственных представлений, духовно-нравственной свободы, общего и индивидуального благ, гражданской активности и др. Скорина утверждал самоценность человеческой жизни, реабилитировал земное бытие, но не отрицал и веру в жизнь загробную.

Оглавление

Введение 3-5
Глава 1. Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи.....………………………6
Глава 2. БЕЛАРУСЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ………………………......................................7-8
Глава 3. биограФИЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф. СКОРИНЫ…….………….9-13
Выводы………………………………………………………………………………………………..14-15
Список литературы…………………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

Обзор литературы

  Жизнь, деятельность и взгляды Франциска Скорины в наше время изучены достаточно хорошо и во всевозможных аспектах. Об этом свидетельствуют многочисленные книги, энциклопедические справочники, статьи, публикации и научные работы.

     При написании данной работы мною было использовано несколько источников. Для общей характеристики эпохи Возрождения я использовала книги Розина В. М. «Введение в культурологию» и. А.Н. Марковой «Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов». При более углубленном изучении данной темы, в частности при изучении эпохи Возрождения в Беларуси, я использовала информацию из книги Лойки П. А. «Гiсторыя Беларусi XVI-XVIII стст». Биографическую информацию и информацию о книгоиздательской деятельности я взяла из книг Немировского Е. Л. «Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белоруского просветителя» и Подокшина С. А. «Франциск Скорина».

     Наиболее  полная и исчерпывающая  информация обо всех направления деятельности Фрациска Скорины, в том числе  и философская мысль, очень подробно и доступно  изложена в энциклопедическом справочнике «Франциск Скорина и его время». Так же мировоззренческие взгляды Скорины очень четко очерчены в книге «Филасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі» С. А. Подокшина

 

Глава 1.

Понятие «Возрождения» и  периодизация эпохи[1, 2] 

     Средние века, а точнее период перехода от средневековой  культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.

     В это время в обществе преобладают  антифеодальные настроения, гуманистические  мировоззрения, обращение к культурному  наследию античности. Отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

     Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения  делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические  границы в разных странах не совпадают  в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению  с Италией.

     Новое мировоззрение, возникшее в эпоху  Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. - человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее.

     Гуманизм  означает не только то, что человек  признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием  всякой ценности. Эта черта гуманизма  была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека.

Гуманизм Возрождения  проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма - вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека Богу.  
 

Глава 2.

БЕЛАРУСЬ  В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ [3]

     Эпоха Возрождения застала Беларусь в  составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось  с польским государством. Поэтому  для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и культуры Ренессанса. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.

     С одной стороны это вело к взаимному  обогащению, но с другой стороны  не могло обойтись без споров, конфликтов и даже разрушительных войн. Поток  Возрождение был для Беларуси только одним из многочисленных потоков, в водовороте которых оказались  наши предки. Видимо, такая наша извечная участь - выживать среди разнообразных  вихрей, не давая унести себя, перенимая  то, что нам по вкусу, и внося  свой скромный вклад в мировую  сокровищницу.

     Успешному становлению белорусского Возрождения  способствовала близость Европы, активное взаимодействие Великого Княжества  Литовского со всеми европейскими странами, а также рост городов (40 городов  в XIV веке, 757 городов и местечек - в конце XVI века), развитие торговли и ремесла, которые привели к  становлению раннебуржуазных отношений, как во всей Западной и Центральной Европе.

     Более того, уже к концу XIV века в Великом  Княжестве Литовском действовала  единая денежная система и вполне развитые рыночные отношения. В 1492 г. великий князь литовский Александр создал единый эмиссионный центр и рядом своих решений установил единообразные правила регулирования ремесленного производства и торговли. К концу XVI века более 40 городов получили самоуправление по магдебургскому праву.

     Уникальность  белорусского Возрождения состояла в том, что традиции развитые в  рамках католической, а позже протестантской культуры, переносились на почву, где  преобладала культура православная. Может быть, поэтому распространение  культуры Возрождения сопровождалось распространением католической религии  и церковной унии.

В XIV-XVI веках  в Беларуси происходит стремительное  развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы искусства. На характере изобразительного искусства  эпохи Возрождения у нас сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.

     Искусству Беларуси этого периода свойственен  интерес к показу внутреннего  мира личности, ее морального облика. В  живописи наблюдается повышенный интерес  к драматическим ситуациям.

     Литовские статуты (1529—1588) принесли на нашу землю  влияние древнего римского права  и юридических идей эпохи Возрождения. А латинские школы – знание античных языков.

В 1579 г. в нашем государстве появилась первая Академия, как высшее учебное заведение и центр научных исследований.

Конец XVI века ознаменовался  бурным развитием печатного дела на территории Беларуси. Известно более  двадцати типографий, среди которых  типографии созданные Николаем Радивилом, Сымоном Будным, Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем, Василием Тяпинским. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3.

     Биография и издательская деятельность Франциска Скорины 

     Франциск  Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490 г. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Ф. Скорина был студентом – переростком. Возможно, отсюда и берет начало исключительная серьезность, с которой он относился к учебе, а позднее и к культурной и научной деятельности.[4]

     Предполагают, что первоначальное образование  Ф. Скорина получил в доме родителей, здесь научился читать по Псалтыри и писать кирилловскими буквами. От родителей он перенял любовь и  уважение к родному Полоцку, название, которое позднее всегда подкреплял эпитетом «славный», привык гордиться  людьми «посполитыми», народом «языка русского», а затем пришел к мысли  дать соплеменникам свет знаний, приобщить  их к культурной жизни Европы. Чтобы  заняться наукой, Ф. Скорине потребовалось  освоить латынь – тогдашний язык науки. Поэтому есть основание предполагать, что он должен был определенное время  учиться в школе при одном  из католических костелов в Полоцке  или в Вильно.

       В 1504 г. любознательный и предприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, где штудирует так называемые свободные науки, а через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра.

     Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в  Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать  на самые престижные факультеты университетов  Европы, которыми считались медицинский  и теологический. Это образование  уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии – купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, но способный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолел трудности и поднялся до вершин средневековой образованности.[5]

     После ученого триумфа сведения о Ф. Скорине снова теряются на целых 5 лет. Где-то между 1512 и 1517 Ф. Скорина  появляется в Праге, где со времен гуситского движения существовала традиция использования библейских книг в формировании общественного сознания, установлении более справедливого общества и воспитании людей в патриотическом духе. Высказывают гипотезу, что Ф. Скорина еще после завершения обучения в Краковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для перевода и издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешской библеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагу местом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал ее научно-издательскую среду.

     В Праге Ф. Скорина заказывает печатное оборудование, приступает к переводу и комментированию книг Библии. Образованный и деловитый полочанин положил  начало белорусскому и восточнославянскому  книгопечатанию.[6]

Следующий раз  его имя отыщется на страницах  старой печатной книги. 6 августа 1517 года в Праге вышла в свет славянская "Псалтырь", в предисловии к которой сказано: "... Я Франциск Скорина сын с Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком..."[7]

     Так началась издательская деятельность великого белорусского просветителя.

     Франциск  Скорина работал в Праге немногим более двух лет и за это время  выпустил еще 19 книг. Все это - отдельные  книги Библии, переведенные на славянский язык белорусской редакции.

     В конце 1519 года пражская типография Скорины  прекращает деятельность и три года спустя его издательская деятельность возобновляется в Вильне - столице  Великого княжества Литовского. Здесь  он издает за период 1522-1525 годов три  книги объемом 780 печатных листов. 
После марта 1525 года о его издательской деятельности больше ни чего не известно.

     Таким образом на "Апостоле" (1525 год) печатный станок в доме виленского купца Якуба Бабича, где работал  первопечатник, "замолкает", хотя еще с десяток лет Скорина  так или иначе будет связан со столицей Великого княжества Литовского.

     В конце двадцатых годов XVI века Скорина  живет в Вильне. Об этом говорит документ, повествующий, что в 1526 году "почтенный муж Франциск, доктор медицины" выступал свидетелем при сделке между епископом Яном и слуцким князем Юрием Семеновичем.

     Вскоре  Скорина женился. Избранницей его  стала Маргарита, вдова "радцы" - члена виленского магистрата Юрия Одверника. Это известно из акта 1529 года о судебном процессе. Предметом  спора служил "дом в месте Виленском, который лежит на рынку", полученный Маргаритой по наследству.[8]

     Весной 1530 года Скорина совершает краткое  путешествие в соседний Кролевец (Кенигсберг), испытав в одночасье  и милость, и гнев прусского герцога  Альбрехта Гогенцоллерна старшего. В начале верховный правитель Пруссии выразил восхищение интеллектуальными способностями "выдающегося, большой учености мужа, Франциска Скорины из Полоцка, доктора изящных искусств и медицины", что и подтвердил в рекомендательном письме к виленскому воеводе Гаштольду от 16 мая 1530 года. Но в другом послании тому же адресату (26 мая 1530 года) герцог, не скрывая раздражения Скориной, требует возвращения в Кенигсберг "тайно" увезенных гостем из Вильни двух человек из герцогского окружения: иудея-лекаря и печатника.

Информация о работе Родоначальник ренессанса в белорусской культуре-Франциск Скорина