Реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В российской историографии Реформы Александра II известны как «Великие реформы». Преобразования 60-70-х годов XIX века, проведённые в царствование императора Александра II, разделили жизнь Российской империи на до и после.
Эта тема достаточно актуальна, ведь именно благодаря этим реформам Россия встала на путь эволюции, а самым важным последствием этих реформ являлась Отмена крепостного права 1861 года.

Файлы: 1 файл

Реформы Александра II(Курсовая).docx

— 72.56 Кб (Скачать)

 

3.2 Земская реформа

После  отмены  крепостного  права,  когда миллионы  крестьян  перестали  быть  собственностью  помещиков,   с   особой остротой встал вопрос о реформе управления, о введении законности и  порядка в административную деятельность. И  хотя  государственный  строй  России  не изменился, и самодержавие осталось незыблемым, царизм в  условиях  обострения классовой  борьбы  был  вынужден   пойти   на   некоторые   административные преобразования.  Отмена  крепостного  права  неизбежно   влекла   за   собой проведение ряда реформ политического характера,  с  тем,  чтобы  приспособить органы   власти   к   новым   историческим    условиям,    к    потребностям капиталистического развития.

      Самодержавие  и мысли не допускало об  ограничении верховной  власти,  о введении конституции в России. Однако для того чтобы успокоить  общественное мнение и привлечь  к  сотрудничеству  либеральное  дворянство  и  буржуазию, правительство пошло на уступку в  делах  местного  управления.  Эта  уступка диктовалась  и   крайне   расстроенным   состоянием   местного   управления, неспособностью  старой  бюрократии  справиться  с  новыми   очень   сложными задачами, которые выдвинула реформа 1861 г.

Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям.

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.

Процесс избрания

Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Устройство и функционирование

Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году. Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.

 

3.3 Реформа городского самоуправления

Городская реформа (реформа городского самоуправления) 1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но император выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством внутренних дел под руководством П. А. Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет, где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.

Положения реформы

Статьей 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа. Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Основными функциями думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие.6 Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:

  • «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
  • Сбор нужных сведений для думы
  • Составление городских смет
  • Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Управа могла посчитать незаконным решение думы, в таком случае в дела вмешивался губернатор.

Выборы в думу

В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.

Требования к избирателю были следующими:

  • Он должен был быть Российским подданным
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом, с которого уплачиваются налоги, или владение промышленным предприятием
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов
  • Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием.

По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй — также уплачивающие треть, а к третьей — все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой.

Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

Но после реформы городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других государственных структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.

 

3.4 Судебная реформа

Одним  из  наиболее  важных  преобразований  этого времени была реформа суда. Дореформенный суд был  сословным  (т.  е.  каждое сословие  имело  свой  отдельный  суд)  и  негласным   (судебные   заседания происходили при закрытых дверях, подсудимые не имели  защитников).  Суд  был полностью зависим от администрации. Вопиющие  злоупотребления  в  суде,  которые   приводили   к   падению авторитета верховной власти, рост недовольства  судом  со  стороны  общества заставили правительство пойти на реформу суда.

 Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства,  20 ноября 1864 года. Центральный элемент  реформы – введение суда присяжных  заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила  гласность, состязательность и бессословность  судопроизводства.

      Судебная  реформа  1864  г.  провозглашала   независимость   суда   от  администрации: судья назначался  правительством, но  мог  быть  отстранен  от должности только  по  суду. Предварительное  следствие  проводили  судебные следователи, не  подчиненные  полиции.  Вводился  суд  всесословный,  т.  е. единый  для всего населения. Суд становился  гласным: на  судебных  заседаниях  могли   присутствовать   представители   прессы    и    публика.    Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал  прокурор,  защиту  —  адвокат.

В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

  • осуществление правосудия только судом;
  • независимость судов и судей;
  • отделение судебной власти от обвинительной;
  • несменяемость судей;
  • бессословность суда (равенство всех перед судом);
  • гласность судопроизводства;
  • самостоятельность судей;
  • устность судопроизводства.

Независимость суда от административной власти, гласность судопроизводства,  право  защиты, введение присяжных заседателей — все это должно было повысить  законность  в суде, усилить влияние общественности на судебный процесс.

      Однако  крепостнические пережитки остались  и в суде: сохранился  особый  суд  для  крестьян,  который  разбирал  дела  о  мелких  правонарушениях   и гражданских исках между  крестьянами. К тому же  для  них  были  сохранены  и телесные  наказания по суду, отмененные  для других сословий.

Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить надёжной опорой существующего строя. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда присяжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.

В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:

  • 37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
  • Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
  • Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
  • Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством, и на них возлагалось также производство предварительного следствия и нотариальное производство.

 

3.5 Военная реформа

Военная реформа Александра II — комплекс реформ, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным.

      Поражение  в Крымской войне показало, что  армия нуждается в коренной  реорганизации. Обострение классовых  противоречий в стране, сложность  международной обстановки, рост  армии в других государствах, новые условия ведения войны  и новая техника заставили  царское правительство пойти  на коренную реформу  комплектования  армии.  Отмена крепостного права  создала  условия для создания  более многочисленной, массовой  армии.  До отмены крепостного  права армия создавалась на  основании рекрутских наборов, которые  охватывали лишь незначительную  часть мужского населения. После  долгой службы солдаты выходили  в  отставку,  как  правило, с  подорванным  здоровьем.  Обученного  военному делу запаса фактически  не было.

Информация о работе Реформы Александра II