Культ личности Сталина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

Несомненно, данная тема очень интересна для нас тем, что помогает понять ту основу сегодняшнего мировосприятия людей старшего поколения; разобраться в той действительности, с которой мы знакомы только лишь со страниц учебников; лучше узнать историю собственной страны – период довольно сложный для оценки, очень противоречивый для вынесения вердиктов; приподнять вуаль, которая много лет скрывала собой много важнейших документов, тяжелейших преступлений. Подобное явление как культ личности интересен прежде всего тем, что трудно поддаётся точной характеристики, его почти невозможно терминизировать, потому что личность – сугубо индивидуальна.

Оглавление

Введение.
Общие понятие культа личности.
Возникновение культа личности Сталина.
3.1. Политическая обстановка «предкультового» периода.
3.2. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности.
3.3. Сталинизм как теоретическая основа сталинщины.
Проявление культа личности Сталина.
Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства по–сталински.
ГУЛАГ как проявление сталинщины.
Политические процессы 30-50-х гг.
Итоги культа личности Сталина.
Заключение.

Файлы: 1 файл

План реферата.docx

— 77.12 Кб (Скачать)

 

План  реферата:

  1. Введение.
  2. Общие понятие культа личности.
  3. Возникновение культа личности Сталина.

3.1. Политическая обстановка «предкультового» периода.

3.2. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности.

3.3. Сталинизм как теоретическая основа сталинщины.

  1. Проявление культа личности Сталина.
    1. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства по–сталински.
    2. ГУЛАГ как проявление сталинщины.
    3. Политические процессы 30-50-х гг.
  2. Итоги культа личности Сталина.
  3. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

На одном из семинарских  занятий мы вплотную подошли к  теме культа личности Сталина. Давно кабинет Отечественной истории не видел настолько яркого огня в юных студенческих сердцах, как в тот день.

Несомненно, данная тема очень интересна для нас тем, что помогает понять ту основу сегодняшнего мировосприятия людей старшего поколения; разобраться в той действительности, с которой мы знакомы только лишь со страниц учебников; лучше узнать историю собственной страны – период довольно сложный для оценки, очень противоречивый для вынесения вердиктов; приподнять вуаль, которая много лет скрывала собой много важнейших документов, тяжелейших преступлений. Подобное явление как культ личности интересен прежде всего тем, что трудно поддаётся точной характеристики, его почти невозможно терминизировать, потому что личность – сугубо индивидуальна.

Она вызвала в нас, ищущих правды и свое место в жизни, большой интерес и жажду исследований, и, что греха таить, на семинарском занятии разгорелся настоящий ожесточенный спор с самыми разными мнениями и точками зрения, которые каждый в виду своей горячности и юности стремился как можно наглядней показать. Занятие полнилось жаркими воскликами, холодной аргументацией, подчерпнутыми из дополнительной литературы историческими событиями и неосвещенными ранее сведениями, различными, порой совсем неожиданными, интерпретациями исторических фактов.

Я и сама играла не последнюю  роль в данном обсуждении, пусть  и не была так категорична, как  мои сокурсники. После окончания  занятия меня долго не покидало ощущение, что эта тема не была в достаточной  мере изучена и понята мной, что  много в ней осталось для меня загадкой или мифом, а поскольку  я не привыкла доверять одним только домыслам, я решила изучить эту тему более досконально. И поскольку учебный план позволял мне выбрать любую тему для внеклассной работы, я бы не смогла найти лучшей темы, чем эта.

В ходе написания реферата я ознакомилась со множеством литературы, включающей в себя как и общеобразовательные учебники, порой со всей сухостью констатирующие лишь факты, не вникая в суть процессов, всевозможные научные работы историков, людей страстных и, несомненно, с собственной точкой зрения, а так же со множеством небольших, но любопытных заметок и статей, оставляющих в сердце исследователя волнующее, но не подпитанное ничем более послевкусие.

Бесспорно, работа над данным рефератом принесла мне множество  полезного, которое не раз пригодится мне как и в дальнейшей учебе, так и в будущей профессии врача. А заключаются эти навыки, в, прежде всего, умении работать с самыми неожиданными источниками, умении выцеживать самое важное, оставляя все прочее в тени, умении стойко принимать чужие мнения и пытаться проникнуть в их суть, не отвергая или не принимая слепо сразу все аргументы. А так же в умении вникать в суть вещей, умении принимать новое, стремиться к новому и познавать это новое максимально (в силу знаний, опыта и стремления) правильно.

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие понятие культа личности.

Прежде чем переходить к основам культа личности Сталина, предпосылок образования этого  явления, затрагивать основные моменты, с ним связанные, следует разобраться, что подразумевает под собой  само понятие культа личности, без  отсылки на какого-либо конкретного  деятеля. Обратимся к словарям.

Согласно [1] Историческому словарю, Культ личности – политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность власти, приписывающая ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, ликвидирующая демократию. Социалогический словарь гласит, что Культ личности (англ. the cult of personality; нем. Personenkult) – чрезмерное квазирелигиозное возвеличение определенной личности вплоть до ее обожествления, преувеличение ее роли и заслуг в истории. Политический словарь и психологическая энциклопедия единогласны во мнении, что Культ личности – крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающее, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функций и роли лидера.

Из вышеописанных определений  можно сделать вывод, что культ  личности на политической арене несет  за собой возвеличивание данной личности, его личных качеств и черт, и  преуменьшение действий всех прочих органов и людей, ставя историю  в тот ракурс, что творилась  она исключительно выдвигаемым  лицом. Думается мне, людям легко  принять сей факт из-за подсознательного желания доверять ведущему в светлое  будущее лицу, но он является не всегда справедливым и объективным.

Однако понятно, что именно вызвало в наших кругах споры  – а именно не до конца понятое  явление. Ведь когда преподаватель  поднял вопрос касательно нашего времени  и резонно предположил по наших скупым определениям культа личности, что и сейчас его можно встретить, мы не смогли правильно опровергнуть данную точку зрения.

 

 

 

3. Возникновение  культа личности Сталина.

 

3.1. Политическая обстановка «предкультового» периода.

Для того, чтобы сделать  правильные выводы, прежде всего надо рассмотреть обстановку на тот период. Но не стоит растягивать временные  рамки (временной период максимально  близок к самому явлению).

 Начнём с первых  «шагов» коммунистической партии  в России. Процесс преобразования  коммунистической партии России  в государственную партию начался  в годы гражданской войны, когда  наряду с Советами, призванными  после Октября 1917 года осуществлять  власть в центре и на местах  стали создаваться в каждом  уезде, волости, губернии и  партийные комитеты. Опыт большевистской  партии, рассчитанный на экстремальную  ситуацию, помог партийным комитетам  успешно осваивать технику государственного  управления и заменить Советы. Предложения оппозиции о необходимости разграничения полномочий центра и местных органов, о подчинении центру, но автономии в выработке средств реализации директив центра, отделении партийных органов от советских, запрещении командовать Советами, превращении последних в постоянно работающие совещания (своего рода малые парламенты), прекращении практики назначенства (как только прошел пик гражданской войны), к сожалею, не были услышаны, потому что всегда опровергались ленинской аргументацией. [2]

Ограничения демократии, вызванные  обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с  политической арены России почти  все партии и в 20-е годы остаются единственной партией. Превращению  большевистской партии в государственную  структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В  первую очередь к концу 20-х годов  в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч  человек.

Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине.

 Коммунисты массовых  призывов, прошедшие через борьбу  протаю оппозиции, прочно усвоили  основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения  идейного оппонента и подавления  всякого инакомыслия. Слой же  старой большевистской гвардии  становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была  втянута в борьбу за власть  и была расколота, а затем  и вовсе уничтожена. Следующим  важным шагом на пути превращения  в государственную партию и  утверждения административно-командной  системы управления в стране  явился XVII съезд ВКП(б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии. [3] Прежде всего, съездом была введена новая структура партийных комитетов. Взамен «функционалки», как пренебрежительно был назван до тех пор существовавший принцип организации парткомовских отделов, создавались теперь «целостные производственно-отраслевые отделы». Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферу с того времени стало отличительной особенностью всего советского периода. Следующим существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенного еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная система контроля.

Таким образом, съезд учредил  «зоны вне критики». Исторический опыт показал, что никто не смог подняться  над ЦК партии, и это оказалось  орудием в борьбе Сталина за единоличную  власть.

Деятельность проверяющих  органов была взята под строгий  контроль ЦК партии и Генсека. Выстраиваемую  съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное  место занимал Сталин как Генеральный  Секретарь ЦК ВКП(б).

В 30-е годы окончательно оформилась та административно-командная система  управления советским обществом, которая  тесно связана с функционированием  государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране.

Такая система работала в  едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла  сама по себе быть жизнеспособной без  дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов. Утверждение  власти административно-командной  системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением  и укреплением силовых структур государства его репрессивных органов. [2]

 

 

3.2. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности.

Об опасности возникновения  этого явления в революционном  движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века.

Симптомы этого явления  в российском социал-демократическом  движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к  власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться  отдельные признаки этого явления. После смерти В. И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил  И. Сталин.

На партийных съездах  и конференциях до конца 20-х годов  звучали голоса тех, кто пытался  обратить внимание на те стороны поведения Сталина, которые ясно говорили о наличии симптомов "культовой болезни" у этого партийного лидера.

В партийных рядах только узкий круг людей знал о «Письме  съезду», в котором В. И. Ленин  давал характеристику партийным  лидерам, в том числе Сталину, и в котором Ленин предлагал  переместить Сталина с поста  генерального секретаря, т.е. с той  должности, где он мог нанести  делу партии серьезный ущерб своим  характером, своей склонностью к  «культовой болезни».

Это обстоятельство помешало партийцам понять выступающих, а  их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества  в борьбе за лидерство.

В конце 20-х - начале 30-х годов  Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское  Государство. Он остался у руководства  до конца своей жизни (март 1953 г.). За эти годы, не без его участия, идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и  внедрили его в общественное сознание.

Позже, после смерти Сталина  и ХХ съезда КПСС будет принято  Постановление ЦК КПСС «О преодолении  культа личности и его последствий», в этом документе был дан ответ  о причинах возникновения культа личности.

В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ  личности и заявить об объективных  и субъективных предпосылках его  возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:

  • сложная международная и внутренняя обстановка требовала железной дисциплины неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических форм.

 

  • приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом, как временные подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире.

 

  • народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые успехи советского общественного строя.

 

  • поскольку Сталин длительное время находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической партией, и Советской страной стали связывать с его именем.

Эти предпосылки  были названы объективными предпосылками  возникновения культа личности. [3]

Субъективными были названы  те, на которые указывал Ленин в 1922 году: «Сталин слишком груб, и  этот недостаток, вполне терпимый в  среде и в общении между  нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека». Далее Ленин  писал, что на этом посту должен быть человек более вежливый, более  внимательный к товарищам, более  терпим и лоялен к недостаткам  других, менее капризный.

В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение  всех руководящих партийцев, которые  приняли решение скрыть «Письмо...»  Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность  несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые  уговаривали представителей делегаций  оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать  другим. Большинство политологов  считают, что культ личности Сталина  возник, как неизбежный результат  того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как  партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что  культ личности заложен в самой  социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики. [4]

Информация о работе Культ личности Сталина