Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.
В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

В этой смуте царевне Софье  и Милославским удалось достичь  желаемой цели. 26мая был созван новый  собор, опять только из жителей Москвы. В страхе перед стрельцами участники  собора нашли компромиссное решение  поставить на царство сразу двух братьев: и Ивана и Петра. При этом Иван по требованию выборных от стрельцов был провозглашен первым царем, а Петр – вторым. Через несколько дней по требованию стрелецких полков было объявлено, что ввиду молодости государей, правление вручается их сестре Софье Алексеевне.

Царевна Софья получила власть благодаря стрельцам, которых взамен была вынуждена всячески ублажать и  награждать. Стрельцы получили почетное наименование «надворной пехоты». Московским стрельцам, солдатам, посадским людям  и ямщикам была дана жалованная грамота, чтобы их не называли бунтовщиками. В грамоте монотонно перечислялось: «…случилось побитье, за дом пречистые богородицы и за вас, великих государей, за мирное порабощение и неистовство к вам, и от великих к нам налог, обид и неправды боярам князь Юрью и князь Михаиле Долгоруким… Думного дьяка Лариона Иванова Языкова убили за то, что он, стакавшись с нашими полковниками, налоги нам великие чинил и взятки брал. Боярина Матвеева и доктора Данилу убили за то, что они на ваше царское величество отравное зелье составляли, и с пытки Данила в том винился. Ивана и Афанасья Нарышкиных побили за то, что они применяли к себе вашу царскую порфиру и мыслили всякое зло на государя царя Иоанна Алексеевича…». В знак стрелецких подвигов на Красной площади был воздвигнут столб с именами побитых ими изменников.

Стрельцы не удовлетворились  моральным поощрением. Каждому было пожаловано по десять рублей, а сверх  того они получили имущество перебитых  бояр и потребовали вернуть неуплаченного  жалования почти за 40 лет. По стрелецким расчетам выходила огромная сумма в 240 тысяч рублей. Таких денег в казне не было, и со всего государства было велено собирать серебряную посуду и лить из нее деньги для стрельцов.

Правительство Софьи стало  заложником стрелецких требований. Оказалось, что вызвать бурю было гораздо легче, чем ее утихомирить. Более того, стрелецкие полки грозили окончательно выйти из повиновения. У них появилась собственная идейная программа, заключающаяся в восстановлении старой веры. 1682г. был во многом переломным для раскольников. В апреле в Пустозерске по царскому указу был сожжен духовный вождь раскола протопоп Аввакум, а буквально через две недели умер царь Федор Алексеевич. Раскольники узрели в этом явный знак божьего гнева. Среди стрельцов было немало приверженцев Аввакума. К расколу принадлежал один из руководителей стрелецкого бунта Алексей Юдин. Поборником старой веры считался и князь Хованский, чье имя дало название всему движению.

Князь Иван Андреевич Хованский  по прозвищу Тараруй принадлежал  к роду Гедиминовичей, которые по своей знатности спорили с Рюриковичами. Он был знаменитым воеводой, правда, по язвительному выражению одного историка, более всего он был знаменит своими поражениями. В майские дни он был одним из сторонников царевны Софьи, поднимавших стрельцов на бунт. В награду он был сделан начальником («судьей») Стрелецкого приказа. Но, получив командование над «надворной пехотой» Хованский начал претендовать на самостоятельную роль. Вместе с Хованским стрельцы поклялись стоять за старую веру. Выборные от полков потребовали устроить прения о вере и выставили против никониан нескольких расколоучителей во главе с суздальским священником Никитой.

Религиозный диспут состоялся 5 июля в Грановитой палате. Раскольников сопровождала целая толпа, одобрявшая их изможденный вид: «Не толсты брюха-то у них, не как у нынешних Нового завета учителей!». Сам диспут ничего не решил, каждая из сторон – патриарх с синклитом и раскольники остались при своих убеждениях. Царевна Софья держала себя мужественно, не испугалась, подобно многим боярам, бурлившей снаружи толпы и горячо отстаивала церковные реформы. Выборных от стрельцов царевна предупредила: «…в надежде на вас эти раскольники-мужики так дерзко пришли сюда… Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя: пойдем в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении».

Угроза царевны покинуть столицу  подействовала на стрельцов. Кроме  того, выборных от полков щедро угостили вином, и они отступились от старой веры. Как писал С.М.Соловьев, «рядовые стрельцы побуянили, но не смогли устоять перед царским погребом, когда выставили на десять человек по ушату: принесли заручные, что вперед не будут вступаться за старую веру, а раскольников начали бить, крича: «Вы, бунтовщики, возмутили всем царством!». Те бросились бежать, куда кто мог: отцов перехватили; Никите, как самому дерзкому заводчику смуты и нарушителю своего обещания, отсекли голову…»

После неудачи с возвращением к  старой вере князю Хованскому все  сложнее было играть роль посредника между правительством и стрельцами. Сам богатый и знатный боярин он выступал заступником стрельцов перед кровопийцами- боярами, а бояр уверял, что потакает стрельцам ради общего спокойствия. «Когда меня не станет, то в Москве будут ходить по колено в крови», - говорил он. Но Софья и ее окружение уже не верили князю. Его обвиняли в потворстве раскольникам и даже подозревали в том, что он сам хочет занять престол. Ходили слухи, что во время крестного похода стрельцы задумали лишить жизни царей и цариц и выкликнуть на царство своего кумира. Справедливы были эти подозрения или нет, но в августе вся царская семья покинула Москву и разместилась в селе Воздвиженском.

Князь Хованский метался, не зная, что предпринять. Он страшился  окончательно разорвать с правительством, и когда пришел царский указ всем думным людям прибыть в Воздвиженское, повиновался и покинул Москву. В столице его карету постоянно окружала полусотня стрельцов и еще сотня караулила дом, но за пределами города он оказался совершенно беззащитен, чем не преминули воспользоваться сторонники Софьи. 17 сентября князь был схвачен у села Пушкино и доставлен в Воздвиженское. Перед очи царевны князя не допустили, у околицы села зачитали Хованскому обвинительную сказку и тут же у Московской дороге «вершили» - казнили вместе с сыном.

Оставшись без предводителя, стрельцы окончательно растерялись, тем  более что по распоряжению правительницы  к Троицкому монастырю начало подтягиваться дворянское ополчение  из уездов. Видя, что силы правительницы  увеличиваются с каждым днем, стрельцы решили принести повинную. К Троице отправились выборные от полков, впрочем, некоторые из них в страхе бежали назад с полдороги. Остальные, представ перед царевной, слезно молили ее о прощении.

6 ноября царевна Софья  вернулась в Москву победительницей.  Столб, установленный на Красной  площади в честь стрельцов,  был уничтожен, полки приведены  в повиновение. Начальником Стрелецкого  приказа назначен верный Софье  человек – Думный дьяк Ф.  Л. Шакловитый. В феврале 1683 г. был издан указ о возвращении прежним владельцам холопов, получивших отпускные во время бунта: «и впредь таким отпускным не верить, потому что они их взяли в смутное время, неволею, за смутным страхованием, да этим же холопям при отдаче их чинить жестокое наказанье, бить кнутом нещадно, если же прежние господа не возьмут их, то ссылать их в сибирские и другие дальние города на вечное житье».

На следующие 7 лет власть перешла при номинальном царствовании Ивана и Петра перешла в  руки царевны Софьи и ее фаворита князя В.В.Голицына.

17 век назван современниками "бунташным веком". Это время  крупных социальных движений: двух  мощных крестьянских восстаний,  целого ряда восстаний городских,  а также церковного выступления,  переросшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. "Соляной бунт" был вызван недовольством политикой правительства Б.И.Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; "медный бунт" вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание - реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С. Т. Разина.

Ни одно из выступлений  не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию  государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства - в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось.

Причинами поражения выступлений  были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.

Врожденный порок империи  Романовых.

Самым непосредственным побудительным  мотивом петровских преобразований выступала необходимость срочно модернизировать армию и обзавестись  военно-морским флотом. Для этого  надо было развить торговлю, поднять  промышленность. То есть, причины "петровского эксперимента" были вполне прозаическими, земными. Без решения этих задач Россия могла вновь погрузиться в Смуту, деградировать и пасть добычей более сильных, технологически развитых и энергичных соседей. Например, Швеции. Мы попросту могли распасться как единая страна. Достаточно просто вспомнить, как в Смуту начала семнадцатого века угроза раскола России проглянула с пугающей отчетливостью. Ведь в 1611 году шведы уже пробовали создать марионеточное Новгородское государство - почти так же, как японская Кватунская армия выкроила из покоряемого Китая 1930-х годов "независимую Манчжурию". Давайте не забывать, что семнадцатое столетие называли "бунташным веком" - в нем, помимо Смутного времени 1603-1617 годов были мощнейшие городские восстания и кровопролитный бунт Степана Разина. С 1649 года шло тотальное закрепощение крестьян (что им вовсе не нравилось), а на присоединившейся к Московскому царству Украине шла настоящая гражданская война (так называемый период Руины). Страну раздирали острейшие внутренние конфликты, порожденные церковной реформой Никона. Они вылились в два стрелецких бунта. Что мы видим? Картину опаснейшей нестабильности, в которую попало наше государство, преддверие новой Смуты! Так что преобразования были нужны, как воздух.

 

 

3. Сравните  процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки. Укажите, что было общим, а что различным.

 

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. внесла в жизнь СССР существенные изменения, потребность  в которых остро назрела. Эти  изменения были связаны с деятельностью первого секретаря ЦК КПСС Хрущева. Он положил начало десталинизации и осуществил реформы во всех сферах жизни общества. Рассмотрим эти реформы.

Реформы в политической сфере - способствовали определенной либерализации  и демократизации общественно-политической жизни: 
• Люди получили возможность более свободно выражать свои мысли; 
• Возобновились демократические нормы деятельности КПСС (регулярный созыв съездов и пленумов, критика и самокритика в партии и т.п.); 
• Возросла роль Советов - как в центре, так и на местах, но сохранялось верховенство партийных органов над государственными; 
• Разоблачена преступная деятельность Л.Берии и его прихвостней в Украине (П.Мешика и др.)., Началась реабилитация жертв массовых репрессий. В 1954-1956 г.г. в СССР была в почти 8 тыс. человек. Однако эта работа не была завершена. А с 1962 г. комиссии по реабилитации постепенно прекратили свою деятельность. Более того, параллельно с реабилитацией жертв сталинских репрессий происходили новые политические репрессии, вносились изменения в законодательство, которые увеличивали возможности власти в их проведении. Так, 25 декабря 1958 Верховный Совет СССР принял закон "Об уголовной ответственности за государственные преступления". В уголовный кодекс была введена статья "антисоветская агитация и пропаганда". В течение 1954-1959 г.г. в Украине за антисоветскую деятельность репрессировали 3,5 тыс. человек. 
• Осуждены культ личности Сталина. Это сделал лично Хрущев на ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) в докладе "О культе личности и его последствиях". Съезд осудил репрессивную политику сталинского режима и провозгласил курс на демократизацию общества. Но культ личности Сталина не был развенчан до конца: доклад Хрущева не была опубликована, не были раскрыты причины культа личности и репрессий - их объясняли рядом ошибок Сталина и руководителей МВД и КГБ - Ежова и Берии, много фактов замалчивалось. Впоследствии сложился культ личности самого Хрущева.

Реформы в политической сфере были половинчатыми и непоследовательными. Они не затрагивали основ тоталитарного режима, осталась монополия КПСС во всех сферах общественной жизни, нетронутыми оказались догмы марксизма-ленинизма. 
Полной демократизации жизни общества не произошло.

Хрущев осуществил ряд мероприятий по расширению прав республик, в т.ч. и Украины: 
• Украинский шире выдвигались на руководящие должности в республике. В 1953 г. первым секретарем ЦК КПУ был назначен А.Кириченко - первого украинский на этом посту (1953-1957 г.г.). С тех пор первыми секретарями КПУ предназначались только украинские: Н.Подгорный (1957-1962 г.г.), П. Шелест (1962-1972 г.г.), Щербицкий (1972-1989 г.г.). 
• Расширились функции и повысилась ответственность КПУ. 
• Активизировалась деятельность Украины на международной арене. Если в 1953 г. республика была членом 14 международных организаций, то в 1955 г. - 29. 
• Вследствие реформы управления экономикой в ​​1957 г. под контроль Украину перешло 97% заводов республики, против 34% в 1953 г. Удельный вес республиканской промышленности выросла с 36% в 1953 г. до 76% в 1956 г.

Но все эти  мероприятия осуществлялись под  строгим контролем центра, к которому впоследствии снова вернулись его  командные функции.

Хрущевская "оттепель" способствовала национально-духовному  пробуждению и культурном развитии Украины: 
• Стало возможным открытое обсуждение проблем сохранения украинского языка, расширялись сферы ее применения. Началось издание многотомного словаря украинского языка, увеличилось издание украиноязычных книг.

Однако, с другой стороны, осуществлялись мероприятия, которые послабшувалы позиции украинского языка. В 1958 г. был принят закон о связи школы с жизнью, за которым, в частности, родители не имели права отказаться от изучения их детьми русского, английского или немецкого языков, однако могли отказаться от украинских.

Непоследовательность "украинизации" особенно отчетливо  наблюдалась на результатах книгоиздательского дела. В 1959 г. книги на украинском языке  составляли 53% всех книг, опубликованных в Украине, в 1958 - 60%, в 1960 - 49%. Но уже  в 1965% этот показатель опустился до 41% и далее неуклонно уменьшался. 
• Принимались меры с целью повышения престижа украинской науки. Выходят фундаментальные научные работы: "Украинская Советская Энциклопедия", "История украинской литературы". Издаются журналы на украинском языке. 
Воссоздается история украинского народа: с 1957 г. начал издаваться "Украинский исторический журнал", началась подготовка многотомной "Истории городов и сел Украины". 
• Было реабилитировано многих деятелей украинской культуры. Среди них - Олесь, Вороной, Г.Косинка, М.Ирчан, О.Досвитний, О.Ковинька, В.Мисик и многие другие. В газетах и ​​журналах печатали большое количество статей о возвращены украинской культуре имена. Издавались лучшие произведения реабилитированных писателей, появились литературоведческие работы о них. 
• Выдающимся явлением духовной жизни стало появление нового поколения интеллигенции - шестидесятников (этот термин употреблялся уже в начале 60-х годов). Ведущими фигурами среди них были писатели и поэты И. Драч, Л. Костенко, Винграновского, Симоненко, Стус, С.Гуцало, И.Калинець, художники А. Горская, П.Заливаха, В.Кушнир, литературные критики И. Светличный, И. Дзюба, Е.Сверстюк, деятели кинематографа С.Параджанов, Л.Осика, Ю.Ильенко и многие другие.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»