Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:37, контрольная работа
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.
В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ФГБОУ ВПО
«Санкт-Петербургский
Кафедра иностранных языков
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Отечественная история»
Срок обучения 4 г. 6 мес.
Специальность «Финансы и кредит»
Группа № Ф-12
Дата выполнения 14.02.13 г. Подпись________
Проверил ______________________________
Вариант № 1.
1. Составьте
хронологическую таблицу
Древнерусское государство
Древнерусское
государство сложилось в
В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве
восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное
развитие земледелия, особенного пашенного
в степном и лесостепном районе Среднего
Поднепровья, приводило к появлению избыточного
продукта, что создавало условия для выделения
из общины княжеско-дружинной группировки
(происходило отделение военно-управленческого
труда от производительного).
На Севере Восточной Европы, где из-за
суровых климатических условий земледелие
не могло получить широкого распространения,
большую роль продолжали играть промыслы,
а возникновение избыточного продукта
стало результатом развития обмена и внешней
торговли.
В районе распространения пашенного земледелия
началась эволюция родовой общины, которая,
благодаря тому, что теперь отдельная
большая семья могла обеспечить свое существование,
стала трансформироваться в земледельческую
или соседскую (территориальную). Такая
община, как и раньше, в основном состояла
из родственников, но в отличие от родовой
общины, пашенная земля, разделенная на
наделы, и продукты труда находились здесь
в пользовании отдельных больших семей,
владевших орудиями труда и скотом. Это
создавало некоторые условия для имущественной
дифференциации, но социального расслоения
в самой общине не происходило - производительность
земледельческого труда оставалась слишком
низкой. Археологические раскопки восточнославянских
поселений того периода обнаружили почти
одинаковые семейные жилища-полуземлянки
с одним и тем же набором предметов и орудий
труда.
Кроме того, на обширной лесной территории
восточнославянского мира сохранялась
подсека, а из-за своей трудоемкости она
требовала усилий всего родового коллектива.
Так, наметилась неравномерность в развитии
отдельных племенных союзов.
К политическим факторам образования
государства у восточных славян следует
отнести усложнение внутриплеменных отношений
и межплеменные столкновения, которые
ускоряли становление княжеской власти,
повышали роль князей и дружины как обороняющих
племя от внешних врагов, так и выступающих
в качестве арбитра при различного рода
спорах.
Кроме того, межплеменная борьба приводила
к складыванию межплеменных союзов во
главе с наиболее сильным племенем и его
князем. Эти союзы приобретали форму племенных
княжений. В итоге, власть князя, которую
он стремился превратить в наследственную,
все менее зависела от воли вечевых собраний,
укреплялась, а его интересы все более
отчуждались от интересов соплеменников.
Становлению власти князя способствовала
и эволюция языческих представлений славян
той эпохи. Так, по мере роста военного
могущества князя, приносящего добычу
племени, обороняющего его от внешних
врагов и взявшего на свои плечи проблему
урегулирования внутренних споров, росли
его престиж и, одновременно, происходило
отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате военных успехов,
выполнения им сложных управленческих
функций, отдаления князя от привычного
для общинников круга дел и забот, зачастую
выливавшегося в создание укрепленного
межплеменного центра - резиденции князя
и дружины, он начинал наделяться своими
соплеменниками сверхъестественными
силами и способностями, в нем все более
видели залог благополучия всего племени,
а его личность отождествляли с племенным
тотемом. Все это приводило к сакрализации
княжеской власти, создавало духовные
предпосылки для перехода от общинных
к государственным отношениям.
К внешним предпосылкам следует отнести
то “давление”, которое оказывали на
славянский мир его соседи - хазары и норманны.
С одной стороны, их стремление взять под
контроль торговые пути, связывающие Запад
с Востоком и Югом, ускоряло складывание
княжеско-дружинных группировок, втягивающихся
во внешнюю торговлю. Взимая, например,
продукты промыслов, в первую очередь,
пушнину со своих соплеменников и меняя
их на продукты престижного потребления
и серебро у иностранных купцов, продавая
им захваченных в плен иноплеменников,
местная знать все более подчиняла себе
племенные структуры, обогащалась и изолировалась
от рядовых общинников. Со временем она,
объединившись с варяжскими воинами-торговцами,
начнет осуществлять контроль за торговыми
путями и самой торговлей, что приведет
к консолидации ранее разрозненных племенных
княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействие с более
развитыми цивилизациями приводило к
заимствованию некоторых общественно-политических
форм их жизни. Не случайно долгое время
великие князья на Руси назывались по
примеру Хазарского каганата - хаканами
(каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического
устройства долгое время считалась Византийская
империя.
Следует учесть и то, что существование
в Низовьях Волги мощного государственного
образования - Хазарского каганата, защищало
восточных славян от набегов кочевников,
которые в предшествующие эпохи (гунны
в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие,
мешали мирному труду и, в итоге, появлению
“зародыша” государственности.
В советской исторической науке долгое
время приоритет в формировании государства
отдавался внутренним социально-экономическим
процессам; некоторые современные историки
считают, что решающую роль сыграли внешние
факторы; однако, представляется, что только
взаимодействие как внутренних, так и
внешних при недостаточной социально-экономической
зрелости восточнославянского общества
могло привести к тому историческому прорыву,
который произошел в славянском мире в
IХ-Х вв.
Основные этапы складывания
древнерусского государства.
В своем развитии древнерусское государство
прошло ряд этапов. Рассмотрим их.
На первом этапе образования древнерусского
государства (VIII-середина IХ вв.) происходит
вызревание предпосылок, складывание
межплеменных союзов и их центров - княжений,
которые упоминаются у восточных авторов.
К IХ в. восходит появление системы полюдья,
т.е. сбора с общинников в пользу князя
дани, которая в ту эпоху, скорее всего,
носила еще добровольный характер и воспринималась
как возмещение за военные и управленческие
услуги.
На втором этапе (2-ая половина IХ - середина
Х в.) процесс складывания государства
ускоряется во многом благодаря активному
вмешательству внешних сил - хазар и норманнов
(варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных
обитателей Северной Европы, вынудивших
ильменских словен, кривичей и финно-угорские
племена чуди и веси платить дань. На Юге
же хазары собирали дань с полян, северян,
радимичей и вятичей.
Данные Повести временных лет. Летописец
отмечает (под 862 годом), что славяне сумели
изгнать варяг за море. Но вскоре между
ними вспыхнула распря, “и пошел род на
род и воевати почаша сами на ся”. (Скорее
всего в летописи нашло отражение соперничество
племенных союзов Севера и их знати между
которой шла т.н. “борьба престижей”).
В этих условиях, не желая отдавать первенство
кому-либо из своих, славяне и финно -угры
со словами: “Земля наша велика и обилна,
а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете
княжить и володеть нами” решили обратиться
к соседям-варягам, называвшимися русью,
и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом
и Трувором. Приглашение было принято,
Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям
- в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере,
Трувор - в Изборске. Через два года после
смерти братьев Рюрик стал править единолично.
В 882 году его преемник князь Олег хитростью
захватил Киев, убив правивиших там Аскольда
и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика.
После этого он освободил славянские племена
от хазарской дани и подчинил своей власти.
Норманнская теория происхождения древнерусского
государства. Эти летописные данные легли
в основу т.н. “норманнской теории”, разработанной
в ХVIII в. немецкими учеными на русской
службе. Ее сторонники приписывали создание
государства варягам, давшим ему и свое
имя - “Русь”. Крайние норманисты делали
вывод об извечной отсталости славян,
якобы не способных к самостоятельному
историческому творчеству.
Некоторые дореволюционные и большинство
советских историков, правда, с разных
методологических позиций, оспаривали
эту теорию.
Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что
варяги появились в Восточной Европе тогда,
когда Киевское государство (возникшее,
якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались
лишь как наемная военная сила. Летописные
сведения о мирном “призвании варягов”
он считал поздней, вымышленной под влиянием
политической коньюктуры, сложившейся
в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха,
вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное
от реки Рось (правый приток Днепра южнее
Киева).
Современные исследователи, преодолевая
крайности норманизма и антинорманизма,
пришли к следующим выводам: процесс складывания
государства начался до варягов, сам факт
их приглашения на княжение свидельствует
о том, что эта форма власти была уже известна
славянам; Рюрик - реальная историческая
личность, будучи приглашенным в Новгород
на роль арбитра и, может быть, защитника
от “заморских варягов” (свеев), захватывает
власть. Его появление в Новгороде (мирное
или насильственное) никак не связано
с зарождением государства; норманнская
дружина, не обремененная местными традициями,
активнее использует элемент насилия
для сбора дани и объединения славянских
племенных союзов, что, в определенной
степени, ускоряет процесс складывания
государства. Одновременно происходит
консолидация местной княжеско- дружинной
верхушки, ее интеграция с варяжскими
дружинами и славянизация самих варягов;
Олег, объединив Новгородскую и Киевскую
земли и сведя воедино путь “из варяг
в греки”, подвел экономическую базу под
складывающееся государство; этноним
“русь” северного происхождения. И хотя
летопись относит ее к одному из норманнских
племен, но, скорее всего, это собирательное
имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым
скрывалась не этническая, а этносоциальная
группа, состоящая из представителей различных
народов, занимающихся морским разбоем
и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится
понятным распространение этого термина,
уже не связанного с какой-либо этнической
группой, среди восточных славян, а с другой
- быстрая ассимиляция самих варягов, принявших
к тому же местные языческие культы и не
державшихся за своих богов.
В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его
руках сосредоточилась власть над территорией
от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась
своеобразная федерация племенных княжений
во главе с великим князем киевским. Его
власть проявлялась в праве сбора дани
со всех, входящих в это объединение племен.
Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских
дружин и “воев” (вооруженных свободных
общинников) совершает в 907 г. успешный
поход на Византию. В результате был подписан
выгодный для Руси договор, обеспечивающий
ей право беспошлинной торговли. Новые
уступки заключались в соглашении от 911
г.
Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство
межплеменной федерации, а также защищал
ее границы от появившихся грозных кочевников
- печенегов. В 40-х годах он совершил два
похода на Византию, нарушившую свои соглашения
с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он
заключил в 944 г. менее выгодный договор,
а в 945 г. во время полюдья в древлянской
земле был убит за требование дани сверх
обычной.
Третий, завершающий этап складывания
государства начинается с реформ княгини
Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего
мужа, она устанавливает фиксированную
норму дани, а для ее сбора устраивает
“погосты”, ставшие опорой княжеской
власти на местах. Политика ее сына Святослава
(964-972), прославившегося победой над Хазарией
и походами на Дунай, закончившимися неудачей,
требовала мобилизации значительных сил
на внешние завоевания. Это несколько
задержало внутреннее устроение русской
земли.
Полная ликвидация племенных княжений
происходит во время правления Владимира
Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали
каких- либо качественных изменений. Так,
в 981 г., продолжив политику расширения
территории межплеменной федерации, он
присоединяет к ней юго-западные (Галицию,
Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую)
земли.
Пытается он укрепить и языческую веру,
а следовательно, свою власть. С этой целью
создается пантеон из пяти основных богов
во главе с Перуном, который особенно почитался
среди княжеских дружинников. Но эта мера
мало что изменила, и тогда Владимир идет
на своеобразную “духовную революцию”
сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта
монотеистическая по своей сути религия
позволила вытеснить местные языческие
культы и заложила духовную основу для
складывающейся единой русской народности
и древнерусского государства.
Следующим решительным шагом, завершающим
создание государства, становится замена
Владимиром племенных князей своими сыновьями,
призванными защищать новую веру и укрепить
власть киевского князя на местах. Тем
самым он превратил Русскую землю во владение
рода Рюриковичей. Укрепление власти дало
ему возможность организовать население
всей страны для создания мощных оборонительных
рубежей на южных границах и переселить
сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.
Сам великий князь, если вспомнить былины,
начинает восприниматься народным сознанием
не как воин - защитник, а как глава государства,
организующий охрану его рубежей.
К концу Х века сложились основные признаки
древнерусского государства: династическая
(родовая) княжеская власть; простейший
государственный аппарат в лице дружины
и наместников князя; система данничества;
территориальный принцип расселения,
вытесняющий племенной; монотеистическая
религия, усиливающая процесс сакрализации
княжеской власти.
2. В истории России XVII век называют «бунташным». Укажите причины социальной нестабильности в этот период и охарактеризуйте основные события.
XVII столетие
названо современниками "бунташным веком". Это время
крупных социальных движений: двух мощных
крестьянских восстаний, целого ряда восстаний
городских, а также церковного выступления,
переросшего в социальное движение. Причины
выступлений были разные. "Соляной бунт"
был вызван недовольством политикой правительства
Б.И.Морозова; городские восстания в Пскове
и Новгороде случились вследствие резкого
повышения цен на хлеб; "медный бунт"
вызвал финансовый кризис, а Соловецкое
восстание - реформа патриарха Никона.
Кульминацией же народных выступлений
стало восстание под предводительством
С. Т. Разина.
Ни одно из выступлений не закончилось
победой. В ходе борьбы за окончательную
централизацию государства против местного
суверенитета и местных вольностей правительство
жестоко подавляло любое проявление вольнодумства
- в экономической ли, социальной или религиозной
сфере оно проявлялось.
Причинами поражения выступлений были
их стихийный характер, отсутствие четкой
программы действий в некоторых случаях,
противоречия между социальными группами
в лагере восставших, как это было во время
восстания Степана Разина. Некоторые выступления
были подавлены после предательства некоторых
из их участников.
Врожденный порок империи Романовых
Самым непосредственным побудительным
мотивом петровских преобразований выступала
необходимость срочно модернизировать
армию и обзавестись военно-морским флотом.
Для этого надо было развить торговлю,
поднять промышленность. То есть, причины
"петровского эксперимента" были
вполне прозаическими, земными. Без решения
этих задач Россия могла вновь погрузиться
в Смуту, деградировать и пасть добычей
более сильных, технологически развитых
и энергичных соседей. Например, Швеции.
Мы попросту могли распасться как единая
страна. Достаточно просто вспомнить,
как в Смуту начала семнадцатого века
угроза раскола России проглянула с пугающей
отчетливостью. Ведь в 1611 году шведы уже
пробовали создать марионеточное Новгородское
государство - почти так же, как японская
Квантунская армия выкроила из покоряемого
Китая 1930-х годов "независимую Манчжурию".
Давайте не забывать, что семнадцатое
столетие называли "бунташным веком"
- в нем, помимо Смутного времени 1603-1617
годов были мощнейшие городские восстания
и кровопролитный бунт Степана Разина).
С 1649 года шло тотальное закрепощение
крестьян (что им вовсе не нравилось), а
на присоединившейся к Московскому царству
Украине шла настоящая гражданская война
(так называемый период Руины). Страну
раздирали острейшие внутренние конфликты,
порожденные церковной реформой Никона.
Они вылились в два стрелецких бунта. Что
мы видим? Картину опаснейшей нестабильности,
в которую попало наше государство, преддверие
новой Смуты! Так что преобразования были
нужны, как воздух.
Но надо ли было платить за модернизацию
такую непомерную цену? Можно ли было обойтись
без разрушения национальной культуры?
Ведь японцы полтора века спустя с успехом
решили эту задачу, осуществив так называемую
"революцию Мейдзи" и прекрасно совместив
свои кимоно-икебаны с броненосцами, винтовками
и фабриками. Да и у китайцев (Гоминьдан
и коммунисты) получилось вытащить Китай
из страшного омута войны всех против
всех, кошмара опиумного бизнеса и многонациональной
оккупации не вопреки, а благодаря китайскому
цивилизационному коду. Да мало ли еще
можно привести примеров? В общем, они
смогли, а мы - нет. Значит, Петр мог, но
не захотел. Значит он, "Петр-якобы-великий"
- убийца и могильщик русской традиции?
Опомнись, нетерпеливый читатель, сделавший
подобные выводы. Петр уже мало что мог.
До него, в семидесятые годы семнадцатого
века, Россия проскочила точку бифуркации.
Джокер не выпал. Кашу церковного раскола
уже заварил отец Петра. После этой катастрофы
у России остались лишь две возможных
траектории будущего: либо - деградировать,
прозябать и распасться, либо - попытаться
изменить собственную структуру на западный
манер, трансмутировать и получить.
Соляной бунт
«Соляной бунт» получил такое название, потому что поводом для него послужило недовольство налогом на соль. Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В разделе лекции, посвященном феодальным сословиям, говорилось о тягле – комплексе денежных и натуральных повинностей, которое несло посадское население. Между тем в городах бок о бок с тяглым посадским населением жили ремесленники и торговцы из белых слобод, назвавшихся так потому, что они были обелены, или освобождены от тягло. Белые слободы принадлежали крупным духовным и светским феодалам. Население белых слобод являлось зависимым от своих феодалов, но его материальное положение было лучшим, чем у свободных людей. Отсюда наблюдалось стремление посадских обменять свою тяжелую свободу на сравнительно легкую зависимость путем закабаления за сильными вельможами. Дошло до того, что в некоторых городах население белых слобод сравнялось с населением посадов. Таким образом, подати выплачивало все меньше и меньше налогоплательщиков, а тягло, падавшее на каждого из них, естественно, возросло.
Вскоре властям стало
очевидной бессмысленность
Официальные документы того времени откровенно признают, что сбор стрелецких и ямских денег шел крайне неровно из-за массового уклонения посадских людей: «иные и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избытых». Назарий Чистой, бывший гость, ставший думным дьяком, предложил по примеру западноевропейских стран сделать основной упор на косвенные налоги. В 1646 г. некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль – с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли являлась государственной монополией, Чистой уверял, что соляной налог обогатит казну. На деле вышло обратное, так как покупатели до предела сократили потребление соли. Более того, соляной налог привел к непредсказуемым последствиям. На Волге из-за дороговизны соли гнили тысячи пудов рыбы, которой простой народ, питался во время поста. В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа усиливалось злоупотреблениями царских приближенных: воспитателя царя боярина Морозова, царского тестя князя И.Д.Милославского, окольничего Л.С.Плещеева, начальника Пушкарского приказа Траханиотова.
Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г. Простое население Москвы несколько раз пыталось подать челобитную на царских приближенных, однако челобитные не принимались, что подвигло недовольных на более решительные действия. 25 мая 1648 г. когда царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, толпа остановила его экипаж и потребовала остановить Л.С.Плещеева. Царь обещал, и народ уже стал расходиться, как вдруг несколько придворных из числа сторонников Плещеева ударили несколько человек нагайками. Рассвирепевшая толпа обрушила на них град камней и ворвалась в Кремль. Чтобы остановить мятеж, Плещеев был выдан на казнь, но толпа вырвала его из рук палача и убила. Бежавшего Траханитого поймали и казнили. Когда убивали дьяка Назария Чистого, толпа приговаривала: «Вот тебе, изменник, за соль». Был разграблен дом гостя Шорина, которого обвиняли в повышении цены на соль. В довершение несчастий в Москве начался страшный пожар.
Стрельцы, которым долго задерживали жалование, перешли на сторону восставших, что придало бунту особенный размах. Верным правительству остался лишь отряд служивых иностранцев, двинувшийся на защиту царского дворца с распущенными знаменами и барабанным боем. Под прикрытием немцев начались переговоры со взбунтовавшимися. Большинство приближенных, чьи головы требовала толпа, были выданы на расправу. Царь объявил народу, что жалеет о бесчинствах Плещеева и Траханитова. С большим трудом удалось спасти боярина Морозова. Царь слезно просил толпу: «Я обещал выдать вам Морозова и должен признаться, что не могу его совершенно оправдать, но не могу решиться и осудить его: это человек мне дорогой, муж сестры царицыной, и выдать его на смерть будет мне очень тяжко». Морозова отправили в безопасное место, в почетную ссылку в Кириллов- Белозерский монастырь, причем царю пришлось дать обещание, что он никогда не возвратит боярина в Москву.
Царь приказал угостить стрельцов вином и медом, им было выдано повышенное жалование. Царский тесть Милославский зазвал на пир выборных от черных сотен и угощал их несколько дней сряду. Были заменены судьи во всех важнейших приказах. По царскому указу были освобождены от правежа недоимщики. Алексей Михайлович обещал также понизить цену на соль.
Вслед за Москвой волнения произошли в Козлове, Владимире, Ельце, Болхове, Чугуеве. Главным последствием городских восстаний стала посадская реформа и принятие Соборного Уложения 1649г.
Восстания в Пскове и Новгороде
Менее чем через год после принятия Соборного Уложения вспыхнули волнения в Пскове и Новгороде, двух городах, в которых еще не угас вечевой дух. Поводом к волнениям послужило известие об отправки хлеба в Швецию в счет погашения долгов правительства. «Молодшие люди» Пскова, то есть городская беднота, обратились к властям с просьбой не отправлять хлеб, так как городу грозил голод. Получив отказ 28 февраля 1650 г. псковичи вышли из повиновения. Был захвачен шведский агент, воевода Собакин потерял власть над городом. Своими предводителями псковичи выбрали триумвират из площадного подъячего Томилку Васильева и стрельцов Порфирия Козу и Иова Копыто.
Через две недели волнения перекинулись в Новгород, причем новгородцы действовали примерно по той же схеме. Был захвачен датский посланник, а 16 марта загудел колокол и раздались крики: «Государь об нас не радеет, деньгами помогает и хлебом кормит немецкие земли». Воевода князь Хилков и митрополит Никон пытались подавить волнения силой, но стрелецкие головы и дети боярские не могли ничего сделать с восставшими. Предводителем новгородцев стал освобожденный из тюрьмы митрополитчий приказной Иван Жеглов. В земской избе заседало правительство в составе Жеглова, сапожника Елисея Григорьева по прозвищу Лисица, стрелецкого пятидесятника Киршы Дьяволова и других. Думали отправить послов в Псков, чтобы обоими городами стоять заодно, но эти планы не были исполнены, и дело ограничилось тем, что в Москву была отправлена челобитная с заверениями в верности новгородцев, наказавших изменников. Среди самих восставших очень быстро начались колебания. Зажиточная часть горожан опасалась повторение новгородского погрома восьмидесятилетней давности: «Навести нам на себя за нынешнюю смуту такую же беду, какая была при царе Иване», а дворяне отказались приложить руки к записи, что им с мирскими людьми стоять заодно.
Между тем для усмирения Новгорода был направлен отряд ратных людей во главе с князем И.Н.Хованским. И хотя вождь посада Елисей Лисица говорил: «Мы боярина князя Хованского в город не пустим, а если какая немера будет, то мы, взявши барабаны, пойдем все во Псков», новгородские дворяне и дети боярские начали перебегать в правительственный лагерь. Надежды на челобитную не оправдались, царь Алексей Михайлович потребовал выдать зачинщиков, грозя в противном случае прислать воевод с многими ратными людьми. С красноречивым увещеванием выступал митрополит Никон, на его сторону встала зажиточная часть новгородцев. В результате в середине апреля князь Хованский был впущен в город, а из Москвы пришел приговор: казнить смертью Жеглова и Елисея Лисицу, а других зачинщиков бить кнутом нещадно и сослать в Астрахань на вечное житье.
Младший брат Новгорода Великого – Псков оказал более ожесточенное сопротивление. Восставшие силой взяли у воеводы свинец, порох и ключи от города. Окольничий Ф.Ф. Волконский, приехавший в Псков для розыска, сам был схвачен, допрошен и едва избежал казни. Князя Хованского, который после покорения Новгорода осадил со своим отрядом Псков, встретили стрельбою из пушек и пищалей. Характерно, что при этом восставшие продолжали надеяться на царя, не верили отрицательному ответу на свою челобитную (даже пытали одного из вернувшихся из Москвы челобитчиков, добиваясь признания, что он привез фальшивую грамоту). Ходили слухи, что Алексей Михайлович бежал в Польшу и скоро придет на выручку Пскову с донскими и запорожскими казаками. Военные действия продолжались несколько месяцев, и князь Хованский никак не мог взять хорошо укрепленный город. Более того, к Пскову присоединился Гдов и Изборск. Восставшие, зная о расправе над новгородцами, отказались покориться, а на послание митрополита Никона отвечали: «будет с него и того, что Новгород обманул, а мы не новгородцы, повинных нам к государю не посылать, и вины над собою никакой не ведаем».
В конце 1650 г. в Москве был созван Земский собор, на рассмотрение которого был предложен вопрос о псковских делах. Ответа выборных людей не сохранилось, но царский указ, принятый сразу после собора, не требовал выдачи заводчиков и обещал псковичам, что в случае изъявления ими покорности ратные люди сразу отступят от Пскова. Историк С.М.Соловьев писал, что такое решение имело свое объяснение: «…укажем только на одно опасение, о котором прямо говорят источники: тотчас после собора призваны были черных сотен соцкие в Посольский приказ и говорено им, чтоб извещали государю про всяких людей, которые станут воровские речи говорить или в народе вещать». Очевидно, неспокойная обстановка в самой Москве и других городах заставляла воздержаться от применения силы.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»