Губернаторы Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:26, реферат

Краткое описание

Более четырехсот лет прошло с тех пор, как Сибирь вошла в состав Российского государства. Для освоения этого края и закрепления в составе русского государства необходимо было организовать действенную систему управления. Управление Сибирью всегда было сопряжено с определенными трудностями, так как она представляла собой завоеванный край, в котором приходилось удерживать новоприобретенные земли, усмирять инородцев и т.п. Кроме того, на управление Сибирью оказывало влияние и удаленность этого края от Москвы и Петербурга, а, следовательно, и от правительственного надзора.

Файлы: 1 файл

гс.docx

— 37.90 Кб (Скачать)

   Михаил  Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года во Владимирской губернии, в  селе Черкутине, владельцем которого был  граф Н.И. Салтыков, главный надзиратель  за воспитанием великих князей. В 1788 году после окончания учебы, Михаил Сперанский попадает в семинарию  при Александро-Невском монастыре  в Петербурге, где изучались многие научные дисциплины. К 1801 году, всего  за четыре с половиной года, он стал видным сановником Российской империи  в чине действительного статского  советника, что соответствовало  воинскому званию генерала. Александр  I увидел в нем человека, способного разработать и предложить структуру рационального политического устройства, в рамках которого можно было бы ограничить произвол чиновников. Период с 1808–1811 годы – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора.

   После ревизии этого края и анализа местной системы управления Сперанский пришел к выводу, что одной из главных причин малой эффективности административных органов Сибири, было отсутствие четкого определения их полномочий и функционального отделения от центральной власти. В результате им были подготовлены 10 проектов законодательных актов по важнейшим вопросам Сибирского края, таким как административное устройство и управление, развитие экономики и торговли, судопроизводство и характер отбывания повинностей населением, определение социального статуса различных его слоев. Вместе эти 10 актов известны под названием «Сибирское учреждение» («Учреждение для управления Сибирских губерний», «Устав об управлении инородцами», «Устав об управлении киргиз-кайсаков», «Устав о ссыльных», «Устав об этапах», «Устав о сухопутных сообщениях», «Устав о городовых казаках», «Положение о хлебных запасах», «Положение о земских повинностях», «Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами») были утверждены Высочайшим повелением 22 июля 1822 года в Сибирском комитете.

   Реформа 1822 года отразила стремление Сперанского  покончить со злоупотреблениями  сибирских начальников путем  изменения самой системы местного управления. По «Сибирскому учреждению»  устанавливалось четыре уровня управления: главное, губернское, окружное и городское. Главные управления учреждались  в Тобольске и Иркутске.

   Проект  «Учреждение для управления Сибирских  губерний» в корне меняет статус губернаторской власти. Согласно ему, личную власть губернатора и других должностных лиц следовало преобразовать  «в установление и, согласив единство ее действия с гласностью, охранить ее от самовластия и злоупотреблений  законными средствами, из самого порядка  дел возникающими, и учредить действие ее так, чтоб оно было не личным и  домашним, но публичным и служебным». Таким образом, вместо личной власти должностных лиц «Учреждение» предусматривало  создание административных органов.

   Для осуществления коллегиального надзора  за местными органами было образовано Главное губернское управление. Кроме  установления специального назначения власти, предусматривалось и ее ограничение. Вместо единоличного управления на трех верхних уровнях местной власти вводились коллегиально-совещательные  учреждения – советы. Так при  Главном губернском управлении был  сформирован Совет, являвшийся некоторое  время совещательным органом. Совет  должен был состоять из 6 членов, назначаемых императором, при этом три из них – по рекомендации генерал-губернатора, а три – по рекомендации министра внутренних дел. В случае отсутствия каких-либо членов их функции исполняли председатели губернского суда, казенной палаты и гражданский губернатор.

   В компетенцию Совета входило: осуществление  общего надзора за действиями сибирского управления; рассмотрение ежегодных  отчетов губернаторов; рассмотрение жалоб на действия должностных лиц; подготовка обзоров судебной практики по различным вопросам; рекомендации судам; разрешение в порядке апелляционной  инстанции судебных дел по вопросам торговли, нарушения обязательств по договорам; проблемам налогообложения  и исполнения воинской обязанности.

   Исполнительная  власть по Главному управлению вверялась  генерал-губернатору. Совет, призванный ограничить полномочия начальника, не имел такой власти, все предписания  по его постановлениям исходили от генерал-губернатора. Был определен  род дел, разрешение которых не требовало  совещания, а доверялось единоличному усмотрению генерал-губернатору. Попытка  соединить два противоположных  начала – ограничение и независимость  власти местного начальства – привела  к тому, что со временем Совет  как совещательный орган бюрократического характера стал практически полностью  зависим от генерал-губернатора.

   На  губернском уровне устанавливалась  управленческая модель, аналогичная  Главному управлению. В системе государственных  учреждений Тобольской губернии появилось  совещательно-коллегиальное общее  управление, состоящее из гражданского губернатора и губернского совета. Губернский совет учреждался из председателей  губернских мест, губернского прокурора  и губернских стряпчих под председательством  губернатора. В случае решения дел, касающихся особенных губернских учреждений, в совет приглашались губернский почтмейстер, директор училищ, начальник  врачебной управы и другие подобные лица. В новом государственном  учреждении сосредотачивались дела по надзору и ревизии мест, как губернских, так окружных и волостных, предметы управления, требующие общего соображения хозяйственной и исполнительной части, а также дела по жалобам и протестам в нарушении судебных обрядов в окружных судебных местах. Таким образом, к Губернскому совету отошли те вопросы, круг которых ранее обременял губернское правление. С отделением губернатора от губернского правления положение его освобождалось от прежней неопределенности. В его ведении остались только наиболее важные дела, что должно было возвысить значение губернаторской должности.

   Проведенная под непосредственным руководством Сперанского в январе 1822 года реформа  административно-территориального деления  края предполагала образование на территории Сибири двух генерал-губернаторств. Западно-Сибирское  – с центром в Тобольске  включало Тобольскую, Томскую губернии и Омскую область. К Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром  в Иркутске причислялись Якутская область, Енисейская и Иркутская губернии.

   Административно-территориальное  подразделение «Учреждением» 1822 года сибирских губерний на округа способствовало созданию Окружных управлений, представительский  состав которых зависел от численности  подведомственного населения.

   «Учреждение Сибири» предполагало сохранение в  Сибири волостного правления в лице ежегодно избираемых народом через  поверенных (от 100 душ один поверенный) волостного главы, сельских старост, писаря и сборщика налогов. Инородческое управление состояло из степных дум, родового управления и инородных управ, бродячие инородцы имели только семейное управление.

   Реформа 1822 года стала важным шагом в деле создания особого сибирского управления. Учет местных особенностей проявился  прежде всего в сохранении генерал-губернаторской власти, новая организация которой  не только позволила приблизить к  Сибири министерские установления, но и закрепила складывание в  регионе двух экономических районов. Совмещение централизаторских и децентрализаторских начал в управлении, уплотнение административной структуры, концентрация надзора в Главных управлениях, организация коллегиальной ответственности, отделение губернатора от губернского правления, многовидовая структура областного и городского управления – все эти преобразования были продиктованы желанием Сперанского дать правовое основание системе государственных учреждений с учетом местных особенностей Сибири.

   Под руководством М.М. Сперанского проводилась  работа по созданию в Сибири единой судебной системы, подконтрольной только генерал-губернатору, а не находящейся  под постоянным влиянием и в зависимости  от многочисленного чиновничества.

   Согласно  «Учреждению для управления Сибирских  губерний» высшим правительством в  Сибири являлось Главное управление под руководством генерал-губернатора. В качестве контрольного органа при  генерал-губернаторе учреждался Совет. Узаконение наделяло генерал-губернатора  правом окончательного утверждения  приговоров по уголовным делам, поступавшим  в его канцелярию по разногласию  Губернского суда с гражданским  губернатором. Вместе с тем Главному управлению позволялось приостанавливать исполнение судебных приговоров Губернского  суда для предоставления дел в  апелляционном порядке Правительствующему Сенату.

   Следующим звеном судебной системы Сибири выступало  Губернское правление, возглавляемое  гражданским губернатором. Помимо его  основных функций в его обязанности  входило рассмотрение жалоб, ревизий, следствий, отрешения или предания суду, приносимых с областных, окружных, полицейских и судебных ведомств, а также уголовные дела, не затрагивавшие  политических прав подданного населения. Волостное правление выполняло  судебные функции, заключавшиеся в  рассмотрении малозначительных гражданских  и уголовных дел, затрагивавших  интересы крестьян, мещан и ремесленников.

   В соответствии с «Учреждением» 1822 года гражданским и уголовным судом  первой степени являлся Окружной суд, представленный в каждом округе назначаемыми гражданским губернатором судьей и 2-3 выборными от сословий заседателями. Окружной суд обязывался рассматривать  в качестве первой инстанции особой важности гражданские споры и  уголовные дела подведомственного  населения.

   Высшей  судебной инстанцией губернского масштаба считался Губернский суд.

   Осуществление надзора за деятельностью административных и судебных учреждений, а также  должностных лиц возлагалось  на многочисленный штат губернской прокуратуры, ведущее место в которой занимал губернский прокурор.

   Значительными полномочиями наделялись «Учреждением» 1822 года гражданские губернаторы, замещаемые по должности в большинстве случаев  чиновниками Министерства внутренних дел.

   Закрепление «Учреждением» 1822 года порядка назначения на должность губернских и окружных стряпчих, сопряженного с личным усмотрением  гражданского губернатора, предопределило прямую зависимость прокурорских чинов  от местной царской бюрократии.

   Таким образом, согласно «Учреждению» 1822 года в Сибири была создана двухступенчатая  система суда, замещаемого чиновниками, которые направлялись Сенатом. Привлечению  квалифицированных кадров призваны были способствовать разработанные  правила и преимущества относительно служащих Сибири. На правах контрольного органа за взаимодействие двух систем был учрежден Совет, включавший представительство  от местных отраслевых ведомств. Заметно  усиливалась в соответствии с  «Учреждением» 1822 года власть губернской прокуратуры, получившей при превышении власти генерал-губернатором право  обращения в Сенат.

   Но, несмотря на претворение в жизнь  прогрессивных начал «Учреждения» 1822 года, состояние сибирского суда оставляло желать лучшего.

   Сперанский  М. М., в своих реформах, не оставил  без внимания и население этого  края. Одним из его основных проектов по развитию Сибири является «Устав об управлении сибирских инородцев». Термин «инородцы» впервые введен в русский  язык Сперанским. По новому уставу население  делилось по степени гражданского образования  и по свойству промысла на оседлых, кочевых и бродячих, устанавливались  их права и управление в родовых  имениях.

   Оседлое коренное население по своему статусу  приравнивалось к русским государственным  крестьянам и объединялось в общины и волости. Гарантировалась свобода  вероисповедания как для коренного  населения, так и для переселившихся в Сибирь старообрядцев.

   Разделение  нерусского населения Сибири на группы оказало большое влияние на поддержание  финансовой стабильности в регионе  и развитие товарно-денежных отношений.

   Система государственных учреждений, основанных М.М. Сперанским, просуществовала в  Тобольской губернии 60 лет. Дальнейшие дополнения в систему государственных  учреждений Тобольской губернии были внесены  в связи с реформами  Александра II.

   29 января  1851г. был назначен генерал-губернатором  Западной Сибири Гасфорд Густав  Христианович. В годы его правления  Западной Сибирью  к Российской  империи был присоединен Заилийский  край,  возникли новые поселения  в Казахстане. В 1859-61 гг. было преобразовано  казачье войско. При непосредственном  участии Гасфорда на Иртыше  получило развитие пароходства; была разрешена продажа казенных земель, положившая начало поземельной собственности в Западной Сибири. Было построено 200 церквей, во многих селах учреждены приходские училища, в восьми городах открыты женские школы.

   В январе 1875г. генерал-губернатором Западной Сибири становиться Н.Г. Казнаков. Он много сил отдавал развитию хозяйства  края, помог решить спор о строительстве  Сибирской железной дороги. Постоянно  уделял внимание организации управления Западной Сибирью, учредил Семипалатинский статистический комитет, открыл Омский тюремный комитет. Казнаков сыграл большую роль в развитии народного образования. Он открыл в Тюмени реальное училище, в Омске – мужскую гимназию, в Тобольске и Омске – фельдшерскую и ветеринарную школы.

 

ГЛАВА 4. НА ЗАКАТЕ МОНАРХИИ (1896-1917)

   В сибирской административной политике рубежа XIX-начале XX вв. отчетливо просматривается генеральная линия, нацеленная на постепенную унификацию сибирского управления и сближение административного устройства Сибири и Центральной России. Этому должно было содействовать строительство Сибирской железной дороги.

Информация о работе Губернаторы Сибири