Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:26, реферат
Более четырехсот лет прошло с тех пор, как Сибирь вошла в состав Российского государства. Для освоения этого края и закрепления в составе русского государства необходимо было организовать действенную систему управления. Управление Сибирью всегда было сопряжено с определенными трудностями, так как она представляла собой завоеванный край, в котором приходилось удерживать новоприобретенные земли, усмирять инородцев и т.п. Кроме того, на управление Сибирью оказывало влияние и удаленность этого края от Москвы и Петербурга, а, следовательно, и от правительственного надзора.
Михаил
Михайлович Сперанский родился 1 января
1772 года во Владимирской губернии, в
селе Черкутине, владельцем которого был
граф Н.И. Салтыков, главный надзиратель
за воспитанием великих князей. В
1788 году после окончания учебы, Михаил
Сперанский попадает в семинарию
при Александро-Невском
После ревизии этого края и анализа местной системы управления Сперанский пришел к выводу, что одной из главных причин малой эффективности административных органов Сибири, было отсутствие четкого определения их полномочий и функционального отделения от центральной власти. В результате им были подготовлены 10 проектов законодательных актов по важнейшим вопросам Сибирского края, таким как административное устройство и управление, развитие экономики и торговли, судопроизводство и характер отбывания повинностей населением, определение социального статуса различных его слоев. Вместе эти 10 актов известны под названием «Сибирское учреждение» («Учреждение для управления Сибирских губерний», «Устав об управлении инородцами», «Устав об управлении киргиз-кайсаков», «Устав о ссыльных», «Устав об этапах», «Устав о сухопутных сообщениях», «Устав о городовых казаках», «Положение о хлебных запасах», «Положение о земских повинностях», «Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами») были утверждены Высочайшим повелением 22 июля 1822 года в Сибирском комитете.
Реформа
1822 года отразила стремление Сперанского
покончить со злоупотреблениями
сибирских начальников путем
изменения самой системы
Проект
«Учреждение для управления Сибирских
губерний» в корне меняет статус
губернаторской власти. Согласно ему,
личную власть губернатора и других
должностных лиц следовало
Для
осуществления коллегиального надзора
за местными органами было образовано
Главное губернское управление. Кроме
установления специального назначения
власти, предусматривалось и ее ограничение.
Вместо единоличного управления на трех
верхних уровнях местной власти
вводились коллегиально-
В компетенцию Совета входило: осуществление общего надзора за действиями сибирского управления; рассмотрение ежегодных отчетов губернаторов; рассмотрение жалоб на действия должностных лиц; подготовка обзоров судебной практики по различным вопросам; рекомендации судам; разрешение в порядке апелляционной инстанции судебных дел по вопросам торговли, нарушения обязательств по договорам; проблемам налогообложения и исполнения воинской обязанности.
Исполнительная
власть по Главному управлению вверялась
генерал-губернатору. Совет, призванный
ограничить полномочия начальника, не
имел такой власти, все предписания
по его постановлениям исходили от
генерал-губернатора. Был определен
род дел, разрешение которых не требовало
совещания, а доверялось единоличному
усмотрению генерал-губернатору. Попытка
соединить два противоположных
начала – ограничение и независимость
власти местного начальства – привела
к тому, что со временем Совет
как совещательный орган
На
губернском уровне устанавливалась
управленческая модель, аналогичная
Главному управлению. В системе государственных
учреждений Тобольской губернии появилось
совещательно-коллегиальное
Проведенная
под непосредственным руководством
Сперанского в январе 1822 года реформа
административно-
Административно-
«Учреждение Сибири» предполагало сохранение в Сибири волостного правления в лице ежегодно избираемых народом через поверенных (от 100 душ один поверенный) волостного главы, сельских старост, писаря и сборщика налогов. Инородческое управление состояло из степных дум, родового управления и инородных управ, бродячие инородцы имели только семейное управление.
Реформа 1822 года стала важным шагом в деле создания особого сибирского управления. Учет местных особенностей проявился прежде всего в сохранении генерал-губернаторской власти, новая организация которой не только позволила приблизить к Сибири министерские установления, но и закрепила складывание в регионе двух экономических районов. Совмещение централизаторских и децентрализаторских начал в управлении, уплотнение административной структуры, концентрация надзора в Главных управлениях, организация коллегиальной ответственности, отделение губернатора от губернского правления, многовидовая структура областного и городского управления – все эти преобразования были продиктованы желанием Сперанского дать правовое основание системе государственных учреждений с учетом местных особенностей Сибири.
Под руководством М.М. Сперанского проводилась работа по созданию в Сибири единой судебной системы, подконтрольной только генерал-губернатору, а не находящейся под постоянным влиянием и в зависимости от многочисленного чиновничества.
Согласно
«Учреждению для управления Сибирских
губерний» высшим правительством в
Сибири являлось Главное управление
под руководством генерал-губернатора.
В качестве контрольного органа при
генерал-губернаторе учреждался Совет.
Узаконение наделяло генерал-губернатора
правом окончательного утверждения
приговоров по уголовным делам, поступавшим
в его канцелярию по разногласию
Губернского суда с гражданским
губернатором. Вместе с тем Главному
управлению позволялось приостанавливать
исполнение судебных приговоров Губернского
суда для предоставления дел в
апелляционном порядке
Следующим звеном судебной системы Сибири выступало Губернское правление, возглавляемое гражданским губернатором. Помимо его основных функций в его обязанности входило рассмотрение жалоб, ревизий, следствий, отрешения или предания суду, приносимых с областных, окружных, полицейских и судебных ведомств, а также уголовные дела, не затрагивавшие политических прав подданного населения. Волостное правление выполняло судебные функции, заключавшиеся в рассмотрении малозначительных гражданских и уголовных дел, затрагивавших интересы крестьян, мещан и ремесленников.
В соответствии с «Учреждением» 1822 года гражданским и уголовным судом первой степени являлся Окружной суд, представленный в каждом округе назначаемыми гражданским губернатором судьей и 2-3 выборными от сословий заседателями. Окружной суд обязывался рассматривать в качестве первой инстанции особой важности гражданские споры и уголовные дела подведомственного населения.
Высшей судебной инстанцией губернского масштаба считался Губернский суд.
Осуществление надзора за деятельностью административных и судебных учреждений, а также должностных лиц возлагалось на многочисленный штат губернской прокуратуры, ведущее место в которой занимал губернский прокурор.
Значительными
полномочиями наделялись «Учреждением»
1822 года гражданские губернаторы, замещаемые
по должности в большинстве
Закрепление «Учреждением» 1822 года порядка назначения на должность губернских и окружных стряпчих, сопряженного с личным усмотрением гражданского губернатора, предопределило прямую зависимость прокурорских чинов от местной царской бюрократии.
Таким образом, согласно «Учреждению» 1822 года в Сибири была создана двухступенчатая система суда, замещаемого чиновниками, которые направлялись Сенатом. Привлечению квалифицированных кадров призваны были способствовать разработанные правила и преимущества относительно служащих Сибири. На правах контрольного органа за взаимодействие двух систем был учрежден Совет, включавший представительство от местных отраслевых ведомств. Заметно усиливалась в соответствии с «Учреждением» 1822 года власть губернской прокуратуры, получившей при превышении власти генерал-губернатором право обращения в Сенат.
Но,
несмотря на претворение в жизнь
прогрессивных начал «
Сперанский М. М., в своих реформах, не оставил без внимания и население этого края. Одним из его основных проектов по развитию Сибири является «Устав об управлении сибирских инородцев». Термин «инородцы» впервые введен в русский язык Сперанским. По новому уставу население делилось по степени гражданского образования и по свойству промысла на оседлых, кочевых и бродячих, устанавливались их права и управление в родовых имениях.
Оседлое
коренное население по своему статусу
приравнивалось к русским государственным
крестьянам и объединялось в общины
и волости. Гарантировалась свобода
вероисповедания как для
Разделение нерусского населения Сибири на группы оказало большое влияние на поддержание финансовой стабильности в регионе и развитие товарно-денежных отношений.
Система государственных учреждений, основанных М.М. Сперанским, просуществовала в Тобольской губернии 60 лет. Дальнейшие дополнения в систему государственных учреждений Тобольской губернии были внесены в связи с реформами Александра II.
29
января 1851г. был назначен генерал-
В январе 1875г. генерал-губернатором Западной Сибири становиться Н.Г. Казнаков. Он много сил отдавал развитию хозяйства края, помог решить спор о строительстве Сибирской железной дороги. Постоянно уделял внимание организации управления Западной Сибирью, учредил Семипалатинский статистический комитет, открыл Омский тюремный комитет. Казнаков сыграл большую роль в развитии народного образования. Он открыл в Тюмени реальное училище, в Омске – мужскую гимназию, в Тобольске и Омске – фельдшерскую и ветеринарную школы.
В сибирской административной политике рубежа XIX-начале XX вв. отчетливо просматривается генеральная линия, нацеленная на постепенную унификацию сибирского управления и сближение административного устройства Сибири и Центральной России. Этому должно было содействовать строительство Сибирской железной дороги.