Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:26, реферат
Более четырехсот лет прошло с тех пор, как Сибирь вошла в состав Российского государства. Для освоения этого края и закрепления в составе русского государства необходимо было организовать действенную систему управления. Управление Сибирью всегда было сопряжено с определенными трудностями, так как она представляла собой завоеванный край, в котором приходилось удерживать новоприобретенные земли, усмирять инородцев и т.п. Кроме того, на управление Сибирью оказывало влияние и удаленность этого края от Москвы и Петербурга, а, следовательно, и от правительственного надзора.
Более
четырехсот лет прошло с тех пор,
как Сибирь вошла в состав Российского
государства. Для освоения этого
края и закрепления в составе
русского государства необходимо было
организовать действенную систему
управления. Управление Сибирью всегда
было сопряжено с определенными
трудностями, так как она представляла
собой завоеванный край, в котором
приходилось удерживать новоприобретенные
земли, усмирять инородцев и т.п.
Кроме того, на управление Сибирью
оказывало влияние и
Особый след в истории края оставили губернаторы. Они постоянно объезжали города и просторы края, чтобы лично изучить состояние дел, готовили разного рода проекты, пытались претворить их в жизнь. Некоторые из них оставили записки, сочинения, в которых изложили впечатления от этих поездок и мысли по поводу необходимости мероприятий, направленных на улучшение жизни населения, развитие инфраструктуры края.
Административно-
В истории губернского управления в Сибири можно условно выделить четыре периода. Первый – от образования в 1708г. в результате первой областной реформы Петра I Сибирской губернии до 1780г. Второй – с 1780г., когда правительство приступило к реализации в Сибири «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» Екатерины II, изданных 7 ноября 1775г., до 1821г. Третий – с 1821г., то есть момента введения в действие «Сибирского учреждения» М.М. Сперанского, до 1895г. Четвертый период – с 1895г., когда под председательством губернатора были объединены все общие и частные губернские учреждения в губернское правление, до Февральской революции 1917г.
В
данной работе я рассмотрю, как изменялось
административно-
В 1711 г. была проведена губернская реформа. Указом от 18 декабря 1708г. территория России была поделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Однако окончательное оформление губернского управления произошло лишь в 1712г. В результате проведения реформы были, прежде всего, уничтожены старые центральные органы управления – приказы. Во главе каждой губернии стоял губернатор.
Важным
принципом нового административно-
Согласно петровским узаконениям губернаторы получили чрезвычайные полномочия: каждый из них имел административные, полицейские, финансовые, судебные функции, являлся командующим всех войск, расположенных в подведомственной ему губернии. Губернатор управлял губернией с помощью губернской канцелярии, где служили дьяки и подьячие. Ближайшими помощниками губернатора являлись вице-губернатор и ландрихтер. Ландрихтер должен был под руководством губернатора заведовать судебными установлениями, но на практике ему нередко поручались и другие дела: финансовые, межевые, розыскные и т.д. Другими чиновниками губернского управления были глава военного управления – обер-комендант, заведующие денежными и провиантскими сборами – обер-комиссар и обер-провиантмейстер.
Во главе Сибирской губернии с центром в г. Тобольске был поставлен один из близких сподвижников царя – Матвей Петрович Гагарин (1711-1719). Гагарин сосредоточил в своих руках всю полноту власти над громадным краем, в состав которого вошли Сибирь и Приуралье (Пермь и Вятка). М.П. Гагарин с целью увеличения доходов в казну от сибирской торговли, отменил относительно льготный для «торговых людей» таможенный устав 1698г. и ввел в 1713г. новый устав, предусматривающий дополнительный сбор десятой «перекупной» пошлины при каждой перепродажи товаров, кроме хлеба и других съестных припасов. С пушнины же и товаров, ввозимых и вывозимых через границу, устанавливался двойной сбор десятой пошлины. Благодаря его усилиям заметно оживились дипломатические контакты и наладились регулярные торговые связи с казахами, Китаем. Он добился разрешения на продолжение «каменного дела» в Тобольске. Хотя в 1714г. указом Петра I оно было запрещено повсюду, кроме Санкт-Петербурга. Чтобы обезопасить высокий берег Иртыша, на котором стоит часть Тобольска, воды Тобола были отведены в новое русло. Установление морского пути из Охотска в камчатку, основание и заселение новых крепостей по Ишиму и Оми тоже заслуга первого сибирского губернатора. При нем была проведена первая петровская секуляризация монастырских имуществ. Одновременно развернулась массовая христианизация народов Обского севера и церковное строительство. Гагарин много заботился о «приискании» природных богатств Сибири, по большей части руд и минералов. Однако при всех своих заслугах перед царем и отечеством князь не забывал и о собственной выгоде. Общая сумма растраты казенных денег, вменявшаяся М.П.Гагарину в вину составляла – 305554 руб. Будучи «пытан и неоднократно бит кнутом», Гагарин во всем повинился и написал царю покаянное письмо, и был повешен в присутствии царя перед окнами Юстиц-коллегии.
В
1719-1720гг. последовал новый виток
административного
Функции сибирского губернатора постоянно расширялись. Ему подчинялись уездные и городовые воеводы. Постоянно на протяжении XVIII века расширялись полномочия сибирского губернатора в области финансового управления. Специфической особенностью Сибири была функция сбора ясака губернатором с аборигенов. Сибирский губернатор обладал широкими судебно-полицейскими полномочиями. Являлся единственной апелляционной инстанцией для воеводских судов, принимал жалобы на действия воевод, утверждал приговоры и т.д. Особенно ревностно насаждал «порядок» в Тобольске губернатор Д.И. Чичерин. Например, он издал запрещение гражданам выходить из дома после 23 часов. Также губернатор заботился о рекрутском наборе, комплектовании воинских частей на территории края, об охране границ и т.д. будучи высшим государственным чиновником в Сибири, губернатор имел широкие административные права. Его юрисдикция распространялась на все судные и розыскные дела. Кульминационным моментом в процессе усилении власти сибирского губернатора стало предоставление ему особого права не исполнять те указы правительства, которые он считал неприемлемыми для Сибири. Например, в 1764г. правительство воспретило весеннюю охоту. Д.И. Чичерин заметил на это, что для населения Северо-Западной Сибири весенний промысел является важнейшей хозяйственной отраслью, и этот закон для Сибири был отменен. Предметом постоянных забот губернатора были почта и состояние путей сообщения. Он должен был следить за строительством в городах.
В
период с 1708 по 1780 гг. в Сибирской
губернии сменилось несколько
Проведение
губернской реформы в Сибири вновь
остро поставило вопрос об административно-
Эти
события привели Екатерину II к
выводу о необходимости разделения территории
Сибири на «внутренние» и «пограничные»
губернии. В 1780-1782 гг. правительство вело
подготовку к реализации в Западной Сибири
«Учреждений для управления губерний
Всероссийской империи», изданных 7 ноября
1775г. высшей и местным властям при проведении
реформы нужно было решить три ключевые
проблемы: определить административно-
21
июля 1780г. высочайшим указом на
вновь введенную должность
В
руках генерал-губернатора
Под
председательством генерал-
На уездном уровне административно-полицейская и исполнительная власть была сосредоточена в руках нижних земских судов, во главе с земскими исправниками.
Финансово-хозяйственные функции в губернии отправлялись казенной палатой под руководством вице-губернатора.
В результате реформы 1782 г. сложилась разветвленная сеть судебных учреждений, были введены особые органы надзора государства над местными учреждениями. Но были и недостатки: нечеткость в определении функций и полномочий, не созданы выборные дворянские органы управления.
В 1796-97 гг. Павел I проводит новую административную реформу – ликвидирует наместничество, отменяет должность генерал-губернатора.
Реформы высшего и центрального звеньев управления, предпринятые вначале правления Александра I, и продолжавшие павловский курс оказались несогласованными с местным управление. Для изучения местных условий в Сибирь бал отправлен тайный советник И.О. Селифонтов. После его ревизии (1801-1802) была предпринята новая административная перестройка в Сибири. По проекту Селифонтова, было образовано Тобольское и иркутское генерал-губернаторство в составе Тобольской и Иркутской губерний. На должность нового сибирского генерал-губернатора был назначен Селифонтов. 23 мая 1803г. ему была дана инструкция, существенно расширяющая права этого должностного лица – генерал-губернаторская власть оставалась безнадзорной.
Селифонтов Иван Осипович происходил из дворян Ярославской губернии. В 1782г. был назначен председателем палаты уголовного суда Пермского наместничества. С 1785-1794г. занимал должность тобольского вице-губернатора. В 1796г. назначен генерал-губернатором Иркутским и Колыванским. В 1804-1805 гг. произвел некоторую перестройку в сибирском управлении, направленную на усиление бюрократического надзора и приближение администрации к сибирскому населению. Из состава Тобольской губернии была выделена Томская губерния, в целом по Сибири уменьшилось число уездов.
После отставки Селифонтова в 1806г. сибирским генерал-губернатором по личному выбору Александра I был назначен тайный советник И.Б. Пестель. Родился 6 февраля 1765г. в Москве, саксонец по происхождению. В 1780г. поступил на службу в армию. Перед ним была поставлена задача изменения управленческой ситуации, с которой так и не справился Селифонтов. Пестель, пользуясь высочайшим покровительством, предпринял меры по укреплению свой власти в Сибири, пытаясь подчинить все отрасли управления, что привело к противоречиям между генерал-губернаторской властью и министерствами. Отличительной особенностью пестелевского администрирования было то, что фактически управление краем было перепоручено гражданским губернаторам. Пестель отрезал Сибирь от всякого правосудия. В таких условиях административный произвол и беспорядки достигли необычайных размеров. В сибирских делах назрел управленческий кризис.
Кабинет министров оказался не в состоянии разобраться с массой конфликтных ситуаций, вызванных реформами Пестеля. Это обстоятельство, а также поток жалоб на произвол чиновников стали главной причиной создания в Петербурге в 1813 г. Комитета по делам Сибирского края. Ревизия Сибири, одновременно с назначением генерал-губернатором, была поручена указом 22 марта 1819г. М.М. Сперанскому. Этим было положено начало самой значительной в истории Сибири административной реформе.