Фридрих II Гогенштауфен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:57, биография

Краткое описание

Первоначально названный матерью Константином, Рожер Фридрих фон Гогенштауфен («высокий Штауфен»), более известный как Фридрих II Роджер (Федерико Руджьери, Federico VII Hohenstaufen di Svevia, Federico I di Sicilia, Federico II del Sacro Romano Impero, Friedrich II) родился в городе Ези (марка Анкона в папской области) и едва ли не с рождения был объявлен своим отцом, Генрихом VI, государем только что завоеванного Сицилийского королевства. Детство его прошло среди многих тревог и опасностей, что наложило неизгладимый отпечаток на его характер. Он рано возмужал, рано сделался способным к трудным делам государственного правления, рано привык принимать серьезные не детские решения.

Файлы: 1 файл

Персоналия.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Фридрих стал собирать силы для похода на Лион. Однако в июне 1247 г. вновь восстала Парма. Император осадил этот город и так стеснил его осадой, что там начался сильный голод. Чтобы не прекращать осады даже зимой, Фридрих велел построить в четырех милях от осажденной Пармы город Витторию. Он не сомневался в победе, но в феврале 1248 г., воспользовавшись его отъездом, защитники Пармы напали на Витторию и сожгли ее дотла. Они захватили корону Фридриха, его казну и увели в плен его гарем. При этом внезапном нападении осаждавшие разбежались, и сам Фридрих поспешно уехал в Кремону. От этого удара он уже не смог оправиться. В Романье и Тоскане вновь взяли верх сторонники папы. В сентябре 1247 г. в Германии был избран королем Вильгельм, граф Голландский. Конрад повел против него войну, и вскоре вся Германия была охвачена междоусобиями. Дела Фридриха в Италии с каждым годом шли все хуже. Силы его были изнурены борьбой, многие города и вельможи изменяли ему; он сделался подозрителен и стал слушаться клеветников. В мае 1249 г. в сражении у речки Фоссальты был разбит и взят в плен сын Фридриха Энцио. В сентябре сторонники папы взяли Модену. В декабре 1250 г. во время подготовки похода в Ломбардию Фридрих вдруг почувствовал упадок сил. У него открылся кровавый понос, и 13 декабря он умер на руках своего побочного сына Манфреда.

 

 

Фридрих II идет в Крестовый поход

 

Во время Шестого Крестового похода в Святой Земле побывало немало армий с Запада. Но ради главной цели похода - освобождения Иерусалима и спасения христианских колоний, по сути не было сделано вообще ничего. Иоанн Бриеннский, вернувшись из Птолемеиды, увидел вокруг себя только упавший духом народ, разоренный издержками его последней экспедиции. Не имея никаких средств защищать остатки своего королевства, он решил отправиться за море, чтобы лично просить о помощи со стороны христианских государей.

Папа принял короля Иерусалимского с большим почетом. Во всех городах встречали короля в процессии и с колокольным звоном. При дворах государей относились с благоговением к охранителю государства Иисуса Христа. При всем этом представлялось верующим и воспоминание о несчастной египетской экспедиции, которое охлаждало рвение и энтузиазм их к заморским войнам.

Сам император Германский, Фридрих II, который принял крест 15 июля 1215 г., находясь в Аахене, где произошло его торжественное коронование римским королем, и отправил уже много рыцарей на помощь христианам Святой земли, колебался ехать на Восток. Ему был глубоко чужд крестоносный фанатизм, и, что гораздо важнее, германский король, поглощенный внутриполитическими заботами в своих новых европейских владениях, по существу, с самого начала занял выжидательную позицию в отношении крестового похода, провозглашенного папой. Хотя Фридрих II состоял под опекой Иннокентия III, который согласился признать его германским королем на условиях определенных  политических уступок апостольскому престолу, папа не мог, естественно, намечать этого государя в предводители затеянного Римом предприятия.

Запад, казалось, ожидал примера со стороны могущественного монарха, и папа не пренебрегал никакими средствами, чтобы ускорить его отъезд. Чтобы заинтересовать Фридриха Крестовым походом, глава церкви придумал предложить ему королевство на Востоке и женить его на Иоланте, дочери и наследнице короля Иерусалимского.

Эта свадьба была отпразднована в Риме, при благословении духовенства и верного народа и теперь, Фридрих возобновил клятву вести свою армию за море. Зять и наследник короля Иерусалимского выказал такую деятельность и так много рвения и усердия, что обратил на себя внимание всего христианского мира, и его начали почитать душою и двигателем священного предприятия.

Палестинские христиане возложили последние надежды на Фридриха, с Востока писали ему, что ожидают его на берегах Нила и Иордана, "как некогда ожидали Мессию или Спасителя мира". Слухи о приготовлениях к священной войне дошли даже до отдаленной Грузии, и царица этой страны уведомляла, что и она отправит своих лучших воинов в Палестину для присоединения к воинам Креста, ожидаемым с Запада.

Однако же Фридрих не без страха смотрел на участь своего владычества в Италии. Он опасался намерений ломбардских республик и даже римского двора, который с беспокойством смотрел на германцев, занимающих сицилийский трон. Он попросил у папы позволения отложить на два года исполнение своего обета, и папа, хотя и с трудом, согласился на это.

Это вызвало гнев Рима: как раз тогда, в середине 20-х годов  XIII в., с новой силой разгорелась борьба папства с Империей за главенство в феодальном мире. Гонорий III, и до того с неудовольствием, но все же сквозь пальцы смотревший на многократные, повторявшиеся чуть  ли не из года в год оттяжки с выполнением Фридрихом II крестоносного обета, на этот раз расценил поведение Гогенштауфена со всей суровостью. Престарелый папа, продолжая переговоры с Фридрихом II о крестовом походе (они велись в

Сан-Джермано через посредство кардинала Гуголино Остийского, ставшего впоследствии папой Григорием IX), обвинил императора в пренебрежении божьим делом. Гонорий III даже пригрозил императору отлучением и наложением штрафа в 100 тыс. унций золота, если поход, наконец, не будет предпринят; начало его было отнесено к августу 1227 г.

Между Фридрихом и королем Иоанном возникли сильные споры - папа Гонорий III употребил все усилия, чтобы восстановить мир и согласие и уничтожить все препятствия, представлявшиеся к отъезду крестоносцев, но первосвященник умер за пять месяцев до истечения назначенного срока, не дождавшись начала войны, знамя которой он поднял и на которую он смотрел как на славу своего царствования.

Папа Григорий IX, обладал такою же твердостью характера и был так же деятелен, как и Иннокентий III. Как только он возложил на себя тиару, то все свои мысли сосредоточил на Крестовом походе. Отсрочка, данная Фридриху, теперь кончилась, и пилигримы, прибывшие из различных местностей Европы, собрались в Бриндизи. Папа именем Иисуса Христа увещевал императора ускорить свой отъезд. Каждый день прибывали из-за моря христиане, чтобы умолять верующих о помощи. Европа, казалось, с нетерпением ожидала отъезда крестоносцев.

Фридрих, не смея больше откладывать, подал сигнал к отъезду: в гаванях Сицилии и Италии приступили к постройке кораблей. Во всей империи начались молебствия об успехе его благочестивого странствия. Возобновленная Римом проповедь священной войны повсюду встречала довольно равнодушное отношение. Фридрих II, если бы даже и хотел, не смог собрать к назначенному времени достаточно людей. К лету 1227 г. несколько десятков тысяч человек, набранных главным образом в Германии, а отчасти во Франции, Англии и Италии, сошлись в лагере возле Бриндизи, и некоторые уже отплыли в Сицилию. Но тут в  крестоносном воинстве, испытывавшем нехватку продовольствия и страдавшем от сильной жары, начались повальные болезни. Заболел и сам Фридрих II. Опасаясь за свою жизнь и, возможно, также за империю и королевство Сицилию, он вдруг отказался от своего отдаленного предприятия и высадился на берег в порту Отранто. Поход опять был отложен.

Новый папа, 80-летний Григорий IX (1227-1241), двоюродный брат Иннокентия III и убежденный приверженец идеалов папской теократии, отпраздновал отъезд Фридриха как торжество церкви, на возвращение же он взглянул как на возмущение против святого престола, отлучив Фридриха II от церкви как злокозненного врага веры христовой. Император отправил к папе послов, чтобы оправдать перед ним свой образ действий. Папа отвечал ему проклятиями. Он обратился ко всем верующим и представил им Фридриха как безбожного государя и клятвопреступника. В защитительном слове ко всем христианским государствам, раздраженный император жаловался на превышение власти святым престолом и выставлял в самом недостойном виде политику и намерения римского двора. Фридрих, чтобы отомстить за отлучение от церкви, привлек на свою сторону все римское высшее сословие, которое вооружилось, нанесло оскорбления папе у подножия алтаря и принудило его бежать. Изгнанный из Рима, папа употребил против своего врага страшную власть вселенской церкви и освободил подданных императора от присяги. В общем, о крестовом походе, на время все забыли – если до этого внимание всей Европы было обращено к Крестовому походу, то теперь открылась картина ещё интереснее: открытая война между главою церкви и главою христианской империи.

В пику папе отлученный император летом 1228 г. со значительным отрядом отплыл из Бриндизи в Сирию. Тогда Григорий IX вообще запретил крестовый поход. Он заявил, что Фридрих II – не крестоносец, а пират, «служитель  Магомета», что он отправляется на Восток не для войны с исламом, а для «похищения королевства в Святой земле». Эта позиция только уменьшала шансы крестоносной экспедиции на успех и  компрометировала саму идею крестового похода, и без того утратившую на Западе былую привлекательность. Крестовый поход сделался в руках папства лишь козырем в его политической игре - в борьбе против Империи. Фридрих  II, вообще преследовавший сугубо политические цели, со своей стороны,

видел в походе только средство к созданию державы, к религиозным вопросам император всегда проявлял безразличие.

Тем временем, христианские колонии, предоставленные самим себе, качались на краю пропасти. Удержаться на этом краю, им помогла не сила оружия, а стечение обстоятельств – две династии мусульманских правителей, потомки Саладина и Аль-Адила оспаривали друг у друга обладание Сирией и Египтом и в этом противостоянии оказались так поглощены борьбой, что на всё прочее уже не обращали внимания.

Дело дошло до того, что султан Каирский Аль-Камил (1218-1238), отправил послов к самому императору Фридриху II и попросил у того союза и помощи. Султан приглашал императора прибыть на Восток и обещал отдать ему Иерусалим. Фридрих, всё ещё, напомним, от церкви отлученный, от такого предложения отказаться просто не мог. Со всей поспешностью собравшись, и в облачении пилигрима-крестоносца, не обращаясь к разрешению святого престола, не призывая имени Иисуса Христа, сам объявил подданным о своем отъезде в Сирию и отправился в путь. Прибыв в Акру (по пути туда он захватил о-ов Кипр), Фридрих II снова завязал переговоры с султаном, который находился тогда в затруднительном положении, поскольку воевал с эмирами Дамаска (вначале с братом, потом с племянником). Фактически крестоносцы во время пребывания в Сирии не вели почти никаких военных действий, ограничиваясь отдельными вылазками. Центр тяжести борьбы был перенесен в плоскость дипломатии. В феврале 1229 г. после длительных дебатов Фридриху II удалось заключить в Яффе мир с аль-Камилем сроком на 10 лет. По мирному договору Иерусалим (за исключением квартала, где находились две главные мечети), Вифлеем и Назарет, все селения, расположенные по дорогам, ведущим к Иерусалиму, часть округи Сайды и Торон были уступлены императору, который, по его собственным словам (они известны из письма Фридриха II к английскому королю), вправе был также укреплять и перестраивать некоторые замки и крепости. С Египтом, кроме того, были подписаны выгодные торговые соглашения. В свою очередь, Фридрих II обязался помогать аль-Камилю против любых врагов, будь то мусульмане или христиане, и гарантировал султану, что сирийские крепости, оставшиеся у  крестоносцев,- Крак-де-Шевалье (крепость госпитальеров), Шатель-Блан и Тортоза (ею владели тамплиеры) - не будут получать откуда-либо помощи.

Спустя месяц, 18 марта 1229 г., Фридрих II вступил в Иерусалим и в храме Гроба господня сам возложил на себя королевскую корону (духовенство отказалось короновать государя, отлученного от церкви). Вконец разъяренный политикой соперника на Востоке, папа обвинил Фридриха II в измене христианству. По указанию патриарха Иерусалимского на город был наложен интердикт. Во всех церквах запретили богослужение - ведь в святом граде пребывает отлученный император! В то же время Григорий IX двинул свои рыцарские отряды в южноитальянские владения Фридриха II. Тот спешно покинул берега

Палестины и бросился в Италию, где ввязался в вооруженную борьбу с римским первосвященником. Войска Григория IX были разбиты, и в 1230 г. по условиям Сан-Джерманского мира папа снял отлучение с недавнего «служителя Магомета», а в следующем году утвердил договоры Фридриха II с мусульманами, предписав всем прелатам и - особо - тамплиерам и госпитальерам соблюдать мир с аль-Камилем.

              Практический результат Шестого крестового похода - мирное отвоевание Иерусалима - оказался недолговечным. После отъезда Фридриха II в Европу в его новых, восточных владениях вспыхнули распри между сеньорами.  Многие из них были недовольны утверждением Гогенштауфена и не желали  повиноваться поставленным им властям. Вскоре император вновь ввязался в затяжной конфликт с римской курией; последовало еще одно папское отлучение. Григорий IX возобновил проповедь священной войны. И на этот раз крестовый поход должен был послужить орудием борьбы папства против Фридриха II, а вместе с тем средством пополнить папскую казну. Римский первосвященник требовал от католиков щедрых денежных пожертвований. Папские проповедники, сильнее всего озабоченные финансовой стороной своей миссии, охотно отпускали грехи жертвователям золота и серебра, откупавшимся таким путем от личного участия в очередном крестоносном предприятии.

Фридрих II противодействовал папе в организации крестового похода. Когда в 1239 г., по истечении десятилетного мира с Египтом, незначительные отряды крестоносцев все же собрались в Лионе под началом короля Тибо Наваррского, герцога Гуго IV Бургундского и других сеньоров, Григорий IX объявил, что Иерусалим не является более целью похода - они должны прийти на помощь Латинской империи. Политические соображения, по существу, совсем вытеснили религиозные мотивы в действиях римской курии, связанных с проведением крестовых походов. Иннокентий IV продолжал схватку с Фридрихом II.

На Лионском соборе папа предал анафеме императора и провозгласил крестовый поход против него. Обет воевать за Гроб Господень папские уполномоченные заменяли обязательством идти в поход против нечестивого императора. Откровенная спекуляция лозунгом крестового похода, проводившегося в непосредственных гегемонистских целях папства в Европе, сопровождалась, как и прежде, бесконечными денежными поборами, причем значительная часть собранных сумм попадала в карман проповедников. Иннокентий IV тоже использовал пожертвования для активизации борьбы против Фридриха II.

Информация о работе Фридрих II Гогенштауфен