Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:49, доклад
(Пьер-Жозеф Proudhon) - знаменитый французский экономист, род. 15 января 1809 г. в Безансоне. Отец его был бедный крестьянин, работавший вместе со своей женой на небольшом пивоваренном заводе. Бедность семьи была причиной того, что П. не мог получить систематического и законченного образования: 19-ти лет он принужден был оставить гимназию, чтобы самостоятельно добывать себе средства к существованию
ПРУДОН
(Пьер-Жозеф Proudhon) - знаменитый французский экономист, род. 15 января 1809 г. в Безансоне. Отец его был бедный крестьянин, работавший вместе со своей женой на небольшом пивоваренном заводе. Бедность семьи была причиной того, что П. не мог получить систематического и законченного образования: 19-ти лет он принужден был оставить гимназию, чтобы самостоятельно добывать себе средства к существованию. Он поступил корректором в типографию Готье, из которой ушел через два года, и затем занимал различные должности в типографиях Марселя, Парижа и других городов, а в 1836 г. в своем родном городе открыл собственную небольшую типографию. Держа корректуру вульгаты, он сравнивал еврейский текст с переводом и таким образом научился еврейскому языку, а так как в типографии Готье печаталось много богословских сочинений, то это дало ему возможность получить богатые сведения в этой специальности. Первый труд его был чисто филологического характера - "Опыт общей грамматики" ("Essai de grammaire gйnйrale"), который он присоединил в виде добавления к печатавшейся в его типографии работе Бертье - "Elйments primitifs des langues"; за этот "Опыт", который он под измененным заглавием представил потом в парижский институт, ему дали почетный отзыв. В 1838 году безансонская академия назначила его своим пенсионером, и с этого года он окончательно оставил лингвистику, чтобы заняться историей, философией и политической экономией. В следующем году он получил от академии медаль за сочинение на тему о пользе празднования воскресения ("De la cйlйbration du Dimanche"); уже здесь проглядывают те идеи, которые затем в более ясной форме составили содержание всей его теории. В июне 1840 г. появилась знаменитая брошюра П.: "Qust ce que la propriйtй?"; в предисловии он обращается к безансонской академии и просит принять под свое покровительство его учение; но академия, напротив, по предложению одного из своих членов, постановила высказать неодобрение представленному рассуждению и обязать автора выпустить это посвящение при втором издании брошюры. В публике брошюра имела большой успех. В следующие два года появились дополнения к его исследованию о собственности, в виде писем к Бланки и к Консидерану. Около этого времени прекратилась его стипендия, и он поступил секретарем к одному мировому судье, а затем приказчиком в торговый дом фирмы Готье. Но несмотря на стесненное материальное положение, он продолжал энергично разрабатывать свою систему; в 1843 г. вышло его сочинение: "Crйation de l dans lй", в котором он сам вскоре разочаровался; в 1846 г. появилась знаменитая "Systиme des contradictions йconomiques ou philosophie de la misиre". Книга имела огромный успех не только во Франции, но и в Германии, где в течение одного года появились три перевода, и окончательно определила отношение П. к классической политической экономии и к современным ему направлениям социализма. Маркс, дотоле сочувствовавший ему, написал возражение под ироническим заглавием: "Misиre de la philosophie", a в "Journal des Economistes" Молинари поместил суровую критическую статью против нее. В эту пору П. стал думать о практическом применении своих идей, и с этой целью хотел издавать газету "Le Peuple", но правительство не дало разрешения, и он мог приступить к изданию только после февральской революции. Относившийся недоброжелательно к июльской монархии, П. не одобрял и переворота 1848 г. (см. "Confessions d rйvolutionaire"); он не принимал в ней никакого активного участия и в своей газете даже жестоко критиковал все действия социалистических партий. Выбранный в члены парламента, П. внес проект повышения налогов в течение трех лет, с целью дать народу на открывшиеся средства дешевый или даже даровой кредит; но проект его не был принят. В марте 1819 г., за статью об ответственности президента ("Le Prйsident de la Republique est responsable"), П. был предан ассизному суду и приговорен к тюремному заключению на три года и к штрафу в 3000 франков; чтобы избавиться от наказания, П. бежал в Бельгию, но во время короткого пребывания в Париже был арестован и посажен в тюрьму. Здесь он написал свои "Признания" и много отдельных статей; к этому же времени относится и его женитьба. После выхода из заключения, в 1852 г., П. уже не принимал почти никакого участия в политике, неоднократно отказывался от кандидатуры, в его книгах и брошюрах, с этих пор, почти не заметен злободневный характер, а изданное в 1858 году сочинение его: "De la justice dans la Rйvolution et dans l'E glise" носит отпечаток беспристрастного, строго-научного исследования. Но и эта книга подверглась преследованию: П. был снова предан суду, приговорен к трехлетней тюрьме и снова бежал в Бельгию, где написал свои сочинения: "Thйorie de lфt", "La guerre et la paix", "La capacitй publique" и много других. П. умер в 1865 г. в Пасси, близ Парижа.
П. не оставил после себя сочинения, в котором его воззрения были бы изложены в законченной и систематической форме; каждое сочинение его развивает какую-нибудь одну мысль, какую-нибудь одну сторону его теории; да и самая эта теория постоянно развивалась и видоизменялась, так что, если в двух разновременных сочинениях он касается одного и того же предмета, содержание его учения, большей частью, различно. Поэтому, чтобы изучить его воззрения, нужно изучить все его сочинения. Наиболее характерными сторонами его учения являются: теория собственности, развитая в сочинении "Qust ce que la propriйtй?" (хотя он касался этого вопроса потом и в других сочинениях), теория экономических противоречий и учение о справедливости. "Что такое собственность? Это - кража". Собственность есть кража, потому что она противоречит справедливости, потому что нельзя найти никакого принципа, на котором бы можно было ее обосновать. Собственность не может основываться на завладении, потому что оно не только ведет к равенству, но и препятствует установлению собственности. С одной стороны, всякий имеет право завладения просто потому, что он существует, и ему нужен материал для труда, с другой - число людей постоянно изменяется, и, вместе с тем, изменяется количество материи, на которое может иметь притязание каждый работник; поэтому завладение всегда подчиняется народонаселению, владение не может быть прочным и неизменным, как право, и, значит, не может переходить в собственность. Каждый оккупант есть владелец или узуфруктуарий, но не собственник. Он отвечает за ту вещь, которая ему поручена, он должен употреблять ее сообразно общественной пользе, не может разделять ее так, чтобы кто-нибудь другой ее эксплуатировал, а он пользовался только доходами; одним словом, он находится под надзором общества и должен подчиняться закону труда и равенства.
27. Трактовка
собственности и теории
Пьер Жозеф Прудон (1809- 1865)– французский публицист, экономист – противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы.
Для теоретических
1) субъективизм и идеализм;
2) игнорирование объективности
3) эклектицизм;
4) отрыв логического от исторического;
5) наличие абстрактных конструкций, так называемых “экономических сил“: разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность.
Прудон сконцентрировал свое
внимание на “
Как мелкобуржуазный идеолог
он признает некоторые
Согласно Прудону, стоимость –
Характеризуя теорию трудовой стоимости, Прудон утверждал, что “конституированная” или “синтетическая” стоимость – это стоимость, которая возникает в обмене, санкционируется рынком.
Прудон в своей “теории
28. Концепция реформ П. – Ж. Прудона
Пьер – Жозеф Прудон (1809- 1865)– французский экономист, является основателем собственной теории, в основе которой лежит рассмотрение экономических категорий, свойственных экономическому порядку, и выявление в них «хорошей» и «плохой» сторон. Так, теоретической базой реформ стала теория «конструированной стоимости».
Находясь противником
Он выдвинул проект
Таким путем, согласно Прудону,
Он предполагал, что на такой
основе произойдет «слияние
Прудон не только разработал
план реформирования общества, создания
безденежного хозяйства и
Биография
Франсуа Шарль
Фурье (Francois Charles Fourier) родился в 1772 г. в
Безансоне. Образование он получил в безансонском
иезуитском колледже. У него были отличные
способности к наукам, литературе, музыке.
Фурье никогда специально не изучал трудов
английских и французских экономистов,
он познакомился с их идеями довольно
поздно и из вторых рук — по журнальным
статьям и из бесед со сведущими людьми.
В 18 лет Фурье начал службу учеником в
большом торговом доме в Лионе. В этом
промышленном городе ему было суждено
провести значительную часть жизни, а
из наблюдений над общественными отношениями
в Лионе во многом выросли его социально-экономические
идеи. Кроме того, ему уже в очень молодые
годы пришлось по делам фирмы бывать в
Париже, Руане, Бордо, Марселе. В 1792 г., получив
долю наследства отца, Фурье открыл в Лионе
собственное торговое дело. Молодость
Фурье проходила в годы революции. До этого
великие исторические события, видимо,
мало затрагивали его, но грозный 93-й год
перевернул всю жизнь молодого купца.
Во время восстания Лиона против якобинского
Конвента Фурье оказался в рядах восставших,
а после капитуляции — в тюрьме. Все его
имущество погибло. Из тюрьмы ему удалось
освободиться, и он уехал в родной Безансон.
Вскоре он вступил
в революционную армию и
К тридцати годам
Фурье приходит к твердому выводу,
что его предназначение в жизни
— стать социальным реформатором.
Как он рассказывает, непосредственным
толчком к этому убеждению
послужили размышления по поводу экономических
нелепостей, которые он наблюдал. Его поразило,
например, до какого уровня взвинчивают
в Париже цены на яблоки спекулянты, тогда
как крестьяне в провинции отдают их почти
даром.
В декабре 1803 г.
Фурье опубликовал в лионской
газете небольшую статью под заглавием
«Всеобщая гармония», где возвещал
о своем «удивительном