Биография Прудона

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:49, доклад

Краткое описание

(Пьер-Жозеф Proudhon) - знаменитый французский экономист, род. 15 января 1809 г. в Безансоне. Отец его был бедный крестьянин, работавший вместе со своей женой на небольшом пивоваренном заводе. Бедность семьи была причиной того, что П. не мог получить систематического и законченного образования: 19-ти лет он принужден был оставить гимназию, чтобы самостоятельно добывать себе средства к существованию

Файлы: 1 файл

ПРУДОН.docx

— 42.93 Кб (Скачать)

ПРУДОН 

(Пьер-Жозеф Proudhon) - знаменитый французский экономист, род. 15 января 1809 г. в Безансоне. Отец его был бедный крестьянин, работавший вместе со своей женой на небольшом пивоваренном заводе. Бедность семьи была причиной того, что П. не мог получить систематического и законченного образования: 19-ти лет он принужден был оставить гимназию, чтобы самостоятельно добывать себе средства к существованию. Он поступил корректором в типографию Готье, из которой ушел через два года, и затем занимал различные должности в типографиях Марселя, Парижа и других городов, а в 1836 г. в своем родном городе открыл собственную небольшую типографию. Держа корректуру вульгаты, он сравнивал еврейский текст с переводом и таким образом научился еврейскому языку, а так как в типографии Готье печаталось много богословских сочинений, то это дало ему возможность получить богатые сведения в этой специальности. Первый труд его был чисто филологического характера - "Опыт общей грамматики" ("Essai de grammaire gйnйrale"), который он присоединил в виде добавления к печатавшейся в его типографии работе Бертье - "Elйments primitifs des langues"; за этот "Опыт", который он под измененным заглавием представил потом в парижский институт, ему дали почетный отзыв. В 1838 году безансонская академия назначила его своим пенсионером, и с этого года он окончательно оставил лингвистику, чтобы заняться историей, философией и политической экономией. В следующем году он получил от академии медаль за сочинение на тему о пользе празднования воскресения ("De la cйlйbration du Dimanche"); уже здесь проглядывают те идеи, которые затем в более ясной форме составили содержание всей его теории. В июне 1840 г. появилась знаменитая брошюра П.: "Qust ce que la propriйtй?"; в предисловии он обращается к безансонской академии и просит принять под свое покровительство его учение; но академия, напротив, по предложению одного из своих членов, постановила высказать неодобрение представленному рассуждению и обязать автора выпустить это посвящение при втором издании брошюры. В публике брошюра имела большой успех. В следующие два года появились дополнения к его исследованию о собственности, в виде писем к Бланки и к Консидерану. Около этого времени прекратилась его стипендия, и он поступил секретарем к одному мировому судье, а затем приказчиком в торговый дом фирмы Готье. Но несмотря на стесненное материальное положение, он продолжал энергично разрабатывать свою систему; в 1843 г. вышло его сочинение: "Crйation de l dans lй", в котором он сам вскоре разочаровался; в 1846 г. появилась знаменитая "Systиme des contradictions йconomiques ou philosophie de la misиre". Книга имела огромный успех не только во Франции, но и в Германии, где в течение одного года появились три перевода, и окончательно определила отношение П. к классической политической экономии и к современным ему направлениям социализма. Маркс, дотоле сочувствовавший ему, написал возражение под ироническим заглавием: "Misиre de la philosophie", a в "Journal des Economistes" Молинари поместил суровую критическую статью против нее. В эту пору П. стал думать о практическом применении своих идей, и с этой целью хотел издавать газету "Le Peuple", но правительство не дало разрешения, и он мог приступить к изданию только после февральской революции. Относившийся недоброжелательно к июльской монархии, П. не одобрял и переворота 1848 г. (см. "Confessions d rйvolutionaire"); он не принимал в ней никакого активного участия и в своей газете даже жестоко критиковал все действия социалистических партий. Выбранный в члены парламента, П. внес проект повышения налогов в течение трех лет, с целью дать народу на открывшиеся средства дешевый или даже даровой кредит; но проект его не был принят. В марте 1819 г., за статью об ответственности президента ("Le Prйsident de la Republique est responsable"), П. был предан ассизному суду и приговорен к тюремному заключению на три года и к штрафу в 3000 франков; чтобы избавиться от наказания, П. бежал в Бельгию, но во время короткого пребывания в Париже был арестован и посажен в тюрьму. Здесь он написал свои "Признания" и много отдельных статей; к этому же времени относится и его женитьба. После выхода из заключения, в 1852 г., П. уже не принимал почти никакого участия в политике, неоднократно отказывался от кандидатуры, в его книгах и брошюрах, с этих пор, почти не заметен злободневный характер, а изданное в 1858 году сочинение его: "De la justice dans la Rйvolution et dans l'E glise" носит отпечаток беспристрастного, строго-научного исследования. Но и эта книга подверглась преследованию: П. был снова предан суду, приговорен к трехлетней тюрьме и снова бежал в Бельгию, где написал свои сочинения: "Thйorie de lфt", "La guerre et la paix", "La capacitй publique" и много других. П. умер в 1865 г. в Пасси, близ Парижа.

 П. не оставил после себя сочинения, в котором его воззрения были бы изложены в законченной и систематической форме; каждое сочинение его развивает какую-нибудь одну мысль, какую-нибудь одну сторону его теории; да и самая эта теория постоянно развивалась и видоизменялась, так что, если в двух разновременных сочинениях он касается одного и того же предмета, содержание его учения, большей частью, различно. Поэтому, чтобы изучить его воззрения, нужно изучить все его сочинения. Наиболее характерными сторонами его учения являются: теория собственности, развитая в сочинении "Qust ce que la propriйtй?" (хотя он касался этого вопроса потом и в других сочинениях), теория экономических противоречий и учение о справедливости. "Что такое собственность? Это - кража". Собственность есть кража, потому что она противоречит справедливости, потому что нельзя найти никакого принципа, на котором бы можно было ее обосновать. Собственность не может основываться на завладении, потому что оно не только ведет к равенству, но и препятствует установлению собственности. С одной стороны, всякий имеет право завладения просто потому, что он существует, и ему нужен материал для труда, с другой - число людей постоянно изменяется, и, вместе с тем, изменяется количество материи, на которое может иметь притязание каждый работник; поэтому завладение всегда подчиняется народонаселению, владение не может быть прочным и неизменным, как право, и, значит, не может переходить в собственность. Каждый оккупант есть владелец или узуфруктуарий, но не собственник. Он отвечает за ту вещь, которая ему поручена, он должен употреблять ее сообразно общественной пользе, не может разделять ее так, чтобы кто-нибудь другой ее эксплуатировал, а он пользовался только доходами; одним словом, он находится под надзором общества и должен подчиняться закону труда и равенства.

27. Трактовка  собственности и теории конструированной  стоимости П. Прудона

       Пьер Жозеф Прудон (1809- 1865)– французский публицист, экономист – противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы.

      Для теоретических положенийПрудона характерны:

      1) субъективизм и идеализм;

      2) игнорирование объективности экономических  законов;

      3) эклектицизм;

      4) отрыв логического от исторического;

      5) наличие абстрактных конструкций, так называемых “экономических сил“: разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность.

      Прудон сконцентрировал свое  внимание на “конституированной  стоимости»,которую он считал краеугольным камнем всей своей экономической системы. Формально он пытался дать определенную трактовку проблемы стоимости. Прудон претендовал на открытие “конституированной” стоимости.

      Как мелкобуржуазный идеолог  он признает некоторые негативные  моменты рыночного механизма:  затоваривание, диспропорции, разорение  и т. п. Основное экономическое  противоречие Прудон видит во  внутреннем противоречии “стоимости”:  идеях потребительной и меновой  стоимости. Символом примирения  выступает “конституированная”,  или “синтетическая”, стоимость.  Такая стоимость возникает в  обмене, она означает беспрепятственное  вхождение товара в состав  общественного богатства, поэтому,  чтобы преодолеть все трудности  товарного производства, необходимо  каждый товар наделить “конституированной”  стоимостью, то есть гарантировать  его реализацию на рынке, устранить  противоречие между товарами  и деньгами.

      Согласно Прудону, стоимость –вечная абстрактная категория, включающая две противоположные идеи, идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости,которые противоположны друг другу и выражают две противоположные тенденции – изобилие и редкость. Такое противоречие может быть устранено путем установления эквивалентного обмена, то есть “конституированной” стоимости. Для этого он предлагает производить столько товаров, сколько требуется, создать такое положение, чтобы все товары реализовывались, то есть превращались в конституированную” стоимость.

      Характеризуя теорию трудовой стоимости, Прудон утверждал, что “конституированная” или “синтетическая” стоимость – это стоимость, которая возникает в обмене, санкционируется рынком.

      Прудон в своей “теории конституированной”  стоимости стремился устранить  противоречия капиталистического  товарного производства, превратить  все товары в деньги. Прудон  пытается сочетать меновую концепцию  себестоимости с теорией трудовой  стоимости. Источником стоимости  он считал обмен и труд.

28. Концепция  реформ П. – Ж. Прудона

       Пьер – Жозеф Прудон (1809- 1865)– французский экономист, является основателем собственной теории, в основе которой лежит рассмотрение экономических категорий, свойственных экономическому порядку, и выявление в них «хорошей» и «плохой» сторон. Так, теоретической базой реформ стала теория «конструированной стоимости».

      Находясь противником капиталистического  общества, Прудон предлагал пути  его коренного реформирования. Целью  предлагаемых П-Ж. Прудоном реформ было не устранение капитализма как системы, а утопический план устранения некоторых его недостатковпри сохранении ее экономической основы – частной собственности на средства производства.

      Он выдвинул проект организации  общества,в котором будет производиться обмен без денег. Для этого необходимо реформировать буржуазное общество на основе изменения системы денежного обращения и кредита. С этой целью он решил организовать «Народный банк», который принимал бы от товаропроизводителей товары в обмен на удостоверения, в которых указывалось бы количество труда, затраченного на производство данного товара. Удостоверения (боны) представляли бы собой «рабочие деньги», на которые их обладатель мог бы приобретать в «Народном банке» необходимые ему товары. Организованный с помощью «Народного банка» обмен позволил бы ликвидировать нетрудовые доходы.

      Таким путем, согласно Прудону,  оказалось бы возможным установить  всеобщее равенство и обеспечить  справедливость: распределение всех  произведенных благ осуществлялось  бы по труду. Деньги, капитал  и эксплуатация исчезнут, поскольку  эксплуатацию П.-Ж. Прудон объяснял  неэквивалентным обменом. С уничтожением  денег исчезает возможность ссужать  их кому-либо, а значит – исчезает  и процент, т.е. плата за пользование  ссужаемыми деньгами. Купцы и  промышленники смогут получать  без всяких процентов ссуды  – средства, служащие не только  для пополнения оборотного капитала, но и для открытия новых  предприятий. Они смогут покупать  новые орудия труда вместо  того, чтобы арендовать их.

      Он предполагал, что на такой  основе произойдет «слияние классов», в обществе останутся только  трудящиеся, которые будут обмениваться  продуктами по справедливой цене. Труд и кали-тал будут «отождествлены»,  общество перестанет нуждаться  в правительстве. 

      Прудон не только разработал  план реформирования общества, создания  безденежного хозяйства и организации  справедливого строя, но и попытался  реализовать разработанный проект. С этой целью он предпринял  шаги по организации «Народного  банка», однако банк по разным  причинам не был открыт, и до  практической реализации проекта  дело не дошло. 

Биография 

Франсуа Шарль  Фурье (Francois Charles Fourier) родился в 1772 г. в Безансоне. Образование он получил в безансонском иезуитском колледже. У него были отличные способности к наукам, литературе, музыке. Фурье никогда специально не изучал трудов английских и французских экономистов, он познакомился с их идеями довольно поздно и из вторых рук — по журнальным статьям и из бесед со сведущими людьми. В 18 лет Фурье начал службу учеником в большом торговом доме в Лионе. В этом промышленном городе ему было суждено провести значительную часть жизни, а из наблюдений над общественными отношениями в Лионе во многом выросли его социально-экономические идеи. Кроме того, ему уже в очень молодые годы пришлось по делам фирмы бывать в Париже, Руане, Бордо, Марселе. В 1792 г., получив долю наследства отца, Фурье открыл в Лионе собственное торговое дело. Молодость Фурье проходила в годы революции. До этого великие исторические события, видимо, мало затрагивали его, но грозный 93-й год перевернул всю жизнь молодого купца. Во время восстания Лиона против якобинского Конвента Фурье оказался в рядах восставших, а после капитуляции — в тюрьме. Все его имущество погибло. Из тюрьмы ему удалось освободиться, и он уехал в родной Безансон.  

Вскоре он вступил  в революционную армию и полтора  года служил Республике. Уволенный  из армии по состоянию здоровья (а  оно было у Фурье слабым всю  жизнь), он нанялся коммивояжером  в торговую фирму, а потом стал в Лионе мелким торговым маклером. В эти годы ему вновь пришлось много ездить по Франции, наблюдать  экономическую и политическую жизнь  эпохи Директории и Консульства. 

К тридцати годам  Фурье приходит к твердому выводу, что его предназначение в жизни  — стать социальным реформатором. Как он рассказывает, непосредственным толчком к этому убеждению  послужили размышления по поводу экономических нелепостей, которые он наблюдал. Его поразило, например, до какого уровня взвинчивают в Париже цены на яблоки спекулянты, тогда как крестьяне в провинции отдают их почти даром. 

В декабре 1803 г. Фурье опубликовал в лионской газете небольшую статью под заглавием  «Всеобщая гармония», где возвещал о своем «удивительном открытии». Он писал, что на основе методов естественных наук откроет «законы социального  движения», как другие ученые открыли  «законы материального движения». Более полно идеи Фурье были изложены в вышедшей анонимно в 1808 г. в Лионе  книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб». 

Информация о работе Биография Прудона