Баллады о Робин Гуде как исторический источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Задача работы — рассмотреть баллады о Робин Гуде как исторический источник, опираясь при этом на другие документы того времени, чтобы иметь максимально объективный взгляд на ситуацию.
Актуальность данной работы в том что произведения о Робин Гуде являются ценном источником как с исторической и культурной, так и с психологической точки зрения, т.к. в них отражается пример того как ущемленные слои населения сами создают себе героя, который их защищает, или что тоже интересно приписывают эти свойства одному человеку.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 45.78 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Появление личности такого масштаба как Робин  Гуд — результат не только его  предполагаемый деятельности, это как  минимум «верхушка айсберга», которая  скрывает внутри себя как настроение народа, отношение его к власти и ее политике, но и отношение  к церкви. Так же сюда можно отнести  то что Англия того времени была завоевана нормандцами, это тоже оставило свой отпечаток. Но обо всем по порядку. Реальна эта личность или нет, конечно, по большому счету  уже значения не имеет, т.к. Робин  Гуд и легенды о нем —  это уже национальный эпос, без  которого представить себе историю  любого государства было бы неправильною. Первое упоминание о Робин Гуде встречается как о «самом благородном разбойнике всех времен», датируется в XIV веку, при этом предполагаемые годы жизни его - 1160 - 1247, из этого можно сделать вывод, что легенды о нем произошли гораздо позже, и не факт что при его жизни он был так популярен.

Анализ  источников о Робин Гуде и об обществе того времени осложняется тем  что дошедшие до нас баллады, и  другие письменные источники не дают полной картины событий. Летописи X - XII создавались немного численными образованными людьми, как правило, духовного звания, и нередко они выполняли определенный заказ и трактовали события так, как было выгодно господину. Поэтому при желании выяснить непосредственное отношение народа, большинства современников к данным вопросам и событиям, можно полагаться на косвенную информацию. Интересующие события и связанная с ними проблематика отразились в письменных источниках X - XIII вв. Нормандские источники эпохи завоевания характерны формально - юридическим подходом, схематизмом. Основаны на легенде о праве Вильгельма Завоевателя на английский престол. Как правило, они ограничены рассказами о битве при Гастингсе и коронацией Вильгельма. Англо - саксонские летописцы лучше осведомлены об английских делах, дают гораздо более полную картину событий, но они не могли открыто выступать против новой власти. Это привело к тому что ход их повествования оказался достаточно взвешенным. Интересно, что завоевание они оценивают как наказание, посланное за грехи. Они оправдывают сдачу Лондона, мотивируя это тем что это помогло избежать больших жертв. Еще более примечательна динамика этих записей - чем дальше от 1066 года, тем меньше сочувствия повстанцам, и больше поддержки Вильгельма I, одобрение его централизаторской политики и военных успехов. Из этого можно сделать вывод что власть из оккупационной формы перешла в легитимную, а повстанческое движение деградировало в сторону феодальных смут и локального бандитизма.

Совершенно  с другой стороны показывают ситуацию народные произведения, такие как  цикл баллад о Робин Гуде. Они не были сразу созданы в письменной форме, долгое время существовали и передавались от человека к человеку, при этом меняясь, обретая новые детали.

Это привело  к тому что на их основе создано множество художественных произведений, таких как «Айвенго», Вальтера Скотта, «Робин Гуд — Король разбойников», «Робин Гуд в изгнании» Александра Дюма, «Робин Гуд. Разбойник» Дональда Эйгуса, «Робин Гуд. Король-Ворон» Стивена Лоухеда, «Робин Гуд» Дианы Кинг, т.д. Проблема этих произведений в том что они художественные, и исторической ценности не имеют, хотя роман Вальтера Скотта в котором Робин является современником Ричарда Львиное Сердце, надолго заставил некоторых историком считать это канонической версией. Однако преимущества нарротивных источников в том что они отражают народное настроение, в них легко проследить сочувствие народа к лесным стрелкам, ушедшим в лес в результате притеснений, примечательно что впервые в европейской поэзии героем произведений становится человек неблагородного происхождения (хотя были версии что Робин Гуд бывший лорд, граф и т.п.). В отличие от рыцарей, Робин воюет с притеснителями народа, все его дела распространяются на обиженных и ущемленных. Еще интересен тот факт что у героев древней мифологии Европы встречаются такие имена как Рупрехт, Руперт, и самая современная дошедшая ло нас форма — Роберт, сокращенно Роб. Слово «Гуд» трактуется двумя путями - «Хороший», и есть интересный вариант от слова «Hood», то есть «капюшон», или просто головной убор. Так же это слово имеет сначение «скрывать», и таким образом можно сделать вывод — Робин Гуд это “Rob in Hood”, но это тоже только гипотеза.

Баллады о подвигах Робина Гуда составили  циклы: “Малая песнь о деяниях  Робина Гуда” (The Little Geste of Robin Hood) и более поздний цикл “Деяния Робина Гуда” (A Geste of Robin Hood). Эти своды печатались на протяжении XV-XVI вв. В них обнаружилась тенденция к слиянию отдельных баллад в эпически цельное произведение. Однако помимо “сводов” существовало множество самостоятельных баллад и песен о Робине Гуде.Большую часть составляют баллады лирико-драматического характера. В них рассказывается о любви и ненависти, о семейной вражде и ревности. Стихия чувств, глубина переживаний создают атмосферу драматической напряженности. Сила страстей и непосредственность их проявления порождает остроту ситуаций.

Таковы  баллады “Две сестры” (The Two Sisters), “Чайлд Уотерс” (Child Waters), “Леди Изабел” (Lady Isabel), “Трагедия Дугласов” (The Douglas Tragedy), “Жестокий брат” (The Cruel Brother) и др.

Еще необходимо выделить тот факт, что при анализе  произведений, напрашивается такой  вывод, что народ не питал особой любви к знати, феодалам, шерифу, и другим представителям власти, но при этом имеют большое уважение непосредственно к королю. Это  можно обьяснить тем что в христианском понимании король — наместник Папы, а значит и Бога, однако это не распространялось на его вассалов. По поводу отношения с церковью тоже можно проследить интересную связь. Во многих балладах священники, монахи, и даже епископ были объектом неоднократных насмешек Робин Гуда, но при этом Робин и его друзья — религиозные, верующие люди. Чтобы разобраться в этом, необходимо провести анализ социального состояния общества того времени.

Объектом  исследования данной работы является конфликт между простыми людьми, крестьянами  и представителями власти, описанный  в балладах. Нельзя сказать что этот конфликт был явным, хотя прямые столкновения все же имелись. Социологические и психологические исследования последующих времен показывают, что общество является своего рода системой, в которой все элементы тесно связаны между собой, и действия в одной её части приводят к ответной реакции в другой.

Предмет исследования - деятельность Робин  Гуда, появление баллад о нем, как  реакция народа на завоевание Англии Вильгельмом, новые законы, усиление централизации, и как следствие  на изменение жизни людей в  целом.

Задача  работы — рассмотреть баллады  о Робин Гуде как исторический источник, опираясь при этом на другие документы того времени, чтобы иметь максимально объективный взгляд на ситуацию.

Актуальность  данной работы в том что произведения о Робин Гуде являются ценном источником как с исторической и культурной, так и с психологической точки  зрения, т.к. в них отражается пример того как ущемленные слои населения  сами создают себе героя, который  их защищает, или что тоже интересно  приписывают эти свойства одному человеку.

Все вопросы, связанные с его личностью, гораздо  легче воспринимать, если учитывать  ту социальную среду в которой они создавались, его современник  Вальтер Боуэр еще в XV в. не случайно, конечно, отметил, 
что Робин Гуд был знаменит "между людьми, лишенными собственности".
 
 
 
 
 
 
 

План 

Введение

Глава 1Завоевание англии 

Глава 2 Английское общество 

Глава 3 Деятельность Робин Гуда 

Заключение

Список  литературы 
 

Глава 1

Английский  король Гарольд Годвинсон потерпел при Гастингсе страшное поражение, погибли почти все его дружинники, погиб и он сам. «Это стало поворотным моментом в истории страны, привело к насильственной ломке староанглийский традиций, общественных структур, истреблению англо — саксонской элиты, и насаждению взамен ее новой, иноземной, вытеснению языка коренного населения из сферы официального делопроизводства, массовым земельным конфискациям в пользу завоевателей1» Страна осталась без войска, смысла собирать против Вильгельма крестьянское ополчение не было, тем более в англии не было человека которому это было бы под силу. Горожане Лондона сдались без боя, и 25 декабря 1066 года он был короновал. Во время коронации произошел неприятный инцидент «На рождество 1066 герцога Вильгельма Норманского провозгласили королем в Весминстерском аббатстве, приветственные возгласы были как на английском, так и на французском языках, что встревожило стражников, дежуривших на улице, полагая что внутри собора началось что-то неладное, они подожгли ближайшие здания, началась страшная паника, так-же замечены случаи мародерства2». Однако эта коронация создала прецедент для Средневековья. Вассал французского короля, не меняя своего статуса, поднялся на одну ступень в феодальной иерархии, встав вровень со своим синьором. Подобная двойственность положения, осложненная тем что Нормандия стала еще более независима от французской короны, породила конфликт, который разгорался почти три столетия и позже перерос в Столетнюю войну. Однако быстро установленный контроль над Англией оказался хлипким — в 1069 году происходит первое восстание в северных районах. Но Вильгельм жестоко пресек это восстание, а в 1072 принудил Шотландского короля стать своим вассалом. Так же тогда начинается процесс, который достиг огромного размаха - конфискация земель у английской знати, большая ее часть потеряла свои владения, так же нормандские епископы заняли высшие посты в английской церкви. Вильгельм присвоил себе седьмую часть всех земель государства, обеспечив себе надежную основу в виде мощного домена. Имея за плечами опыт борьбы с непокорными вассалами в Нормандии, он принудил их стать своими прямыми вассалами. Так же он заставил принести подобную клятву в Солсбери всех архиепископов, епископов, аббатов, рыцарей и шерифов, все феодалы стали его прямыми подчиненными, тем самым исключив французское правило «вассал моего вассала - не мой вассал». Особое место Вильгельм отводил отношению с духовенством, ему был дарован ряд привилегий, но при этом поставил условие, при котором любое распоряжение Папы имеет силу только с одобрения короля, с тех пор берет начало противостояние римским папам. Изменяются права свободного крестьянства «решительным шагом стало создание системы королевских заповедников, для них была отобрана немалая часть лесных угодий, под страхом ослепления там запрещалось охотиться без разрешения короля3» .Эта легенда напрямую связана с Робин Гудом. Несмотря на все это слой свободного крестьянства в Англии не исчезал, более того он стал опорой короля, поскольку в верховной власти люди видели меньшее зло чем в алчных баронах.

Вильгельм II Рыжий (1087 — 1100) продолжил и развил курс Вильгельма Завоевателя на централизацию власти, преуспевая в отнимании средств у вассалов, а так-же в урезании феодальных прав. Вильгельм II расширил права королевской охоты, заменив ослепление на смертную казнь. Но феодалы не могли и не хотели смотреть на растущую власть короля, и в 1088 и в 1095 г. предпринимают восстания, однако население выступило на стороне короля и это закончилось для баронов неудачей. После гибели Вильгельма II в результате несчастного случая на охоте, наследником должен был стать его брат Роберт, которого поддерживало много влиятельных баронов, однако Генрих, их брат, переманивает их на свою сторону тем что он создает первую хартию вольности. В принципе, она отменяла лишь некоторые злоупотребления, созданные его предшественниками к феодальной верхушке. При Генрихе I происходят изменения в хозяйственной жизни, Англия становится экспортером овечьей шерсти на континент, это влечет за собой выгодные экономические контакты, а так же является основой для возникновения капиталистических тенденций в экономике. Так же происходит рост городов и усиление их роли в обществе.

Когда жизнь Генриха I стала подошла к концу, у него не осталось наследников, и начинается борьба за власть между его дочерью Матильдой, и его племянником Стефаном, несмотря на то что престол по завещанию уходил Матильде. К ней и примкнула значительная часть феодалов, но Стефан при поддержке горожан захватил власть в Лондоне, и короновался. Знать регулярно переходила из одного лагеря в другой, что затянуло конфликт практически на двадцать лет. В 1153 между Стефаном и сыном Матильды Генрихом заключается договор, по которому королем оставался Стефан, но после его смерти королем становится Генрих. В 1154 Генрих стал королем и с него начинается новая династия — Плантагенетов. Интересна история Ричарда I, или «Львиное сердце», как называли его современники. Вся его жизнь — это череда походов, войн, побед и поражений. Однажды когда он был в походе, в 1191 году в Англии произошли серьезные внутренние изменения. Король Филипп пытался извлечь выгоду из его отсутствия, однако безуспешно. Сам же Ричард попал в плен в Германии, хотя пленом это назвать можно было с натяжкой, у него было свободное перемещение, хоть и под присмотром стражников, он регулярно посещал пиры, и другие светские мероприятия. В плену он провел более года (декабрь 1192 — февраль 1194). Для выхода из плена необходимо было заплатить выкуп. Для этого были увеличены налоги и введена так называемая «саладиновая десятина». Эти меры позволили собрать около 100 тысяч марок, и мать Ричарда лично везет их в Германию. Это сумма составляла две трети от суммы выкупа, и тогда Ричард решает вернуться в Англию инкогнито. Согласно легенде, король прибыл инкогнито под видом неизвестного рыцаря или настоятеля монастыря для того чтобы покарать тех из своих подданных, которые предали его и попытались возвести на престол его брата. Когда он проезжал через Шервудский лес, он познакомился с Робин Гудом и его товарищами. Робин Гуд оказал ему гостеприимство, и наглядно продемонстрировал свою верность королю.4. Однако на самом деле возвращение короля было пышным, на всем пути королевского кортежа его приветствовали подданые. Что правдиво в этой легенде, это то что Ричард на самом деле собирался покарать своих противников. Он с войском двинулся на север, и когда подошел к Ноттингему, его противники в панике покинули город.

Информация о работе Баллады о Робин Гуде как исторический источник